Типология государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть сущность и особенности типологии государства.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о сущности, функциях и типологии государства.
3. Рассмотреть сущность и специфику формационного и цивилизационного подходе к типологии государств.
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Файлы: 1 файл

курсак 1 курс.docx

— 69.37 Кб (Скачать файл)

Формационный  подход трактует социальную историю  как процесс развертывания логического в историческом, таким образом, определяя для него единое основание – способ производства материальных и духовных ценностей. С этой точки зрения, цивилизационный подход представляется процессуальным.

В настоящее  время говорят об информационном подходе к изучению типов государств, сформированного на основе теории Юнга о типах личностей.

Все процессы, происходящие в обществе, можно представить  в виде производства, циркуляции, обработки и распределения информации. При этом формула К. Маркса, гласящая, что эпоха характеризуется способом производства, заменяется следующей: эпоха или социально-экономическая формация или стадия развития общества, цивилизации характеризуется способами и формой получения и циркуляции информации в обществе. При этом информационная структура общества находится во взаимнооднозначном соответствии с методами получения этой информации, ее специфической (вещественной) формой и характером циркуляции в обществе как структурированной психоинформационной системе. С этой, кибернетической, точки зрения, все общества или живые системы подобны.

Различие  заключается лишь:

- в характеристиках  вещественных носителей информации  и соответствующих

информационных  систем общества. Это - структура экономической  формации.

- в инвариантах  или структурах систем переработки  информации. Это -

информационная  структура собственно этноса.

Таким образом, информационный подход объединяет экономические  и этнокультурные, социально-политические структуры в единое целое — структуру этноса или государства, которые описываются моделями интегральной соционики. Такая точка зрения дает возможность объяснить, почему развитие общества с ростом информации в нем движется к более информационным технологиям и промышленное общество уступает место информационному.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В  связи с этим, важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государства, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

Государство – политическая организация экономически господствующего класса для подавления сопротивления его классовых  противников. По своей сущности всякое государство представляет собой  аппарат диктатуры господствующего класса.

В своей  курсовой работе я изучила типологию  государств при помощи двух подходов – формационного и цивилизационного.

С точки  зрения марксизма, под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся  к одной и той же общественно-экономической  формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая  формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе  производства, а значит, и базис  исторического типа общества.

Согласно  формационной типологии четырем  типам общественно-экономической  формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем  типам экономического базиса соответствуют  четыре типа государства — рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, — каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим — процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий типа государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Итак, согласно формационному подходу любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

Последовательное  развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы.  По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации.

Первый  исторический тип государства –  рабовладельческое государство, возникшее  в результате разложения первобытнообщинного  строя и представляющее собой  политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Второй тип государства – феодальное. Третий – буржуазное, предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип – социалистическое государство, где господствует общественная собственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса – переходное государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же исторического типа, где господствуют сразу несколько классов.

В нашей  стране долгое время доминировала формационная теория. Более того, наше государство  считалось социалистическим, и одно его существование гарантировало  гражданам «светлое будущее» – коммунизм. Но этого не произошло, и этот факт говорит о наличии недостатков  и недоработок в данной теории.

Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти. В развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство. Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточно-европейская) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Современное понимание прогресса государственности  выдвигает на первый план качество жизни, положение личности, которое  обеспечивает государство. Кроме того, есть еще один подход к изучению государства – информационный, который  объединяет экономические и этнокультурные, социально-политические структуры  в единое целое.

Проблема  типологии государства долгое время  является актуальной в рамках теории государства и права. Типология  государства неразрывно связана  с учением о форме государства, но не совпадает с ним.

Необходимо  учитывать, что каждое государство  и право развиваются в конкретном обществе, в конкретное время и  в конкретных исторических, географических, внешних условиях. Категория «тип государства и права» абстрагируется от них и включает наиболее общие черты их возникновения, развития и отмирания.

Понятие типа государства многомерно и многовариантно. Оно строится на различных научных  основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы государств.

Наиболее  универсальным научным критерием  типологии государств становится цивилизационный подход, позволяющий учитывать всю совокупность общественных факторов, придающих тому или иному государству качество определенного типа.

Формационный  подход, потерявший во многом свою актуальность, в современной науке еще не достаточно изучен и должен получить свое развитие в будущем. Данный подход универсальным не является, поскольку  неприменим для ряда стран, в частности  Востока и Африки.

Типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Поэтому наиболее верный путь – это интеграция формационного и цивилизационного подходов и создание новой комплексной теории, универсальной по своим критериям для всех государств мира в поступательном историческом движении.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Алексеев Н.Н. Идея государства.- 2009.- 570 c.
  2. Арбузкин А. Опыт разработки конститционно-правовой типологии государства // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2008.- 350 с.
  3. Венгеров А. Б. Теория государства и права. — М., 2008.- 240 с.
  4. Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 2006.- 680 с.
  5. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права / М. Ф. Владимирский-Буданов. - М.: Территория будущего, 2006. - 797 с.
  6. Гиляров Е.М. Теория государства и права: учебное пособие. Москва. МИФИ, 2004.- 470 с.
  7. Гринин Л. Е. О стадиях эволюции государства. Проблемы теории./ История и современность.- 2006.-360 с.
  8. Карасев В.И. – Общество, государство, цивилизация:  теории становления

социумов, М.: МПСИ, 2008.-590 с.

  1. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. — М., 1998. и второе издание: М.: Спарк, 2008. — 511 с.
  2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.- 235 с.
  3. Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник. 2004. — 414 с.
  4. Нерсесянц В. С. Общая теория государства и права. — М., 2006. – 456 с.
  5. Рожкова Л.М. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 2008.- 467 с.
  6. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2007. — 704 с.
  7. Хропанюк  В.Н. «Теория государства и права»: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под редакцией В.Г. Стрекозова. Москва. Издательство «Интерстиль», 1999.- С. 35-37

1 Кант, Иммануил Сочинения в шести томах. М., “Мысль”, 1966.-(Философ. наследие). Т. 6.- 1966. 743 с.- С.5-23.

2 Хропанюк В.Н. «Теория государства и права»: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под редакцией В.Г. Стрекозова. «Интерстиль», Москва,1999 г. С. 89-90.

3 Гиляров Е.М. Теория государства и права: Учебное пособие. Москва, МИФИ, 2004. С.24

4 Лазарева В.В. «Общая теория права и государства». Москва, Учебник под редакцией «Юрист», 2007 г. С. 375.

5 Шахназаров Г.Х., А.Д. Боборыкин и др. «Обществоведение», учебник для выпускного класса средней школы и средних специальных учебных заведений (20-е издание) Москва, «Политиздат», 1982 г. С. 56-57.

6 Ленин В.И. Полное собрание сочинений, том 1.Москва, «Политиздат», 1963 г. С.138.

7 Венгеров А.Б. «Теория государства и права». Учебник (4-е издание, стереотипное). Москва, «Омега-Л», 2007 г. С. 101-102.

8 Гулиев Я.М., Карева М.П. и др. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Исторические типы государства и права. / – Москва, Юрид. лит. 1971. С.15

9 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.41. Москва, «Политиздат», 1963 г. С.246.


Информация о работе Типология государств