Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 23:53, дипломная работа
Объектом дипломного исследования является участие прокурора в арбитражном процессе.
Предметом исследования данной темы являются нормативно-правовые акты, регулирующие участие прокурора в арбитражном процессе.
Цель данной работы – изучить участие прокурора в арбитражном процессе.
Введение 3
Глава 1. Задачи и основные направления деятельности прокурора в арбитражном процессе 5
1.1. Понятие и сущность участия прокурора в арбитражном процессе, как самостоятельного субъекта 5
Глава 2. Полномочия прокурора в арбитражном процессе 11
2.1. Формы реализации полномочий прокурора в указанной сфере 11
Глава 3. Иск прокурора в арбитражном процессе, как средство защиты государственных и общественных интересов 17
3.1. Иск как средство прокурорского реагирования 17
3.2. Особенности арбитражного процесса и требования к оформлению материалов, направленных в арбитражный суд 28
Глава 4. Участие прокурора при рассмотрении дел в арбитражном суде первой инстанции 40
4.1. Особенности правового положения прокурора в суде первой инстанции 40
4.2. Процессуальный интерес прокурора в арбитражном суде – как специфика государственных функций 44
Глава 5. Основания и особенности участия прокурора в арбитражном суде по делам, вступившим в законную силу 47
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 75
г) фактическое и документальное подтверждение убытков, причиненных неправомерными актами указанных органов;
д) документальное подтверждение предпринимавшихся прокуратурой до обращения в арбитражный суд действий по пресечению нарушений законности, послуживших основанием для предъявления иска.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей (наравне с должником, налоговыми и иными уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами). При этом к налоговым и иным органам применяются нормы о кредиторах, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»1 (п. 3 ст.11).
К иным уполномоченным органам относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации, государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
Уполномоченным государственным органом является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству.
Прокурор для решения вопроса о направлении в арбитражный суд заявления о признании банкротом конкретного предприятия привлекает Федеральную службу и территориальные органы для проводимых на предприятии - должнике проверок и получения заключений. При предъявлении прокурором заявления о банкротстве он не подменяет инициативу других субъектов процедуры банкротства.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом:
когда им обнаружены признаки преднамеренного банкротства;
когда у должника имеется задолженность по обязательным платежам;
в интересах кредитора по денежным обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
иных случаях, предусмотренных федеральными законами, в том числе о признании банкротом отсутствующего должника ( ст.40, 177 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
К случаям, свидетельствующим о наличии нарушенных государственных и общественных интересов, дающим прокурору основания для обращения в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве предприятия, за исключением случаев, перечисленных в ст. 40 Закона, к ним относятся:
наличие у предприятия крупных долгов перед государством, органами местного самоуправления, включая соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды;
наложение среди основных кредиторов потенциального банкрота государственных и муниципальных предприятий с участием государства или органов местного самоуправления;
наложение среди кредиторов потенциального банкрота (банка, кредитного учреждения и т.п.) большого числа граждан из социально слабо защищенных слоев (пенсионеры, инвалиды);
особый экономический или социальный статус предприятия - банкрота (монопольное положение на рынке, выпуск социально значимой продукции, роль предприятия в поддержании социально-экономической инфраструктуры, занятость значительного числа инвалидов).
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает единственный случай, когда прокурор обязан возбудить дело о банкротстве, - если им обнаружены признаки преднамеренного банкротства. В соответствии со ст. 10 факты преднамеренного и фиктивного банкротства устанавливаются только арбитражным судом, причем преднамеренного банкротства - только по заявлению прокурора.
В иных случаях заявления прокурора о банкротстве должников следует рассматривать как предъявленные в интересах конкретных кредиторов — юридических и физических лиц. Если в качестве кредиторов выступают Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, то прокурор направляет в арбитражный суд заявления в защиту государственных и общественных интересов (ст. 4, 52 АПК РФ).
Вместе с тем необходимо учитывать, что направление заявления в интересах конкретных кредиторов требует также четкого согласования процессуальной позиции прокурора и кредиторов (как хозяйствующих субъектов, так и физических лиц). Это может определяться спецификой признаваемого банкротом предприятия, продукция (услуги) которого могут быть крайне необходимы в конкретном регионе, отнесением его к числу градообразующих.1
При выборе процедуры банкротства следует иметь в виду, что принятие решения о введении внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимают кредиторы (ст.65 Закона).
Учитывая необходимость срочного назначения временного управляющего, прокурор до направления заявления в арбитражный суд согласовывает кандидатуру с территориальным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению и вносит ее на утверждение суду вместе с заявлением о банкротстве.
Заявление прокурора о признании должника банкротом подается в арбитражный суд с соблюдением требований, предусмотренных п.2 ст.40 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении заявления кредитора, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из существа правоотношений.
Заявление прокурора должно соответствовать требованиям, содержащимся в ст.35 Федерального закона и ст. 125 АПК РФ.
Поскольку в силу ст.52 АПК РФ прокурор предъявляет иски (заявления) в защиту государственных и общественных интересов, то заявление должно содержать обоснованность обращения в арбитражный суд, конкретизировать сущность нарушений, допущенных ответчиком, и необходимость защиты истцов (кредиторов).
Прокуроры обязательно принимают участие в судебном разбирательстве всех дел, возбужденных по их искам. При этом поддержание иска обеспечивается работниками соответствующих подразделений аппаратов прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, а в Высшем Арбитражном Суде РФ — соответствующим управлением Генеральной прокуратуры РФ.
