Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 13:00, курсовая работа
Актуальность темы типологии государства и права сегодня заключается в в следующем. После упразднения советской идеологии, где при определении типа государства и права преобладал формационный подход становится очевидным его недостаточность и необходимость использования и других подходов, использующих для классификации не только экономические и классовые критерии. Наибольший интерес сегодня представляет цивилизационный подход, обладающий наряду с формационным достаточно широкой универсальностью. Целью моей курсовой работы является обзор наиболее общих и универсальных подходов к типологии государства и права – формационного и цивилизационного, выявление их достоинств и недостатков, а также менее универсальных существующих подходов и характеристика исторических типов государства и права.
Введение
1 Понятие и критерии (методы) типологии государства
1.1 Понятие типологии государства
1.2 Критерии и обзор нетрадиционных типологий государств
2 Формационный подход (метод) в типологии государства: достоинства и недостатки
2.1 Сущность формационного подхода. Понятие формации и её структура. Смена формаций
2.2 Достоинства и недостатки метода формаций
3 Цивилизационный подход в типологии государства: достоинства и недостатки
3.1 Понятие цивилизации. сущность цивилизационного подхода и его отличие от формационного
3.2 Достоинства и недостатки цивилизационного подхода
4 Характеристика исторических типов государства и права
4.1 Античные концепции типологии
4.2 Историко-формационный подход Гегеля
4.3 Марксистский историко-формационный подход
4.4 Культурологические и цивилизационные подходы
4.5 Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства
Заключение
Библиографический список
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Типология государства
по дисциплине «Теория государства и права»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
5 | |||
1 |
Понятие и критерии (методы) типологии государства |
7 | ||
1.1 |
Понятие типологии государства |
7 | ||
1.2 |
Критерии и обзор нетрадиционных типологий государств |
8 | ||
2 |
Формационный подход (метод) в типологии государства: достоинства и недостатки |
14 | ||
2.1 |
Сущность формационного подхода. Понятие формации и её структура. Смена формаций |
14 | ||
2.2 |
Достоинства и недостатки метода формаций |
17 | ||
3 |
Цивилизационный подход в типологии государства: достоинства и недостатки |
21 | ||
3.1 |
Понятие цивилизации. сущность цивилизационного подхода и его отличие от формационного |
21 | ||
3.2 |
Достоинства и недостатки цивилизационного подхода |
25 | ||
4 |
Характеристика исторических типов государства и права |
27 | ||
4.1 |
Античные концепции типологии |
27 | ||
4.2 |
Историко-формационный подход Гегеля |
28 | ||
4.3 |
Марксистский историко- |
29 | ||
4.4 |
Культурологические и цивилизационные подходы |
32 | ||
4.5 |
Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства |
33 | ||
Заключение |
35 | |||
Библиографический список |
37 | |||
ВВЕДЕНИЕ
Научные классификации (типологии) имеют важную роль в познании, поскольку служат важнейшим средством теоретического воспроизведения объекта исследования. Каждая отрасль знаний обязательно обращается к классификации (типологии) как к одной из основных форм представления объектов или их типов и соответствующего расчленения всего материала. При этом классификация является не только способом систематизации результатов научных исследований, но и мощным средством получения нового знания: она позволяет предположить существование неизвестных ранее свойств или вскрыть новые связи и зависимости между уже известными явлениями.
Теория государства и права также обращается к типологии для построения различных типов государства и права. В науке теории государства и права типология государств занимает одно из центральных мест, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права [17], представляет собой важное средство повышения содержательности научной информации, поскольку дает возможность сделать максимальное число выводов о признаках и свойствах государств по месту, занимаемому ими в классификационной системе [9].
Актуальность темы типологии государства и права сегодня заключается в в следующем. После упразднения советской идеологии, где при определении типа государства и права преобладал формационный подход становится очевидным его недостаточность и необходимость использования и других подходов, использующих для классификации не только экономические и классовые критерии. Наибольший интерес сегодня представляет цивилизационный подход, обладающий наряду с формационным достаточно широкой универсальностью.
Тема типологии государства и права в различное время разрабатывалась многими учёными самых различных исторических эпох. Формационный подход был разработан К.Марксом и Ф.Энгельсом, а впоследствии дополнен трудами В.Ленина, И.Сталина и ряда других. Цивилизационый подход связывают с именем английского ученого-историка А.Дж.Тойнби, хотя и не только его. Свои варианты типологии государства и права по различным основаниям предлагали Аристотель, Полибий, Г.Еллинек, Г.Кельзен, Л.Гумплович, Н.Кареев, В.Чиркин и многие другие. Указанные учёные, основываясь на самых разнообразных критериях, выстраивали свои оригинальные варианты типологии государства и права.
