Унитарное государство: современные черты и пути развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:27, реферат

Описание работы

Термин «государственное устройство» в политико-правовой литературе используется в двух смыслах. В широком смысле слова – как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройство всего государства (социально-экономической и политической основы государства, основы правового статуса его граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов).
В узком смысле слова – для характеристики территориальной (национально-территориальной) организации государственной власти (вопросы внутреннего деления территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями).

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.docx

— 80.75 Кб (Скачать файл)

Всего в Испании имеется 17 автономных сообществ, из которых  три (Каталония, Галисия и Страна Басков) образованы на территории исторического  компактного проживания соответствующих  коренных народов Испания - полиэтническая страна, в которой почти 73% населения  составляют кастильцы, или собственно испанцы, свыше 16% каталонцы, более 8% - галисийцы и свыше 2% - баски. Испанский унитаризм характеризуется не только высокой децентрализацией, но и асимметрией. Это находит свое выражение, в частности, в том, что автономные сообщества имеют не одинаковый статус, поскольку одни (Каталония, Галисия, Страна Басков и Андалузия) обладают полной автономией (Канарские острова, Наварра и др.); а третьи - сравнительно ограниченной автономией.

Согласно Конституции, различия в статусах разных автономных сообществ  ни в коем случае не могут давать ни экономических, ни специальных преимуществ, а государство гарантирует эффективное  осуществление принципа солидарности, заботясь об установлении адекватного  и справедливого экономического равновесия между различными частями  испанской территории, уделяя особое внимание специфическим обстоятельствам  островных территорий (ст. 138). Важно  то, что все испанцы имеют одни и те же права и обязанности  на всей территории страны; что никакие  органы власти не могут принимать  меры, которые прямо или косвенно препятствуют свободе передвижения и выбора место пребывания лиц  и свободному перемещению имущества  по всей испанской территории. Ни в  коем случае не допускается создание федераций автономных сообществ, а  соглашения между ними могут заключаться  лишь с разрешения парламента страны при уведомлении его о характере  и целях такого соглашения.

Автономные сообщества имеют  собственные статуты (уставы), принимаемые  парламентом страны путем издания  органического (конституционного) закона.

Своеобразие испанского автономизма состоит в том, что в рамках его конституционных основ вопросы разграничения предметов ведения и полномочий автономных сообществ и государства в целом решаются в каждом конкретном случае отдельно, что порождает еще большую асимметрию внутри системы самих автономных сообществ.

По Конституции Испании  автономные сообщества обладают достаточно широким полномочиями. К их ведению относятся: организация своих органов самоуправления; изменение границ их муниципалитетов; территориальное, городское городское жилищное благоустройство; транспорт; общественные работы и дороги на их территории; земледелие и животноводство; леса и лесное хозяйство; охрана окружающей среды; развитие экономики автономного сообщества; охота и речное рыболовство; гидротехнические сооружения, каналы и системы ирригации; ремесла и местные ярмарки, развитие культуры, науки и образования; развитие туризма, спорта и досуга; местная полиция и др.

Вместе с тем в условиях длительного и постоянного противоборства тенденций единения, унитаризации и децентрализации, автономизации в вопросах политико-территориальной организации страны Испании приходится обеспечивать их трудный баланс в рамках унитарного «государства автономий». Во-первых, Конституция закрепляет исключительную компетенцию государства в таких областях как: международные отношения; оборона и вооруженные силы; регулирование основных условий, обеспечивающих равенство всех испанцев в осуществлении ими своих конституционных прав и обязанностей; гражданство, миграция, положение иностранцев, право убежища; отправления правосудия; денежная система и основы кредитной, банковской и страховой системы; государственные финансы и государственный заем; внешняя торговля, таможенный режим и таможенные тарифы; торговое, уголовное, гражданское и иное право; трудовое законодательство, законодательство об интеллектуальной и промышленной собственности, о системе мер и весов; основы и координация общего планирования экономической деятельности; развитие и общая координация научно-технических исследований; основы и общая координация здравоохранения; общий порядок функционирования печати и средств массовой информации; охрана общественного порядка др. Закрепляя эти полномочия за государством в целом, Конституция при их определении во многих случаях подчеркивает, что это не должно наносить ущерб самостоятельности автономных сообществ в соответствующих областях.

