Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 08:05, доклад

Описание работы

Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно по всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом.

Файлы: 1 файл

право.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

 

   ≈ сбор  дани дружинниками;

 

   ≈ расширение  подвластных королю (феодалу) территорий;

 

   ≈ огораживание (сгон крестьян и присвоение  угодий);

 

   ≈ иные  формы насилия.

 

     Для  поддержания установленного порядка  также требовалось насилие (чиновники,  армия и т. д.), и возникла  необходимость создания "охранительного  аппарата" завоеванных благ.

 

     Возникновение  государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному

 

     В  пользу теории насилия говорит  то, что оно (насилие) действительно  является одним из основных  факторов, на которых основывается  государство. Например: сбор налогов;  правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.

 

     Многие  государства были созданы путем  насилия (пример - преодоление феодальной  раздробленности в Германии ("железом  и кровью" - Бисмарк), во Франции,  собирание русских земель вокруг  Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

 

     Ряд  крупных государств был создан  путем завоевания и присоединения  других государств: Римская империя;  Татаро-Монгольское государство;  Великая Британия; США и др.

 

     Недостатком  теории насилия является то, что  насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

 

Ирригационная  теории возникновения государства

 

     Ирригационная  (водная, гидравлическая ) теория возникновения   государства   выдвигалась   многими   мыслителями Древнего  Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация).

 

     Крестьянин-индивидуалист  не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.

 

     В  подтверждение данной теории  говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

 

     Против  теории говорит то, что она  не объясняет причину появления  государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).

 

Экономическая теория возникновения государства

 

     Возникновение  экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с  именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название - Историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

 

     Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

 

     Согласно  данной теории государство возникло  на классово-экономической основе:

 

   ≈ произошло  разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);

 

   ≈ возник  прибавочный продукт;

 

   ≈ в  результате присвоения чужого  труда общество расслоилось на  классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

 

   ≈ появились  частная собственность и публичная  власть.

 

   ≈ для  поддержания господства эксплуататоров  был создан специальный аппарат принуждения - государство.

 

     Теория  имеет рациональное зерно - экономический  анализ, признание наличия в обществе  групп с противоположными (или  различными) интересами - классов и  др.

 

     Не  только классово-экономические факторы  повлияли на возникновение государства (например: национальные, военные, психологические и т. д.). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.

 

Расовая теория

 

     Согласно  этой теории, в мире существуют "высшие" расы, которые призваны господствовать, и "низшие", которым самой природой предназначено находиться в подчинении у "высших" рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.

 

     Расовая  теория имеет долгую историю,  но наибольшего своего развития  и даже практического применения  она достигла в средние века - в период расцвета колониализма  и в первой половине XX в. - в  период появления в Европе  фашизма. Сначала "цивилизованные" страны широко использовали ее для оправдания жестокого обращения с туземцами и захвата их земель, а затем одни "цивилизованные" страны (фашистские Германия и Италия, милитаристская Япония) оправдывали с помощью расовой теории развязанную ими войну против других "цивилизованных" и "нецивилизованных" стран.

 

     Идеи, лежавшие в основе расовой  теории, широко использовались в  по­слевоенный период в ходе  ведения "холодной войны"  между США и СССР.

 

     Исторически  расовая теория изжила себя  и была полностью дискреди­тирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как "научная", академическая доктрина, она имеет хождение в западных странах и в на­стоящее время.

 

Инцестная (половая) теория

 

     Запрет  инцеста (кровосмешения) близких  родственников является исходным  социальным фактом в выделении  человека из мира природы, структуризации  общества и в последующем возникновении  государства (Леви-Стросс)

 

Спортивная

 

     Возникновение  государства напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом (Ортега X. Гассет)

 

Диффузная

 

     Государство  возникает в результате передачи  опыта управления большими отрядами  человеческого сообщества от  одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался (XIX-XX века) (Гребнер).

