Типология государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть сущность и особенности типологии государства.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о сущности, функциях и типологии государства.
3. Рассмотреть сущность и специфику формационного и цивилизационного подходе к типологии государств.
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Файлы: 1 файл

курсак 1 курс.docx

— 69.37 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

«Типология  государства» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема работы актуальна потому, что в юридической  науке государство является одним  из самых сложных объектов для  исследования в силу многосторонности его проявлений. Ученые прошлого и  современности полемизируют относительно понятия, основных признаков, происхождения, а также иных аспектов существования  государства. Методология исследования состоит из различных способов, приемов, средств научного познания. Ученые, как правило, используют сравнительно-правовой, исторический, логические и иные методы. Также в их инструментарий обычно входит такой логический способ научного познания, как типология. Типология представляет собой один из важнейших методов познания исторического развития государства и права. Развитие же государства и права – важнейшая составная часть всего процесса развития человеческого общежития, а, следовательно, и всего исторического процесса.

В истории  каждого государства можно выделить определенные периоды (этапы), возникающие  и прекращающиеся в каждом из них  в разное время и имеющие специфические  особенности. Тем не менее, существует возможность выявить какие-то общие  особенности, характерные для всех государств данного периода.

В современной  юридической науке используется множество подходов, которые направлены на систематизацию научного знания о  государстве.  Среди всего многообразия подходов основными и традиционными  назвать можно два - формационный и цивилизационный. Однако их положение в ходе развития государствоведения не всегда было одинаковым. Так, длительное время в советской юридической науке господствовала формационная концепция. В течение 70-ти лет государство понималось, прежде всего, как орудие, механизм подавления. В теории государства и права существовал единственный подход к типологии государства, который основывался на характере общественно-экономической формации. В конце 80-х - начале 90-х гг. XX века это положение резко изменилось. Юридическая наука «признала» зарубежную цивилизационную концепцию. Наряду с формационным подходом появляется цивилизационный подход, основой которого является культура общества.

Формационный  подход подвергся жесткой критике  со стороны большинства ученых. При  этом цивилизационный подход стал признаваться как теория, способная вывести науку из кризисного состояния. Однако в начале XXI века некоторые ученые-юристы стали отмечать несовершенство этой теории. Несовершенство цивилизационной концепции и критическое отношение к формационному подходу предопределили формирование новых типологий. В то же время их критерии частично схожи либо с критериями формационного, либо цивилизационного подходов.

Объектом  исследования  является систематизация государственно-правовых явлений как  один из важнейших методов их научного познания.

Предметом  исследования  является типология  государства как вид систематизации, основанный на выделении сущностных признаков государства, и современные  подходы к типологизации – формационный и цивилизационный.

Актуальность  темы определила её цель. Цель работы –  рассмотреть сущность и особенности  типологии государства.

Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:

1. Изучить  литературу по проблеме исследования.

2. На основе  теоретического анализа изучения  проблемы систематизировать знания  о сущности, функциях и типологии  государства.

3. Рассмотреть  сущность и специфику формационного и цивилизационного подходе к типологии государств.

4. Систематизировать  и обобщить существующие в  специальной литературе, научные  подходы к данной проблеме.

Теоретическими  источниками исследования, в которых  изложена проблема типологии государства (понятие, сущность, происхождение, функционирование и др.) в работах М.И. Абдуллаева, С.С. Алексеева, Г.В. Атаманчука, B.C. Афанасьева, М.И. Байтина, А.Б. Венгерова, Э.П. Григониса, А.И. Денисова, В.Л. Иноземцева, Л.И. Каска, А.В. Корнева, Б.А. Куркина, В.В. Лазарева, О.Э. Лей-ста, ЯМ. Магазинера, Р.Х. Макуева, А.В. Малько, Л.С. Мамута, Г.Н. Манова, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Л.А. Морозовой, Г.В. Назаренко, B.C. Hep-сесянца, B.C. Петрова, Т.Н. Радько, В.О. Тененбаума, П. Халаса, В.Н. Хропанюка, В.Е. Чиркина, Г.Ф. Шершеневича и др.

Что касается методологии, то в работе были  использованы следующие методы:

  1. Сравнительный: сравнение государства права, их элементов с иными однородными явлениями.
  2. Исторический: изучение закономерностей в развитии права и государства.
  3. Системный: акцентирует внимание на взаимодействии явлений, их единстве и целостности.
  4. Метод анализа: расчленение целого на составные элементы, их изучение в отдельности.
  5. Метод синтеза: обобщение в рамках целого знания, полученного в результате исследования отдельных элементов этого целого.

Практическая  значимость работы состоит в том, что она может быть использована студентами или преподавателями ВУЗов в качестве методического материала при подготовке юристов, социологов, политологов и т.д.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

    1. Сущность и отличительные черты государства

Термин  “государство” обозначает особый тип социальных явлений, которые характеризуются следующими чертами:

а) отношением власти и подчинения;

б) монопольным  использованием насилия теми, кто  владеет властью;

в) наличием юридического порядка;

г) относительным  постоянством;

д) институциональным измерением.

