Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 08:05, доклад

Описание работы

Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно по всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом.

Файлы: 1 файл

право.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

 За все  виды правонарушений, посягающие на общественный порядок, установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя.

Экономическая функция:

  Эта функция  государства сильно изменилась  в ходе исторического существования  государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

 В современных  условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

 Государство  влияет на экономику через  налоговую политику, кредитно-финансовую  и валютно-денежную системы. 

Функция социальных услуг, обеспечения и  защиты граждан:

 Многие государства  характеризуют себя социальными.  Это означает, что они считают  своей важной задачей заботу обо всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

 В Российской  Федерации финансируются федеральные  программы охраны и укрепления  здоровья населения, принимаются  меры по развитию государственной,  муниципальной, частной систем  здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

 Поощряются  добровольное социальное страхование,  создание дополнительных форм  социального обеспечения и благотворительность. Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.

Культурно - воспитательная функция:

 Общество  в целом и государство заинтересованы  в том, чтобы каждый гражданин  имел образование, соответствующее  принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем, во многих государствах образование является обязательным.

 Государство  поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без  уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

Природоохранительная  функция:

 Охрана природы,  окружающей среды - насущная необходимость  современного мира. Человек в  результате своей хозяйственной  деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

 В современную  эпоху проблемы охраны и рационального  использования природных богатств  приобрели большое экономическое,  социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.

 Деятельность  по охране природы в рамках  своей компетенции осуществляют  все звенья механизма государства и его органов.

Внешние функции:

Функция защиты из вне:

 Данная функция  является важнейшим направлением  деятельности государства, ибо  она нацелена на защиту мирного  труда, суверенитета и территориальной  целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

 Практическое  исполнение функции защиты из  вне так же возложено на  особые государственные вооруженные  организации. Они предназначены  для обеспечения суверенитета, защиты  территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:

1. Службы внешней  разведки. Они осуществляют сбор  информации на случай ведения  военных действий.

2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

3. Полиция (милиция)  является основой и гарантом  общественного порядка. Полиция  призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

Функция сотрудничества с другими странами:

 В основе этой функции  заложены интересы каждого государства.  В Конституциях ряда стран  подчеркиваются идеи дружбы и  сотрудничества со всеми странами.

 Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

 Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство. Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

 Ни одно  государство не может существовать  без экологических связей с  другими государствами. Внешняя  торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее  распространенные составляющие  внешнеэкономической деятельности  государства. 

 Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.

Борьба  с международной преступностью:

 В последнее  время все более широкие масштабы  приобретает  международная преступность.

 Торговля  и контрабанда наркотиков, терроризм,  незаконная торговля оружием  - вот небольшой перечень наиболее  опасных видов международных преступлений.

 Ни одно  государство не в силах в  одиночку справиться с этой  проблемой. Очевидна необходимость  совместных действий государств  по борьбе с международной  преступностью. 

 Конкретными  действиями  государств в этой  области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

 Одной из  таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность  по предупреждению и пресечению  этих преступлений, проводит совместные  мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.

Участие в охране окружающей среды:

 В настоящее  время остро встал вопрос об  охране окружающей среды. Данный  вопрос постоянно находится в  центре внимания всего мира. Охрана  окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве.

 Крупные  ученые ряда государств обеспокоены  экологическим состоянием природы  в различных уголках мира. Из  государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.

6. Правовые  формы выполнения функций 

 Формы осуществления  функций характеризуют связь  государства с правом как   одним из основных средств  властвования. В зависимости от  этого и различают три основные формы осуществления функций:

 1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.

2. Правоисполнительная  - государственная деятельность, выражающаяся  в принятие мер по исполнению  норм права. Она состоит главным  образом в издании властных  индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность.)

3. Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная  деятельность, выражающаяся  главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.

 В будущем  будут возникать и новые функции,  а вместе с ними и определенные  трудности, которые необходимо  будет решать.

 Таким образом,  из рассмотренных нами функций,  мы видим, что государство является  не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

 

«Теории происхождения государства»

 

1. Основные  теории (концепции) происхождения  государства и права

За время  существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.

 

     К  основным теориям возникновения  государства принято относить:

1. теологическую  (религиозная, божественная);

2. патриархальную (отеческая);

3. договорную (естественно-правовая);

4. органическую;

5. психологическую;

6. ирригационную;

7. насилия (внутреннего  и внешнего);

8. экономическую  (классовую).

 

Теологическая теория возникновения государства

 

     Теологическая  (религиозная)  теория  господствовала  в средние века. В настоящее  время она наравне с другими  теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в.,  Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).

Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности  государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".

Теократическая  теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми".

 

     Суть  теологической теории в том,  что, по мнению ее авторов,  государство возникло по воле  Бога. Следовательно, государство,  его институты, власть:

   = вечны,  незыблемы и святы;

= их возникновение и упразднение не зависит от человека;

= являются выразителями  воли Бога на земле.

 

   Теологическая теория призывает:

 

   • принять  государство и власть как данность, полученную свыше;

 

   • признать  власть монархов (распространенную  в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);

 

   • полностью  и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть  церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству;  не пытаться изменить установленный Богом порядок.

 

     Достоинства  данной теории:

 

   - способствует  укреплению гражданского согласия  в обществе, усилению духовности;

 

   - препятствует   насилию,   революциям   и   гражданским войнам, переделу власти и собственности.

 

     Недостаток  теории в том, что она основана  на вере (в Бога), а не на проверенном  научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя  доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

Информация о работе Теория государства и права