Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 23:53, дипломная работа
Объектом дипломного исследования является участие прокурора в арбитражном процессе.
Предметом исследования данной темы являются нормативно-правовые акты, регулирующие участие прокурора в арбитражном процессе.
Цель данной работы – изучить участие прокурора в арбитражном процессе.
Введение 3
Глава 1. Задачи и основные направления деятельности прокурора в арбитражном процессе 5
1.1. Понятие и сущность участия прокурора в арбитражном процессе, как самостоятельного субъекта 5
Глава 2. Полномочия прокурора в арбитражном процессе 11
2.1. Формы реализации полномочий прокурора в указанной сфере 11
Глава 3. Иск прокурора в арбитражном процессе, как средство защиты государственных и общественных интересов 17
3.1. Иск как средство прокурорского реагирования 17
3.2. Особенности арбитражного процесса и требования к оформлению материалов, направленных в арбитражный суд 28
Глава 4. Участие прокурора при рассмотрении дел в арбитражном суде первой инстанции 40
4.1. Особенности правового положения прокурора в суде первой инстанции 40
4.2. Процессуальный интерес прокурора в арбитражном суде – как специфика государственных функций 44
Глава 5. Основания и особенности участия прокурора в арбитражном суде по делам, вступившим в законную силу 47
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 75
6) расчет взыскиваемой или
7) исковые требования со ссылкой на законы и иные нормативные акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требования к каждому из них;
8) сведения о соблюдении
9) перечень прилагаемых
В исковом заявлении может быть указано на необходимость привлечения к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, вызова свидетелей, истребования письменных или вещественных доказательств, назначения экспертиз.
Прокурор при предъявлении иска обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложенных к нему документов, если те у них отсутствуют.
В целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, прокуроры ставят перед судом вопрос о применении мер по обеспечению иска.
4.2. Процессуальный интерес прокурора в арбитражном суде – как специфика государственных функций
Прокуроры достаточно эффективно используют предоставленные им законом полномочия. Так, в 2003 г. ими было Предъявлено в арбитражные суды свыше 10 тыс. исковых заявлений, подавляющее большинство которых вытекало из гражданско-правовых отношений.1 Среди них наиболее часто встречались иски об изменении, расторжении или исполнении договоров, а также иски о неисполнении обязательств в пользу государства.
Прокуроры обязательно принимают участие в судебном разбирательстве всех дел, возбужденных по их искам. При этом поддержание иска обеспечивается работниками соответствующих подразделений аппаратов прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним прокуратур, а в Высшем Арбитражном Суде РФ — аппаратом соответствующего управления Генеральной прокуратуры РФ. Так, в 2003 г. прокуроры приняли участие в 99% арбитражных дел, возбужденных по их инициативе.
Если в силу требований подсудности иск предъявлен в арбитражный суд другого субъекта РФ, то эту обязанность прокуроры, как правило, выполняют силами прокуратуры субъекта РФ по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело.
Прокурор, обратившийся с исковым заявлением в арбитражный суд не по месту нахождения данной прокуратуры (если в деле не обеспечено участие подчиненных ему работников), одновременно с направлением материалов в суд высылает копии документов соответствующему прокурору субъекта РФ с извещением о необходимости участия в процессе подчиненного работника, а также информирует об этом арбитражный суд. Прокурор, получивший такое извещение, обеспечивает участие работника прокуратуры в процессе при рассмотрении арбитражного дела, возбужденного по инициативе прокурора другого субъекта РФ, и незамедлительно направляет последнему сообщения о результатах рассмотрения дела.
Это обстоятельство требует максимального взаимодействия работников обеих прокуратур в представлении дополнительных доказательств, возможного изменения предмета или основания иска и т. д. в целях последовательной защиты нарушенных прав.
На прокурора распространяется требование о добросовестном использовании принадлежащих ему процессуальных прав. В частности, прокурор имеет право:
знакомиться с материалами дела;
делать из них выписки, снимать копии;
заявлять отводы;
представлять доказательства и участвовать в их исследовании;
задавать вопросы;
заявлять ходатайства;
делать заявления;
давать объяснения суду;
представлять свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам;
возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле;
обжаловать судебные акты.