Немало внимания теме типологии государства и права в рамках Амурского государственного университета уделил в своей книге «Очерки дихотомной типологии политических явлений» А.Герасименко [3].
Таким образом, поиск подходов к типологии государства и права ведётся уже давно, но не прекращается и сегодня учёными всего мира. Причиной тому служит то обстоятельство, что типология государства, как и само государство, не является чем то застывшим и постоянным, а постоянно и непрерывно развивающимся и изменяющимся явлением.
Целью моей курсовой работы является обзор наиболее общих и универсальных подходов к типологии государства и права – формационного и цивилизационного, выявление их достоинств и недостатков, а также менее универсальных существующих подходов и характеристика исторических типов государства и права.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ (МЕТОДЫ) ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие типологии государства
Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, отмечает М.Н. Марченко, представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражает логику естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права [9].
Типологию следует рассматривать как учение о классификации, т.е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные типы, классы, виды, группы в соответствии с наиболее общими и существенными признаками и свойствами объектов данного рода. Типология может рассматриваться как разновидность классификации, которая включает в себя исследование оснований деления на типы и характеристику самих типов [6].
Исходя из этого, можно дать определение непосредственно самой типологии государства. Типология государства – это научная классификация государств по определенным типам на основании их общих признаков, отражающая свойственные данному типу государств общие закономерности возникновения, развития и функционирования [6].
Типология необходима для «разделения» всех существовавших и существующих государств на такие группы, которые позволили бы раскрыть их социальную сущность.
Очевидно, что понятие «типа государства» является в типологии государства ключевым. Именно оно служит для обозначения наиболее общих черт различных государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства с другими государствами; дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции [1]. Из этого можно вывести определение типа государства.
Тип государства – это совокупность общих, наиболее устойчивых сторон и свойств, характерных для определённых групп государств, существовавших (или существующих) в определённую эпоху [4]. Для всех государств этой исторической эпохи характерны одни и те же сущностные черты.
При рассмотрении типа государства и права необходимо учитывать, что тип — это не какое-либо отдельно существующее государство и право, а научная категория, некий собирательный образ реально существующих на данном историческом отрезке времени государств и правовых систем. Эта категория создается не умозрительно, а складывается из совокупности наиболее важных, общих для всех этих государств и правовых систем признаков и черт. Существенно, что в процессе определения типа государства и права за основу берутся не формально-юридические, а прежде всего сущностные и содержательные признаки и черты.
Понятие типа государства и права это не окончательно сформировавшаяся категория. Как и процесс типологии государств и права, оно постоянно развивается и совершенствуется. Здесь необходимо учитывать и то, что каждое государство и право развиваются в конкретном обществе, времени, исторических, географических, внешних условиях. Категория «тип государства и права» абстрагируется от них и включает наиболее общие черты их возникновения, развития и отмирания.
Основу типологии, в настоящее время, составляют два наиболее значимых и известных подхода – формационный и цивилизационный. На них мы ниже остановимся более подробно.
1.2 Критерии и обзор нетрадиционных типологий государств
Типология государства и права производится на строго определенной основе, согласно выработанным объективным критериям.
Первые попытки типологии, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.
Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются количество властвующих в государстве, их имущественное положение и осуществляемая государством цель. По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (где достигается общее благо) и неправильные (где преследуются частные цели). Аристотель считал главное различие государств в том, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.
Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека [6].
Проблемам классификации, типологии государства и права уделялось большое внимание и в советской юридической науке. Но при этом построение типологии государства и права было возможно лишь на основе теории формаций. Наиболее общим критерием типологии государств и правовых систем считалась общественно-экономическая формация. Она представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейший фактор развития человечества [13]. Названная марксистско-ленинской, эта типология объявлялась единственной научной типологией. Построение типологий государства на основании каких-либо других теорий (кроме формационной) не осуществлялось. Парадокс в том, что и зарубежные специалисты, когда они обращались к этому вопросу, занимались, как правило, критикой формационной типологии [3].
Однако есть еще один подход к построению типологии государства — цивилизационный. Основным критерием в рамках этого подхода является понятие «цивилизация» [19].
Формационная и
В то же время возможны построения типологий и по другим критериям. В современном мире насчитывается около 200 государств. Их классификация возможна по самым различным основаниям: 1) по социальным признакам (характеру государственной власти); 2) по форме (способы организации власти); 3) по видам государственного режима (методам осуществления государственной власти); 4) по способу возникновения (соединения, разделения одного государства на несколько новых) [17].
Попытку соединить формально-
Характерная особенность древневосточного типа государства – почти всегда абсолютный характер властвования: о каком бы то ни было упорядоченном участии народа в управлении здесь речи не шло.
В греческом государстве индивид полностью поглощался государством, которое не оставляло ему никакой свободы от своей власти, помимо права участия в государственных отношениях властвования.