Если в силу требований подсудности иск предъявлен в арбитражный суд другого субъекта Российской Федерации, то эту обязанность прокуроры, как правило, выполняют силами прокуратуры субъекта Российской Федерации по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело.
Прокурор, обратившийся с исковым заявлением в арбитражный суд не по месту нахождения данной прокуратуры (если в деле не обеспечено участие подчиненных ему работников), одновременно с направлением материалов в суд высылает копии документов соответствующему прокурору субъекта Российской Федерации с изменением о необходимости участия в процессе подчиненного работника, а также информирует об этом арбитражный суд. Прокурор, получивший такое извещение, обеспечивает участие работника прокуратуры в процессе при рассмотрении арбитражного дела, возбужденного по инициативе прокурора другого субъекта Российской Федерации, и незамедлительное направление последнего сообщения о результатах рассмотрения дела. При этом требуется максимальное взаимодействие работников обеих прокуратур в представлении дополнительных доказательств, возможного изменения предмета или основания иска в целях последовательного поддержания позиции по защите нарушенных прав.
При рассмотрении дела прокурор должен последовательно отстаивать свою позицию в строгом соответствии с требованиями закона, материалами дела и внутренним убеждением, руководствуясь принципами законности, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон.
Прокурор, убедившийся в несостоятельности позиции иска, вправе изменить предмет или основание иска либо отказаться от него. Дальнейшая судьба дела зависит от волеизъявления истца, в интересах которого производство возбуждено: он вправе настаивать на рассмотрении дела по существу. Напротив, отказ истца от требований, заявленных в его защиту прокурором, влечет оставления без рассмотрения (ст.52 АПК РФ).
Глава 4. Участие прокурора при рассмотрении дел в арбитражном суде первой инстанции
4.1.
Особенности правового
Правом на обращение с иском в Высший Арбитражный Суд РФ наделены Генеральный прокурор РФ и его заместители, в арбитражные суды субъектов РФ — также прокурор субъектов РФ, их заместители, приравненные к ним прокуроры и их заместители.
Районное и городское звенья прокурорской системы участвуют в работе по обеспечению участия в арбитражном процессе. Генеральный прокурор РФ возлагает на них обязанность в тесном взаимодействии с аппаратами прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним прокуратур проводить работу по подготовке и предъявлению исков в арбитражные суды.
Обращения руководителей предприятий, организаций и граждан-предпринимателей о проведении проверок и предъявлении прокурорских исков в арбитражные суды должны, как правило, рассматриваться соответствующим районным (городским) прокурором. Последний после проведения проверки направляет в вышестоящую прокуратуру проект искового заявления и все необходимые материалы.1
Ответственность за своевременную и качественную подготовку проектов исковых заявлений (заявлений) в защиту государственных и общественных интересов Генеральным прокурором РФ возложена наряду с руководителями районных, городских и приравненные к ним прокуратур также на начальников управлений и отделов вышестоящих прокуратур, проводящих надзорные проверки, осуществляющих изучение материалов, расследование уголовных дел, проверку законности и обоснованности решений по уголовным и гражданским делам.
Проекты исковых заявлений со всеми необходимыми материалами должны передаваться в отделы (группы) прокуратур субъектов РФ по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, которые рассматривают поступающие из других подразделений и подчиненных прокуратур материалы, требующие реагирования путем подачи иска в арбитражные суды, дорабатывают тексты исковых заявлений (заявлений) в защиту государственных интересов и докладывают об этом руководству соответствующей прокуратуры.
Окончательное решение о предъявлении иска в арбитражный суд принимает один из руководителей прокуратуры субъекта РФ или приравненной к ней прокуратуры, после чего исковые материалы направляются в арбитражный суд согласно установленным правилам о подсудности споров. Прокуроры могут направлять иски в арбитражный суд любого субъекта РФ согласно установленным законодательством правилам подведомственности и подсудности дел.
Подведомственность дел арбитражному суду определена гл. 4 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений: между организациями, гражданами-предпринимателями; между Российской Федерацией и субъектами РФ; между субъектами РФ.
Кроме дел искового производства, арбитражные суды рассматривают также дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности; дела о несостоятельности (банкротстве) предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Круг дел, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом РФ по первой инстанции, весьма ограничен и перечислен в ст. 34 АПК РФ. К ним относятся экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами РФ, а также дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан-предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.1
По общему правилу территориальной подсудности прокуроры предъявляют иски по месту нахождения ответчика либо по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица. Кроме того, в АПК РФ закреплены правила альтернативной, исключительной и договорной подсудности, которые также учитываются прокурорами при предъявлении исков.
Основной формой обращения в арбитражный суд выступает исковое заявление. По делам об установлении юридических фактов и по делам, вытекающим из публично-правовых отношений, предусматривается подача заявлений, в том числе прокурором.
В исковом заявлении указывается точное наименование должности прокурора, его фамилия и инициалы. Исковое заявление подписывается именно тем прокурором, должность и фамилия которого в нем указаны.
В исковом заявлении должны быть указаны:
1) полное наименование
2) наименование лиц, участвующих
в деле (истца, ответчика, третьего
лица, не заявляющего
3) цена иска, если иск подлежит оценке;
4) обстоятельства, на которых основаны исковые требования;
5) доказательства, подтверждающие основания исковых требований (доказательстве, приводимые в исковом заявлении, должны соответствовать критериям относимости и допустимости);
Информация о работе Участие прокурора в арбитражном процессе