Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:27, реферат
Термин «государственное устройство» в политико-правовой литературе используется в двух смыслах. В широком смысле слова – как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройство всего государства (социально-экономической и политической основы государства, основы правового статуса его граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов).
В узком смысле слова – для характеристики территориальной (национально-территориальной) организации государственной власти (вопросы внутреннего деления территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями).
Всего в Испании имеется 17 автономных сообществ, из которых три (Каталония, Галисия и Страна Басков) образованы на территории исторического компактного проживания соответствующих коренных народов Испания - полиэтническая страна, в которой почти 73% населения составляют кастильцы, или собственно испанцы, свыше 16% каталонцы, более 8% - галисийцы и свыше 2% - баски. Испанский унитаризм характеризуется не только высокой децентрализацией, но и асимметрией. Это находит свое выражение, в частности, в том, что автономные сообщества имеют не одинаковый статус, поскольку одни (Каталония, Галисия, Страна Басков и Андалузия) обладают полной автономией (Канарские острова, Наварра и др.); а третьи - сравнительно ограниченной автономией.
Согласно Конституции, различия
в статусах разных автономных сообществ
ни в коем случае не могут давать
ни экономических, ни специальных преимуществ,
а государство гарантирует
Автономные сообщества имеют собственные статуты (уставы), принимаемые парламентом страны путем издания органического (конституционного) закона.
Своеобразие испанского автономизма состоит в том, что в рамках его конституционных основ вопросы разграничения предметов ведения и полномочий автономных сообществ и государства в целом решаются в каждом конкретном случае отдельно, что порождает еще большую асимметрию внутри системы самих автономных сообществ.
По Конституции Испании автономные сообщества обладают достаточно широким полномочиями. К их ведению относятся: организация своих органов самоуправления; изменение границ их муниципалитетов; территориальное, городское городское жилищное благоустройство; транспорт; общественные работы и дороги на их территории; земледелие и животноводство; леса и лесное хозяйство; охрана окружающей среды; развитие экономики автономного сообщества; охота и речное рыболовство; гидротехнические сооружения, каналы и системы ирригации; ремесла и местные ярмарки, развитие культуры, науки и образования; развитие туризма, спорта и досуга; местная полиция и др.
Вместе с тем в условиях
длительного и постоянного
Во-вторых, при всей высокой децентрализации и автономности государство сохраняет за собой строгий и широкий контроль за деятельностью автономных сообществ. Конституция, в частности, предусматривает, что их статуты рассматриваются и принимаются парламентом страны; что государственные нормы преобладают над нормами автономных сообществ по всем предметам, не относящимся к исключительному ведению последних; что государство может принимать законы, устанавливающие необходимые принципы для согласования нормативных узаконений автономных сообществ, даже по отношению к предметам, отнесенным к их ведению, если того требуют общие интересы (ч. 3 ст. 150)
В-третьих, если автономное
сообщество не выполняет обязательства,
предусмотренные Конституцией или
другими законами, либо его действия
наносят серьёзный ущерб
Конечно, автоматизация и
децентрализация политико-
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что « … унитарное
государство - это единое
государственное образование. Государство
при этом делится лишь на административно-
Однако, существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе, которые могут продолжатся на протяжении множества веков. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.
Унитаризм исторически по сравнению с феодальным дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию на определенных этапах буржуазных экономических отношений.
С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д Спиридов Л. И. Теория государства и право: Учебное пособие. - М.: Проспект, 1995 г..
Список используемой литературы.
1. Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Учебник Для юридических вузов. -М: ИКФ Омега - Л, 2002.0-608 с.
2. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004 - 512 с.
3. Современное конституционное
право зарубежных стран.
4. Конституционное право.
Энциклопедический словарь.
5. Енгибарян Р. В. , Тадевосян Э. В. Конституционное прво: Учебник. - 2- изд., перераб. И доп. М.: Юристъ, 2002. - 554 с.
6. Словарь по правам человека.
7. Общая теория государства и права. Академический курс // Под ред. М.Н. Марченко. - М.,1998 г.
8. Спиридов Л. И. Теория государства и право: Учебное пособие. - М.: Проспект,
1995 г.
9. Хропанюк В. Н. ТГП.: учебное пособие для вузов / под ред. Проф. В. Г. Стрекозова. - М.:2002 - 337 с.
10. Апсалямов Р. Г. лекционный материал 2004.
ты и дороги на их территории; земледелие и животноводство; леса и лесное хозяйство; охрана окружающей среды; развитие экономики автономного сообщества; охота и речное рыболовство; гидротехнические сооружения, каналы и системы ирригации; ремесла и местные ярмарки, развитие культуры, науки и образования; развитие туризма, спорта и досуга; местная полиция и др.
Вместе с тем в условиях
длительного и постоянного
Во-вторых, при всей высокой децентрализации и автономности государство сохраняет за собой строгий и широкий контроль за деятельностью автономных сообществ. Конституция, в частности, предусматривает, что их статуты рассматриваются и принимаются парламентом страны; что государственные нормы преобладают над нормами автономных сообществ по всем предметам, не относящимся к исключительному ведению последних; что государство может принимать законы, устанавливающие необходимые принципы для согласования нормативных узаконений автономных сообществ, даже по отношению к предметам, отнесенным к их ведению, если того требуют общие интересы (ч. 3 ст. 150)
В-третьих, если автономное
сообщество не выполняет обязательства,
предусмотренные Конституцией или
другими законами, либо его действия
наносят серьёзный ущерб
Конечно, автоматизация и
децентрализация политико-
Заключение.
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что « … унитарное
государство - это единое
государственное образование. Государство
при этом делится лишь на административно-
Информация о работе Унитарное государство: современные черты и пути развития