Во-вторых, при всей высокой  децентрализации и автономности государство сохраняет за собой  строгий и широкий контроль за деятельностью автономных сообществ. Конституция, в частности, предусматривает, что их статуты рассматриваются и принимаются парламентом страны; что государственные нормы преобладают над нормами автономных сообществ по всем предметам, не относящимся к исключительному ведению последних; что государство может принимать законы, устанавливающие необходимые принципы для согласования нормативных узаконений автономных сообществ, даже по отношению к предметам, отнесенным к их ведению, если того требуют общие интересы (ч. 3 ст. 150)

В-третьих, если автономное сообщество не выполняет обязательства, предусмотренные Конституцией или  другими законами, либо его действия наносят серьёзный ущерб общегосударственным  интересам Испании, Правительство  предупреждает председателя автономного  сообщества и при отсутствии ответа с его стороны может с согласия абсолютного большинства Сената принять необходимые меры для  выполнения автономным сообществом указанных обязательств в принудительном порядке или для защиты общегосударственных интересов.

Конечно, автоматизация и  децентрализация политико-территориального устройства современной Испании  не смогла за сравнительно короткий исторический срок решить все этнонациональные и региональные проблемы и тем более устранить экстремистские проявления на националистической и сепаратистской почве. Предстоит пойти ещё долгий и нелегкий путь. Но бесспорно и то, что демократическое применение принципов автономизма и децентрализма в этой многонациональной стране позволило за короткий период снять былую остроту сепаратистских тенденций, укрепить единство страны, во многом преодолеть острейшие межнациональные и межрегиональные напряженности и конфликты. Опыт Испании, сумевшей в кратчайший исторический срок в целом успешно перейти от тоталитаризма к демократии, имеет не только национальное, но и международное значение, особенно для полиэтничных постсоветских и постсоциалистических стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что « … унитарное

государство - это единое государственное образование. Государство  при этом делится лишь на административно-территориальные  части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной  власти и управления, единой судебной системы и конституции» Общая  теория государства и права. Академический  курс // Под ред. М.Н. Марченко. - М.,1998 г.. Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации. Подавляющее большинство современных унитарных государств - государства мононациональные.

Однако, существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе, которые могут продолжатся на протяжении множества веков. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.

Унитаризм исторически по сравнению с феодальным дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого  рынка, развитию на определенных этапах буржуазных экономических отношений.

С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических проблем  и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и  их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д Спиридов Л. И. Теория государства и право: Учебное пособие. - М.: Проспект, 1995 г..

 

Список используемой литературы.

1. Венгеров А.Б. “Теория  государство и права”, Учебник  Для юридических вузов. -М: ИКФ Омега - Л, 2002.0-608 с.

2. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004 - 512 с.

3. Современное конституционное  право зарубежных стран. Сборник  ч. 1, 2. М.: 1995 г.

4. Конституционное право.  Энциклопедический словарь. Ответственный  редактор и руководитель авторского  коллектива - доктор юридических  наук, профессор С. А. Авакьян - М.: Издательство НОРМА, 2000. - 688 с.

5. Енгибарян Р. В. , Тадевосян Э. В. Конституционное прво: Учебник. - 2- изд., перераб. И доп. М.: Юристъ, 2002. - 554 с.

6. Словарь по правам  человека.

7. Общая теория государства  и права. Академический курс // Под ред. М.Н. Марченко. - М.,1998 г.

8. Спиридов Л. И. Теория государства и право: Учебное пособие. - М.: Проспект,

1995 г. 

9. Хропанюк В. Н. ТГП.: учебное пособие для вузов / под ред. Проф. В. Г. Стрекозова. - М.:2002 - 337 с.