Таким образом, государство - это не образование, находящееся  над обществом и независимое от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях.

Государство - это не физическое явление, которое  может быть выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого.

Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном

пространственно-временном  контексте. Пространственно-временной  характер

государства обуславливается тем фактом, что  юридический порядок действует  на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок определённого государства действует не вечно и не во всех государствах, так как его применимость сужена до данной территории в течение данного периода.

Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция поведения людей посредством нормативных норм.

 

 

    1.  Элементы государства

Государство - это политическая общность, составляющими  элементами которой являются население, территория, и власть. Территория - это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства. Без территории государство не существует, хотя она может изменяться во времени. Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая через юридические нормы. Одна из главных целей элит, не состоящих на службе иностранных держав, заключается в гарантировании территориальной целостности государства.

Таким образом, относительно стабильная и обладающая гарантированной

целостностью  территория является существенным условием сохранения

государства. Именно вокруг вопроса о контроле за физической основой

государства разворачиваются многие внутренние и внешние политические

конфликты.

Следующим составляющим элементом государства  является население, проживающее на его территории и подчиняющееся  его власти. Народ как родовое  понятие может быть охарактеризован  как относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней, благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Люди, принадлежащие к какому-либо народу, обладают более или менее выраженным сознанием вхождения в отличную от других общность. Национальное сознание предполагает отождествление себя с общими культурными ценностями, а также наличие эмоциональных солидарных связей между лицами, принадлежащими к одной нации.

Таким образом, любое государство опирается по крайней мере на один народ. И хотя не существует государства без национальной основы, могут существовать народы без государства. Итак, нация - это необходимое, но не достаточное условие формирование государства, необходимы территория и государственная власть.

Следующим составляющим элементом государства  является власть, то есть отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.

Политическая  элита, используя юридические нормы, принудительно навязывает власть. Принудительный характер юридических норм сказывается в той мере, в какой их нарушение позволяет государственным органам применять санкции.

Власть  же осуществляется посредством этих норм. Юридические нормы

устанавливают, что именно нужно делать, хотя это  никогда не выполняется в

полной мере. Таким образом, политическая власть является регулятором

поведения населения  данного государства, поскольку  нормы определяют его

поведение.

Итак, государство - это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует  институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ

2.1 Проблема и понятие типологии государства

Как и  любое явление социальной жизни, государство содержит противоречивые стороны и тенденции. Одно из данных противоречий заключается в том, что государство одновременно выражает и классовые и общесоциальные интересы. Это противоречие вытекает из того, что подавление сопротивления угнетаемых классов на определенных этапах развития государства отнюдь не единственная задача государства. Будучи официальным представителем всего общества, заведуя его общими делами, оно выражает и общенациональные интересы. Поэтому можно говорить о государстве как о носителе некой «общей функции», т.е. публичной власти, которая принадлежит не господствующему классу, а всему обществу и осуществляется с целью его поддержания.

Иначе говоря, социальную природу государства  можно охарактеризовать только с учетом противоречивых задач государства, то, что оно является связующей силой цивилизованного общества, а не только машиной угнетенного класса.

Данное  противоречие в деятельности государства, выражающего в одно и то же время классовые и общесоциальные интересы, реально существует в виде

противоречия  между государством и гражданским  обществом. Как политическая форма этого общества государство есть выражение общности, тогда как гражданское общество, напротив, - выражение различия. Взаимоотношения между обществом и государством характеризуются конфликтом между общим интересом и частным, расколом между политическим государством и гражданским обществом. Однако, это не выводит их за рамки единства. Тесно переплетаясь, обе стороны единства могут превращаться в политическую общность, в которой государственное становится неотличимым от общественного.

Гражданское общество и государство находятся  в состоянии непрерывного противодействия, характер которого во многом зависит от степени развития общества и его институтов, от возможности последнего контролировать действия государственной власти. В условиях недостаточной развитости гражданского общества государство может проглотить его, узурпировав права и свободы граждан.

Поэтому государство как форма должно отвечать потребностям гражданского общества. Кант писал: «гражданскую свободу нельзя сколько-нибудь значительно нарушить, не нанося ущерба всем отраслям хозяйства, особенно торговле, а тем самым не ослабляя сил государства во внешних делах...».1 Чтобы функция государства как выражения общности сочеталась с его ролью как инструмента классового господства, оно вынуждено брать на себя миссию известного компромисса между различными общественными силами и их интересами, т.е. каждый раз находить форму разрешения всех противоречий.

Таким образом, анализ одного из противоречий государства  показывает, что оно, будучи формой устройства общества, олицетворяет в своем лице как общие интересы, так и интересы господствующего класса. В различные исторические периоды различны соотношения и приоритетность тех или других.

Вместе  с тем, государство выступает  не только бездушной машиной классового подавления, но и инструментом поддержания общественного порядка, выполнение общих задач. Отсюда прогрессирующее в XX веке возрастание регулятивной роли государства, разрастание всей системы соответствующих механизмов, призванных максимально ограничить сферу классового принуждения и насилия.

Информация о работе Типология государств