Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 13:00, курсовая работа
Актуальность темы типологии государства и права сегодня заключается в в следующем. После упразднения советской идеологии, где при определении типа государства и права преобладал формационный подход становится очевидным его недостаточность и необходимость использования и других подходов, использующих для классификации не только экономические и классовые критерии. Наибольший интерес сегодня представляет цивилизационный подход, обладающий наряду с формационным достаточно широкой универсальностью. Целью моей курсовой работы является обзор наиболее общих и универсальных подходов к типологии государства и права – формационного и цивилизационного, выявление их достоинств и недостатков, а также менее универсальных существующих подходов и характеристика исторических типов государства и права.
Введение
1 Понятие и критерии (методы) типологии государства
1.1 Понятие типологии государства
1.2 Критерии и обзор нетрадиционных типологий государств
2 Формационный подход (метод) в типологии государства: достоинства и недостатки
2.1 Сущность формационного подхода. Понятие формации и её структура. Смена формаций
2.2 Достоинства и недостатки метода формаций
3 Цивилизационный подход в типологии государства: достоинства и недостатки
3.1 Понятие цивилизации. сущность цивилизационного подхода и его отличие от формационного
3.2 Достоинства и недостатки цивилизационного подхода
4 Характеристика исторических типов государства и права
4.1 Античные концепции типологии
4.2 Историко-формационный подход Гегеля
4.3 Марксистский историко-формационный подход
4.4 Культурологические и цивилизационные подходы
4.5 Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства
Заключение
Библиографический список
Со ссылкой на сходства и аналогии в развитии этих локальных цивилизаций Тойнби говорит о некоторых эмпирических законах повторяемости в процессе развития этих цивилизаций.
Очевидно, что на основе подобного учения о локальных цивилизациях можно говорить о разрозненных типах организации власти и нормативной регуляции в разных цивилизациях, но невозможно обосновать некую целостную типологию государства и права, построенную на едином, общем для всех цивилизаций, критерии.
Кроме того, в учении Тойнби о различных цивилизациях, как и в учении Шпенглера о различных культурах, нет какого-то специального исследования проблем государства и права, на основе которого можно было бы строить типологию государства и права [10].
4.5 Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства
Критерием типологии государства и права в либертарно-юридической концепции являются основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы прогресса свободы.
С позиций либертарно-
В государствах древнего мира индивид является свободным человеком и вместе с тем субъектом государства и права по этническому критерию. Тип государства и права древности – этнический. Он выступает в качестве необходимой формы признания и закрепления факта деления людей на свободных и несвободных (по этническому основанию). Отличие свободных от несвободных получает свое выражение и закрепление именно в том, что свободные — это субъекты права и государства, а несвободные (рабы) – это объекты права и государства. В этом и заключается их различие.
В средние века преодоление рабства ведет к становлению государства и права сословного типа. Прогресс свободы людей здесь состоит в смене этнического критерия свободы сословным. В это время рабов уже нет и в этом смысле все свободны, но мера этой свободы у представителей разных сословий различна. Свобода здесь носит характер сословных ограничений и привилегий. При таком сословном типе права и государства каждый является субъектом права и субъектом государства (в качестве члена определенного сословия).
На смену сословному строю в Новое время приходит индивидуалистический тип государства и права. Здесь человек является субъектом права и государства как самостоятельный политический индивид, а не как член определенного сословия.
Современным типом права и государства является правовое государство. Его можно назвать гуманитарно-правовым, так как здесь каждый человек именно как человек является субъектом прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод, которые составляют исходную основу права и государства данного типа и обладают общеобязательной силой и значением.
В данном типе продолжают сохраняться различие между правами человека и правами гражданина, государственно-правовые различия между человеком-гражданином и человеком-не-гражданином. Права человека-гражданина в их соотношении с правами человека-не-гражданина представляют здесь государственно-правовые привилегии, характеризующиеся как сохранившиеся в трансформированном виде остатки привилегий предшествующих типов права и государства. Подобные привилегии обусловлены индивидуальным характером каждого государства и права как определенного способа и формы жизни именно данной конкретной совокупности свободных людей, чья принадлежность к исторически определенному сообществу определяет и квалифицирует их в качестве субъектов данного государства и права.
Этнический, сословный, индивидуально-политический и гуманитарно-правовой типы государства и права — представляют собой исторически сменявшие друг друга формы и ступени роста в развитии человеческой свободы от древности до современности [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно отметить, что проблеме типологии государства и права с античных времён и до наших дней уделяли внимание мыслители прошлого и современный учёные. Каждый из них предлагал свои оригинальные идеи типологии, выстраивая их на основании самых разных критериев.
Доминирующий в отечественном обществознании формационный подход, основанный на учении К.Маркса и его последователей, несмотря на его широкую применимость и универсальность, наряду с рядом преимуществ имеет и рад существенных объективных недостатков. Эти недостатки явно указывают на необходимость его усовершенствования и потребность параллельного использования и других подходов в типологии государства.
Одновременно и
За экономическим критериями, как и за культурными (цивилизационными) нельзя признать решающей роли в организации, развитии и функционировании государства и права, также как нельзя признать её и за каком-либо другим критерием. Факторов определяющих сущность государства и права множества и ни за одним из них нельзя признавать решающей роли.
При этом, рассматривая формационный и цивилизационный подходы из не следует противопоставлять друг другу. Каждый из рассматриваемых подходов необходим и важен, но недостаточен сам по себе. Цивилизационный подход не может сам объяснить причины и механизмы перехода от одной фазы цивилизационного развития к другой, а в рамках формационного подхода сложно описывать различие стран Запада и Востока. Отчётливо видно, что каждый из них имеет свои преимущества и недостатки по отношению к другому, но оба подхода играют важную роль в понимании и развитии типологии государства. Цивилизация и формация дополняют и взаимно ограничивают друг друга.
В то же время, наличие других, менее
или более универсальных
Нельзя также не согласиться с мнение многих учёных, что какоё-либо единой типологии и не может быть, так как само по себе государство постоянно развивается, и, следовательно, вместе с ним развивается и типология государства, оно не может быть чем-то застывшим и окончательным, она требует дальнейшего развития и уточнения,
Становится очевидным, что на сегодняшний день единственно правильного подхода не существует. Необходимо комбинированное использование различных подходов, которые позволили бы более полно охарактеризовать сущность и процесс смены типов государства и права.
Библиографический список