Типология государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть сущность и особенности типологии государства.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о сущности, функциях и типологии государства.
3. Рассмотреть сущность и специфику формационного и цивилизационного подходе к типологии государств.
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Файлы: 1 файл

курсак 1 курс.docx

— 69.37 Кб (Скачать файл)

Цивилизационный подход к решению вопроса о  соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить  с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство  с предельно широких позиций  определяющего воздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие тотальной детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает наряду с ней и существование столь же общей детерминации духовными факторами. Духовно-культурные и нравственные факторы могут блокировать или, наоборот, поощрять развитие государства.

Сторонники  данного подхода аргументируют  это следующим. В основе государства  лежат экономические факторы, но влияние на эти экономические  факторы достигается выработкой таких стереотипов поведения, которые  либо способствуют, либо мешают производительному  труду. А стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека формируются  именно в сфере человеческой деятельности, которая обозначается термином «культура» или «цивилизация». В итоге «цивилизация», её уровень, её ценности влияют и на социальную, в том числе государственную, организацию общества. Иными словами, культурно-идеологические принципы жизни вполне способны ослабить влияние способа производства и тем самым прервать поступательное формационное развитие, как производства, так и обусловленного им процесса формирования и функционирования государства. Свидетельство этому – примеры циклического развития государственных форм в странах арабского мира, Китае, Америке до IX в. и т.д. И наоборот, социокультурные, духовные факторы могут резко усилить формационный процесс экономики и государственно-правовой сферы. Классический пример последнего – Европа, в которой, например, протестантская церковь с её культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания, адекватных ей государственно-правовых начал, а так же современная Япония.

Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения  государства и духовно-культурной жизни общества:

1.     Природа государства определяется  не только реальным соотношением  сил,

но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями  о мире,

ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, надо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.

2.     Государственная власть как центральное  явление мира политики может

рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать

схематизации  государства и особенно проводимой им политики как результата

отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь  государственной власти и

престижа, морали и др.

3.     Разнородность культур – во  времени и пространстве – позволяет  понять,

почему некоторые  типы государств, соответствующие одним  условиям,

останавливались в развитии в других условиях. В  сфере государственной жизни

особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.

       Цивилизационный подход к типологии государства носит более глобальный характер по сравнению с формационным подходом. При анализе экономического базиса формационный подход упускает из виду многоукладность в истории общества, сосредоточен только на классах-антагонистах и выбрасывает из истории другие социальные слои общества, выбрасывает многие культурно-духовные ценности жизни общества и вместе с ними их общенародную, надклассовую ценность.

Деление государств на основе цивилизационного подхода имеет ценность с точки зрения истории и права. Данное деление наиболее четко отражает историческое развитие различных государств, при его рассмотрении наряду с формационной теорией. В различных типах цивилизаций происходили процессы, специфические именно для этого типа и не для какого-то другого.

Цивилизационный подход, применяемый наряду с формационным позволяет с другой стороны посмотреть на общество и его развитие в любом государстве. И, возможно, появится не пять типов государств, а намного больше. Такая классификация обретет большую научную и практическую ценность, поскольку создаст более комплексный и в то же время детализированный подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ТИПЫ ГОСУДАРСТВ

 

 

3.1   Типы государств согласно формационной теории

 

 

Типология государств, в своем основании, имеет  общественно-экономические формации. Каждая формация вызывает к жизни определенный исторический тип государства. Так как в истории человечества их выделялось пять, а именно: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства, то был сформулирован основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

 

Рабовладельческое государство

 

Рабовладельческое государство является исторически  первым типом государственной организации, следующим за первобытнообщинным строем. Рабовладельческое государство  образовалось, когда разложение общества на классы создало противостоящие друг другу социальные силы – рабовладельцев и рабов.

Наиболее  древними рабовладельческое государствами, были государства, образовавшиеся в  конце IV – начале III тысячелетия  до н.э. в древнем Египте – египетское царство, в долинах азиатских  рек тигра и Ефрата, - Шумерийские государства, а также Ассирийское государство (III тысячелетие до н.э.), государства Индии и Китая (II тясячелетие до н.э.) и Хеттское государство (конец II  тясячелетие до н.э.). Более поздними  рабовладельческими государствами были государства Древней Греции и Древнего Рима.

Рабовладельческий строй, а вместе с ним государство  и право прошли две основные стадии.

Первая  стадия ассоциируется с древневосточным  рабовладением. Основные ее особенности  – наличие значительных остатков первобытнообщинного строя, существование  примитивных норм патриархального  рабства и ведение хозяйства.

Вторая  стадия развития рабовладельческого строя  – период греческо-римского рабовладения. Данная стадия отличается более высоким уровнем развития рабовладельческого способа производства. Устранились все пережитки первобытно-общинного строя. Во второй стадии заметно высокое развитие эксплуатации рабов и других малоимущих классов.

Экономическим базисом рабовладельческого государства  являлась частная собственность  рабовладельцев на средства производства и рабов. В таких условиях наиболее ярко проявилось политическое, экономическое  и политическое неравенство, безграничное господство одного класса над другим. Государство стало машиной для  подавления одного класса другим.

По своей  социально-классово сущности рабовладельческое государство было организацией класса рабовладельцев, механизмом, предназначенным для удовлетворения интересов одного класса, укрепления и оформления экономического базиса рабовладельческого общества.

Таким образом, рабовладельческое государство  представляло собой организацию  политической власти господствующего  класса в рабовладельческой общественно-экономической  формации, защищающую собственность  рабовладельцев на средства производства.

