Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 08:05, доклад
Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно по всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом.
3.Роль
государства в современном
Формально роль
государства состоит в
Иногда интересы финансовых групп и народных масс совпадают, иногда нет, тотально противопоставлять интересы друг друга – было бы ошибкой. Есть определённая взаимозависимость. В конце концов - народные массы являются источником и условием потенциала финансовых групп.
Потенциал финансовых групп пропорционален объёму [наличных, возобновляемых, конвертируемых] финансов и качеству их трансформации в экономический и [как следствие] политический потенциал. Естественным является стремление финансовых групп как минимум – сохранить, как максимум - приумножить свой потенциал. Капиталы финансовых групп объективно ничем и никем не гарантируются, за исключением государства. Поэтому потенциалу стихии народных масс финансовые группы противопоставляют организованную силу [правового] государства, с его институтами принуждения.
Сознание народных
масс крепко ассоциирует страну [народ
в пределах своей территории] с
государством. Электоральная модель
насыщения государственной
Практически финансовые группы с целью сохранения и приумножения своего потенциала финансируют [содержат] политические партии, которые [впоследствии электорального избрания] обеспечивают финансовым группам достижение их стратегических и тактических целей.
В результате трансформации финансовых [и экономических] ресурсов финансовых групп [посредством реализации электоральной модели насыщения государственной системы] в политический потенциал – государство оказывается в подчиненной роли.
Безусловно, государство – это не нечто самосущее, а нечто производное – форма, инструмент. Будь народ полновластным хозяином государства, оно [государство] могло бы принести немалую ему пользу. Но на практике, когда ресурсный потенциал финансовых групп уже давно перерос [финансовый и экономический] потенциал отдельных государств и народов, и подлинными субъектами политики стали не [декоративные] политические партии, а сами финансовые группы, то власть народа над государством является [поощряемой] иллюзией.
В современном мире государство не является формой организации народа, но является ему отчуждённым и чем-то [извне] подчинённым. Степень отчуждения у разных народов разная. Народы стали заложниками государств. Государства стали тюрьмами народов. И чем сильнее государство, тем больший гнёт на себе испытывает народ. Ненависть народа к собственному государству в наши дни не редкость. Люди ощущают, что государство бдит не их интересы, но сторонние. Решения, которые принимают «политики», бывают в интересах народа только в случае совпадения интереса народа и с интересами финансовых групп. Государство стало сервисом для богатых. Такова его современная роль.
Народ, опираясь на достаточность, ответственность и независимую творческую деятельность своих членов, путём собственной реорганизации, в принципе способен вернуть себе место субъекта истинной политики и достигнуть компромиссной модели взаимодействия с собственными и инородными финансовыми группами. Ибо очевидно, что сама необходимость в настоящее время ставит перед народами очередную историческую задачу собственной реорганизации, после которой государство, как форма организации, будет окончательно пережито.
4.Происхождение права.
Социальные нормы в первобытнообщинном обществе
Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью правил поведения или социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества и возникновение групп (слоев, классов, каст) с противоположными интересами привело к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Экономический базис классового общества требовал новых обязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством.
Коренной исторической задачей нового, сменявшего родовые обычаи, регулирования было создание общего порядка отношений между людьми, соответствующего потребностям производящего хозяйства: скотоводства и земледелия. В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Поэтому становление нового порядка у земледельческих племен началось с создания новой религии, объединявшей родовые общины. Тем не менее, религиозные ритуалы поддерживались первыми языческими государствами этих народов и постепенно получили своеобразное обычно-правовое значение. Обычаи, сложившиеся в период становления древних цивилизаций, освещаемые религией и охраняемые государством, были тогда одним из важнейших источников права (обычное право, или правовой обычай). В них еще сохранились остатки обычаев родового строя, но все большее значение приобретали нормы патриархального быта сельской общины, закрепляющие неравенство членов «большой семьи», привилегии высших сословий и обязанности низших. Правовые обычаи содействовали укреплению царской власти, утверждая ее божественное происхождение и устанавливая «страшную» кару за бунт, покушение на правителей и чиновников. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писаных сводов законов (Законы XII таблиц, «варварские правды»).
Большую роль в формировании права сыграли судебные органы, защищавшие прежде всего интересы имущих и привилегированных классов. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Судебные функции первоначально осуществлялись жрецами (в рамках религиозного ритуала) либо верховным правителем (царем, королем) и назначаемыми ими лицами. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).