В 2003 г. около 91% исковых заявлений было признано судом обоснованными либо производство по делам было прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований, предъявленных прокурором.1
Прокурор, убедившись в несостоятельности иска, вправе изменить иск или отказаться от него. Дальнейшая судьба дела зависит от волеизъявления истца, в интересах которого производство возбуждено: он вправе настаивать на рассмотрении дела по существу (ст. 52 АПК РФ).
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 52 АПК РФ прокурор в целях обеспечения законности вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле. В этом случае его основной задачей является обеспечение законности при рассмотрении дела и вынесении правосудного решения. Прокурор при этом не является истцом по делу, его правовой статус ограничен правами лица, участвующего в деле.
Глава 5. Основания и особенности участия прокурора в арбитражном суде по делам, вступившим в законную силу
На вступившие в законную силу судебные решения и постановления распространяются требования предусмотренные участием прокурора на стадиях пересмотра судебных постановлений в порядке надзора и кассационного производства.
Кассационное производство возбуждается по инициативе лица, участвующего в деле, при подаче им кассационной жалобы, в том числе прокурора, участвовавшего в рассмотрении дела. Последнее обстоятельство сближает кассационное производство с апелляционным. Однако специфичные черты кассационного производства существенно отличают его от апелляционного. К ним можно отнести следующие:
в порядке кассационного производства происходит пересмотр вступивших в законную силу судебных решений и постановлений;
в кассационной инстанции не рассматриваются вновь дела, по которым уже вынесено решение нижестоящим судом, здесь осуществляется лишь проверка решения, постановления с точки зрения соблюдения норм материального или процессуального права, т. е. пересматриваются решения с правовой, а не с фактической стороны;
подача кассационной жалобы автоматически не влечет за собой приостановления исполнения судебного решения;
в кассационной инстанции не допускается предъявление как новых требований, так и новых доказательств фактической стороны спора.
Кроме того, отличительным признаком стадии кассационного обжалования является то обстоятельство, что законом предусмотрено специальное звено в системе арбитражных судов, полномочное осуществлять функции кассационной инстанции, — федеральные арбитражные суды округов.1
Прокурор при решении вопроса о подаче кассационной жалобы уточняет, какие судебные акты могут быть обжалованы в кассационную инстанцию.
Объектом кассационного обжалования являются вступившие в законную силу решения и определения арбитражных судов, вынесенные по первой инстанции, а также постановления апелляционной инстанции (ст. 273 АПК РФ). Обжаловано может быть решение суда как в целом, так и в части, например резолютивной, по вопросам порядка исполнения решения, распределения судебных расходов и т. д., мотивировочной, касающейся установления правоотношений сторон.
Предметом самостоятельного обжалования может быть и дополнительное решение суда, вынесенное в соответствии со ст. 178 АПК РФ.
Кроме того, в кассационном порядке могут быть обжалованы вынесенные судом определения, например о приостановлении производства по делу (ст. 147 АПК), о прекращении производства по делу (ст. 151 АПК), об оставлении иска без рассмотрения (ст. 149 АПК), об обеспечении и отказе в обеспечении доказательств (ст. 93 АПК), о наложении штрафов (ст. 120 АПК).
Прокуроры принимают во внимание, что если мотивами отмены судебных решений в апелляционном порядке являются как их незаконность, так и их необоснованность, то кассационная инстанция проверяет лишь правовую сторону судебных актов, т. е. основаниями отмены служит их незаконность.
В зависимости от того, какие нарушения содержатся в судебном решении и на какой объект направлено обжалование, в кассационной жалобе прокурором должна ставиться конкретная просьба (с учетом положений ст. 287 АПК РФ):
об отмене или изменении решения первой инстанции или постановления апелляционной инстанции полностью или в части и принятии нового решения, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований для направления дела на новое рассмотрение;
об отмене или изменении решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции и передаче дела на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которой отменяется, если этим судом нарушены нормы процессуального права или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам;
об отмене или изменении решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции и передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда первой или апелляционной инстанции в пределах одного и того же судебного округа, если указанные судебные акты повторно проверяются арбитражным судом кассационной инстанции и содержащиеся в них выводы не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам;
об оставлении в силе одного из ранее принятых решений или постановлений;
об отмене решения первой инстанции или постановления апелляционной инстанции полностью или в части с прекращением производства по делу или оставлением иска без рассмотрения полностью или в части.