 

Феодальное  государство

 

Феодальный  тип государства приходит на смену  рабовладельческого. Во многих государствах этот тип появился благодаря разложению рабовладельческого строя, его экономической  и социально-политической основы. В других государствах, в частности восточных и западных славянских, феодальный тип государства сменил разлагающийся первобытнообщинный строй. Вожди, старейшины рода и другая знать становились крупными собственниками земли и скота. Общинные земли и скот перешли в собственность зарождающегося аристократического класса, а закабаленные сородичи в зависимых крестьян, эксплуатируемых знатными землевладельцами. Возникли короли и князья, дружина, армия, аристократия. Крестьяне, в отличие от рабов не были отделены от всех средств производства, имели свое подсобное хозяйство и право частной собственности на некоторые орудия труда. Часть результатов труда крестьянина присваивалась феодалом, а оставшаяся часть была его собственностью.

Государства этого типа возникли в Европе в  VI-IХ вв. н.э., но и до сего времени в ряде стран существуют остатки феодальных отношений.

Экономическую основу феодального общества составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк и барщина). С развитием феодального общества такая экономическая зависимость крестьян от феодалов нередко дополнялась и мерами государственного принуждения: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство.

Социальное  неравенство закреплялось законом. Практически крестьяне никакого участия в управлении государством не принимали. Государственная власть была открыто классовой и безраздельно принадлежала феодалам. Государство было орудием диктатуры господствующего класса и защищало его интересы. Общесоциальные функции осуществлялись постольку, поскольку они отвечали интересам феодалов.

Феодальные  государства, как правило, проходят ряд стадий развития. Они возникают как централизованные монархии, затем, в связи с тем, что монарх раздает землю феодальной знати за ее службу, происходит раздробление единых государств. Возникающие части (герцогства, графства, княжества и проч.), даже формально входя в состав прежнего государства, фактически, а зачастую и юридически приобретают полную независимость. Затем вновь происходит объединение земель, возникают сословно-представительные, а затем и абсолютные монархии. Но на всех этапах развития феодального общества сущность государства не меняется, оно всегда служит интересам класса феодалов.

Эксплуатация  крестьян феодалами заключалась  в взимании с них ренты. Отработочная рента обязывала крестьянина проработать определенное количество дней в неделю на феодала. Натуральный оброк обязывал крестьянина отдавать феодалу определенную часть производимой им продукции. Денежный оброк осуществлялся через уплату установленной суммы феодалу. В эпоху феодального государства известны и смешанные виды повинностей. Кроме того, феодалами использовались и другие формы эксплуатации, например, в форме прямого насилия. Многим крестьянам приходилось продавать себя и свою семью в крепостничество. Крепостные были полностью зависимы от сеньора.

Феодальное  государство представляло собой  политическую организацию господствующего  класса, осуществляло роль орудия подавления масс – крестьян и ремесленников, охраняло частную собственность  феодала на землю. Власть феодалов была гарантирована правом и силовыми структурами, поддерживающими и  укрепляющими их экономическое и  социально-политическое господство.

 Основные  функции феодального государства  заключались в удержании крестьян  в полной зависимости и подчинении  феодалам, в закреплении за феодалами  права на землю и средства  производства, создании благоприятных  условий для эксплуатации пролетариата.

Многие  феодальные государства принимали  структуру вассалитета, но имели  короля, который организовал и  объединял силы феодалов против восставших масс или внешних врагов. Многие феодальные государства характеризовались  воинственностью, причем воевали не только с внешними врагами, но и феодалы друг с другом. Большое значение в феодальных государствах играла церковь, воздействовавшая на образ мыслей и поведение людей. Церковь поддерживала феодальный строй и стояла на его защите. Власть церкви была велика и в некоторых странах приравнивалась к власти императора.

Феодальное  общество в определенной степени  напоминает восточное: ведь и здесь собственность на землю определенным образом становится государственной, приобретая некоторые черты «власти-собственности». Однако, в отличие от «восточного» государства, источником власти является собственность, а не наоборот; наследуется земля по родственным признакам, а не по должности; полученная вассалом земля становится его собственностью и передается по наследству; сельскохозяйственные общины либо вообще не сохранились, либо они не играют такой роли, как на Востоке; отсутствует такой мощный, как в «восточном» государстве, чиновничий аппарат.

Феодальные  государства существовали в различных  формах, например во Франции, сложилась  сеньориальная монархия, затем сословно-представительная, и уже позже – абсолютная монархия. Но какие бы разновидности феодальных государств не существовали, везде  наблюдалась их классовая сущность. Согласно теории Маркса, государство  есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных  привилегий феодалов, угнетения и  подавления зависимого крестьянства.

Буржуазное  государство

   

Буржуазное  государство пришло на смену феодального  строя и появилось в результате буржуазных революций. В недрах феодальной общественно-экономической формации зародились буржуазные производственные отношения, создавшие противоречия новым классом буржуазии и  тормозившим его развитие старым классом феодалов. В результате революций  буржуазия стала экономически и  политически господствующим классом.

Экономическую основу буржуазного государства  составляла система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Законодательство и государственный  механизм стали на защиту частной  собственности. Ценностями буржуазного  государства являлись: поддержка  конкуренции ради получения прибыли  собственниками; содействие технологическому и техническому прогрессу; развитие узкой специализации в производственных и непроизводственных отношениях; рост крупных корпораций и др.

Информация о работе Типология государств