10. Апсалямов Р. Г. лекционный материал 2004.

ты и дороги на их территории; земледелие и животноводство; леса и лесное хозяйство; охрана окружающей среды; развитие экономики автономного  сообщества; охота и речное рыболовство; гидротехнические сооружения, каналы и системы ирригации; ремесла и местные ярмарки, развитие культуры, науки и образования; развитие туризма, спорта и досуга; местная полиция и др.

Вместе с тем в условиях длительного и постоянного противоборства тенденций единения, унитаризации и децентрализации, автономизации в вопросах политико-территориальной организации страны Испании приходится обеспечивать их трудный баланс в рамках унитарного «государства автономий». Во-первых, Конституция закрепляет исключительную компетенцию государства в таких областях как: международные отношения; оборона и вооруженные силы; регулирование основных условий, обеспечивающих равенство всех испанцев в осуществлении ими своих конституционных прав и обязанностей; гражданство, миграция, положение иностранцев, право убежища; отправления правосудия; денежная система и основы кредитной, банковской и страховой системы; государственные финансы и государственный заем; внешняя торговля, таможенный режим и таможенные тарифы; торговое, уголовное, гражданское и иное право; трудовое законодательство, законодательство об интеллектуальной и промышленной собственности, о системе мер и весов; основы и координация общего планирования экономической деятельности; развитие и общая координация научно-технических исследований; основы и общая координация здравоохранения; общий порядок функционирования печати и средств массовой информации; охрана общественного порядка др. Закрепляя эти полномочия за государством в целом, Конституция при их определении во многих случаях подчеркивает, что это не должно наносить ущерб самостоятельности автономных сообществ в соответствующих областях.

Во-вторых, при всей высокой  децентрализации и автономности государство сохраняет за собой  строгий и широкий контроль за деятельностью автономных сообществ. Конституция, в частности, предусматривает, что их статуты рассматриваются и принимаются парламентом страны; что государственные нормы преобладают над нормами автономных сообществ по всем предметам, не относящимся к исключительному ведению последних; что государство может принимать законы, устанавливающие необходимые принципы для согласования нормативных узаконений автономных сообществ, даже по отношению к предметам, отнесенным к их ведению, если того требуют общие интересы (ч. 3 ст. 150)

В-третьих, если автономное сообщество не выполняет обязательства, предусмотренные Конституцией или  другими законами, либо его действия наносят серьёзный ущерб общегосударственным  интересам Испании, Правительство  предупреждает председателя автономного  сообщества и при отсутствии ответа с его стороны может с согласия абсолютного большинства Сената принять необходимые меры для  выполнения автономным сообществом  указанных обязательств в принудительном порядке или для защиты общегосударственных  интересов.

Конечно, автоматизация и  децентрализация политико-территориального устройства современной Испании  не смогла за сравнительно короткий исторический срок решить все этнонациональные и региональные проблемы и тем более устранить экстремистские проявления на националистической и сепаратистской почве. Предстоит пойти ещё долгий и нелегкий путь. Но бесспорно и то, что демократическое применение принципов автономизма и децентрализма в этой многонациональной стране позволило за короткий период снять былую остроту сепаратистских тенденций, укрепить единство страны, во многом преодолеть острейшие межнациональные и межрегиональные напряженности и конфликты. Опыт Испании, сумевшей в кратчайший исторический срок в целом успешно перейти от тоталитаризма к демократии, имеет не только национальное, но и международное значение, особенно для полиэтничных постсоветских и постсоциалистических стран.

 

 

 

 

Заключение.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что « … унитарное

государство - это единое государственное образование. Государство  при этом делится лишь на административно-территориальные  части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной  власти и управления, единой судебной системы и конституции» Общая  теория государства и права. Академический  курс // Под ред. М.Н. Марченко. - М.,1998 г.. Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации. Подавляющее большинство современных унитарных государств - государства мононациональные.

Информация о работе Унитарное государство: современные черты и пути развития