Но становление государственности требовало все более прочного закрепления правовых норм. С развитием письменности появляются и первые писаные законы. Древнейшие памятники права уже весьма недвусмысленно закрепляли имущественное неравенство, привилегии богатых, бесправное положение рабов, ограниченные права и повинности низших слоев населения. Собственность и личность знатных людей пользовались несравненно большей защитой. Политические права обычно соизмерялись с имущественным положением и принадлежностью к высшей касте.
Предусматривалась и охрана публичного интереса: преследовались бунт, неуплата долга, отказ от повинности, разбой, кража, т.е. такие деяния, которых не знало первобытное общество. Древние средства доказывания (ордалия, поединок, присяга) все больше приспосабливались к интересам господствующей верхушки: от ордалии или поединка можно было откупиться.
Возникающее право опиралось на принудительную силу публичной власти, иначе ему не удалось бы вытеснить родовые обычаи.
Однако роль права нельзя сводить только к закреплению классового (кастового, сословного) господства, хотя на первых ступенях цивилизации эта его функция была достаточно ярко выражена. Нормы права устанавливали и поддерживали единый для всего населения страны порядок общественных отношений, условия владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, обеспечивали единство государственной власти, без чего невозможна нормальная мирная жизнь любого общества.
Право позволяло
разрешать споры между
правила, существенно отличавшиеся от родоплеменных обычаев. Так происходило становление правового порядка в Египте в результате покорения Верхним царством Среднего и Нижнего (IV тыс. до н.э.); в Шумере и Аккаде при правлении династии Саргана (III тыс. до н.э.); в империи инков, подчинившей другие племена (XIII-XV вв. н.э.); у скифских племен, объединенных царем Антеем (конец V в. до н.э.).
Наконец, государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Издревле вырабатывались дипломатические церемониалы, касающиеся заключения межгосударственных союзов, установления таможенных правил и сборов и т.п. Постепенно возникают зачатки международного права.
Закономерности возникновения права
Периодизация формирования права, этапы в его становлении в разных юридических школах различаются. Соответственно, во взглядах на происхождение права представителей позитивизма, естественно-правых и социологических теорий имеются существенные различия. Мы укажем этапы в формировании права в связи с экономикой общества. Можно выделить три основные фазы в развитии права. Первая — фаза зарождения - относится по преимуществу к тем обществам, где происходит лишь становление производящих форм экономики. Вторая фаза знаменует оформление данного пласта регулятивной системы в некую систему правил (норм). Эта фаза увязывается с такими обществами, где налицо полная победа различных форм производящей экономики. И, наконец, третья фаза связана с письменной кодификацией права в ряде раннегосударственных образований.
Разделяя формирование права на некоторые условные этапы, можно выделить формирование права в первобытном обществе, присваивающей экономике, производящей экономике. Хотя основание - вид экономики, как и любое другое основание, является не абсолютным. В структуре регулятивной системы первобытного общества - социальных норм присваивающей экономики - можно выделить следующие элементы.
Содержание. Социальные нормы были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничное существование и воспроизводство конкретных общин в природной среде. Одним из важных факторов такого существования было закрепление за соответствующей группой, кланом той или иной территории. В социальных нормах закреплялась и выполнявшая функции экологического регулятора тотемная система. Социальные нормы регулировали брачно-семейные отношения.
Способы регулирования. Здесь можно выделить три основных способа: запреты, дозволения и (в зачаточной форме) позитивное обязывание.
Запреты существовали, главным образом, в виде табу, т.е. в виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки. Дозволения (разрешения), определяя поведение человека, указывали, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территорией, источниками воды.
Запрещалось: нарушать разделение функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; убийство; телесные повреждения; каннибализм; кровосмешение; колдовство и т.п.
Позитивное
обязывание имело своей целью
организовать необходимое поведение
в процессах приготовления
Формы выражения. Социальные нормы присваивающей экономики находили свое выражение в мифологических системах, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, в иных формах.
Мифологическая нормативная система - одна из древнейших и очень мощных форм социального регулирования. В единстве с обрядами, ритуалами мифы играли основную социально-нормативную и информационную роль: в них закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, обо всех географически значимых местах, о нормах семейно-брачных отношений, половые, пищевые и возрастные табу.
Санкции. Для
присваивающих обществ было характерно
добровольное выполнение правил поведения.
Однако имели место и санкции:
общественное порицание, изгнание из общины,
нанесение телесного
Сформулируем существенные
признаки права, позволяющие констатировать
его появление и
— Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых определенной логической структурой («если..., то..., иначе...»), установлением масштаба, меры поведения. Оно определяет границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного поведения.