При подготовке кассационной жалобы прокурор имеет возможность получить дополнительные материалы, при необходимости провести дополнительную проверку, с тем чтобы подтвердить свою позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Все дополнительные материалы должны прилагаться к кассационной жалобе и будут оцениваться кассационной инстанцией.
Учитывая специфику кассационной инстанции, не рассматривающей дело по существу, а лишь проводящей проверку законности уже вынесенных судебных постановлений по делу, прокурор в кассационной жалобе не ссылается на недоказанность фактических обстоятельств дела и на несоответствие изложенных в решении или постановлении выводов о фактических взаимоотношениях лиц, участвующих в деле, обстоятельствам дела. Дополнительные материалы, подтверждающие правильность позиции прокурора по вопросам права, а также данные о нарушениях процессуального права, допущенных судом при рассмотрении дела, могут и должны быть приложены к кассационной жалобе, а их копии направлены вместе с копией жалобы другим лицам, участвующим в деле.
В соответствии со ст. 273 АПК РФ принести кассационную жалобу вправе лишь прокурор (его заместитель), предъявивший иск, как лицо, участвующее в деле либо вступившее в процесс.
Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в системе арбитражных судов созданы федеральные арбитражные суды округов, полномочные проверять законность решений (определений) и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанциях. Всего в Российской Федерации создано 10 таких федеральных арбитражных судов, а именно: Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского, Центрального округов.
Таким образом, если поддержание исков и апелляционных жалоб является обязанностью аппаратов прокуратур всех субъектов РФ, то поддержание кассационных жалоб легло на аппараты прокуратур по месту расположения федеральных судов округов.
Рассмотрим пример.
В судебном заседании рассматривали кассационную жалобу Прокурора Тюменской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тюменской области от 9 апреля 2000 года по делу № А70-1062/10-01-117/07 по иску Прокурора Тюменской области в защиту интересов государства и общества, прав и законных интересов граждан и Администрации города Тюмени и открытому акционерному обществу (ОАО) "Дирекция по реконструкции исторического центра города Тюмени" о признании недействительным договора долгосрочной аренды земельного участка. Установили, что Прокурор Тюменской области обратился с иском о признании недействительным договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях долгосрочной аренды от 7 апреля 1998 года, заключенного между Администрацией г. Тюмени и правопредшественником ОАО "Дирекция по реконструкции исторического центра г. Тюмени" товариществом с ограниченной ответственностью (ТОО) "Дирекция по регенерации исторического центра города Тюмени" (дирекция "Регита").
Иск обоснован заключением договора в нарушение ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст. 1, ч. 2 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 7, 8 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Основ законодательства Союза ССР и Союзных Республик "Об аренде", Земельному кодексу РСФСР.
Решением суда от 10 февраля 2001 года иск удовлетворен, договор признан недействительным.
Решение обосновано нарушением заключенным договором законных прав собственников и владельцев строений и земельных участков в связи с несогласованием с ними заключения договора долгосрочной аренды.
ОАО "Дирекция по реконструкции исторического центра г. Тюмени" решение обжаловано в апелляционную инстанцию суда.
Постановлением апелляционной инстанции от 9 апреля 2001 года решение отменено, принято новое решение, в иске отказано.
Апелляционная инстанция не усмотрела нарушений законодательства при заключении сторонами договора от 7 апреля 1998 года, ссылаясь на его заключение в урегулирование сложившихся отношений совместной деятельности по реконструкции - регенерации исторического центра г. Тюмени.
Кроме того апелляционная инстанция посчитала неправильным применение первой инстанцией суда ст. 28 Земельного кодекса РСФСР.
Информация о работе Участие прокурора в арбитражном процессе