 

Теория специализации

 

     Государство  -   это  результат  возникновения   специализации   в  сфере  управленческой (политической специализации),  которая  имело место наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией) 

 

Другие теории

 

     Помимо  перечисленных, существуют и другие  теории происхождения государства.

 

     Современные теории западных политологов исходят из новых социально-экономических, политических, научно-технических, международных и иных условий. Среди них наиболее распространенные:

 

   - теория  элит (В.Парето, Г.Моска, Ч. Р.Миллс  и др.).

 

   - технократические  теории (Р.Арон, Д.Гелбрейт и др.).

 

   - теория  плюралистической демократии,

 

   - теория  государства всеобщего благоденствия,

 

   - теория  социального и правового государства,

 

   - теория  солидаризма,

 

   - теория  конвергентного государства,

 

   - теория  мирового государства и правительства и др.

 

      Рассматривая все концепции (теории) возникновения государства можно  отметить положительные стороны  и недостатки каждой из них,  являющиеся результатом субъективного  подхода их представителей к  процессам развития общества и государства.

 

    Существует  определенное научное согласие  относительно характеристики предпосылок  образования государства, среди  которых выделяются экономические,  экологические, демографические,  психологические, идеологические, внутренние  и внешние факторы.  Экономические факторы связаны с неолитической революцией, переходом к производящему хозяйству; экологические – с определенными видами хозяйственной деятельности (например, ирригация); психологические – с образом жизни отдельных наций (например, кочевой – у цыган); идеологические – влияние религии (например, современный Иран); внешние – с угрозами обществу, исходящими из вне, а также с опытом развития других стран.

 

 

 

2. Вариантность  возникновения государства

 

     Рассмотренные  теории условно можно определить на два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.

 

      Первоначальный – это постепенное  создание в родоплеменных сообществах  людей особого института, составляющего  неотъемлемую его часть и одновременно  выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество. В обществе создавались предгосударственные формы и предпосылки, которые приводили к образованию государства или не приводили.

 

     К  данной группе теорий образования  государства относится  господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А.Августин, Ф.Аквинский).

 

     Позднее  появляется теория личностного  характера. Одни представители  этого подхода считали человека  по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т.Гоббс). Другие философы (Ж.Ж.Руссо) считали наоборот человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, в связи с чем они заключили между собой договор для общей пользы.

 

     Существует  теория, которая объясняет возникновение  государства с коллективистских  позиций, в основе которого  лежит насилие или внутреннее  или внешнее. При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.

 

     Среди  отдельных современных теоретиков  получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:

 

     Военный  – в ходе постоянных захватнических  набегов и защиты от других  племен, сообществ, захватом большой  добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;

Аристократический – власть знати как в Древнем  Риме;

 

     Плутократический  – в обществе выделяется небольшая  группа, слой богатых людей, которые  присваивают власть себе (плутократия  – власть богатства).

 

     В  российской теории государственности преобладает многофакторный подход к первоначальному образованию государства. В процессе образования государства наиболее важную роль играют, видимо, следующие факторы:

 

   - Социальная  сущность человека и связанная  с этим необходимость управления общностью людей;

 

   - Выполнение  «общих дел»;

 

   - Социальная  асимметрия;

 

   - Необходимость  особого института принуждения  для разрешения социальных конфликтов  из-за противоречий, возникающих  в результате неоднородности  общества.

 

     Производный  – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.

 

    К  подобному варианту образования  государства относится революционные  преобразования, в результате которых  происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия - 1917, Китай - 1947).

 

     Образование  нового государства возможно  благодаря организационным изменениям: 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара  в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).

 

      Другим способом является образование  независимого государства на  месте колоний. После Второй  мировой войны возникло таким  образом более 100 новых государств. При этом образование государства  шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и  то и другое.

 

Итак, какова же роль современного государства, является ли оно формой организации народа, каким запросам отвечает, а каким нет, и какие из этого предпосылки следуют!?

Информация о работе Теория государства и права