Внешнеполитические связи Киргизской СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 15:59, реферат

Описание работы

Кыргызская Республика вступила в новое тысячелетие в качестве достойного субъекта мирового сообщества, равноправного члена универсальной организации - ООН, пройдя за последнее время в своем развитии огромный путь, равный целой эпохе. После обретения независимости и провозглашения государственного суверенитета Кыргызстан и его многонациональный народ впервые за многие годы получили право самостоятельно решать свою судьбу, сделать независимый выбор в своем развитии.
Народ Кыргызстана и его первый Президент А.Акаев сделали свой выбор, провозгласив Кыргызстан суверенной, унитарной, демократической Республикой, построенной на началах правового, светского государства. Этот выбор официально закреплен в Статье 1 Конституции Кыргызской Республики.

Содержание работы

1.1 Введение 2
1.2 Внешнеполитические связи Киргизской ССР. 3
1.3 Основные принципы внешнеполитической концепции Кыргызской Республики. 4
1.4 Внешняя политика Кыргызской Республики и принципы современного международного права. 6
1.5 Особенность положения Кыргызстана в системе современных международных отношений. 8
1.6 Приоритеты внешнеполитических связей Кыргызской Республики в Центральной Азии. 9
1.7 Инструментарий внешней политики 13
1.8 Сотрудничество Кыргызстана в рамках ШОС 16
Заключение 18
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Внешняя политика КР.docx

— 82.54 Кб (Скачать файл)

равенство и взаимовыгодное экономическое сотрудничество;

отказ от войны  как средства осуществления национальной политики.

Сущность этих основополагающих принципов и фундаментальных задач определяет следующие основные приоритеты внешней политики:

обеспечение политическими  средствами безопасности, суверенитета, независимости и территориальной  целостности Кыргызстана;

содействие укреплению стабильности по периметру кыргызстанских границ в близлежащих регионах и  в мире в целом;

защита прав, свобод, достоинства и благополучия кыр- гызстанцев;

защита основ  самобытности и достоинства кыргызского народа, его традиций, культуры и образа жизни;

обеспечение благоприятных  внешних условий для продвижения демократических реформ в направлении формирования гражданского общества, для создания эффективной рыночной экономики, развития конкурентноспособности кыргызстанских производителей и защиты их интересов на мировых рынках;

создание равноправных и взаимовыгодных отношений прежде всего с соседями-партнерами по СНГ, близкими нам в этносоциальном, духовно-культурном и экономическом отношении странами, а также экономически мощными и технологически развитыми странами ближнего и дальнего зарубежья.

Кыргызстан отвергает  двойные стандарты в выборе средств  своей внешней политики. Его действия строятся строго на основе международного права, приверженности целям и принципам  Устава ООН.

Учитывая сложившуюся  в республике этнодемографи* ческую и этнополитическую ситуацию (48% населения - это русскоязычные этнические выходцы  из стран ближнего зарубежья), а также военную и экономическую зависимость в настоящее время от России, Кыргызская Республика не должна допускать дистанциирования от России и центральноазиатских республик СНГ. Более того, объективно обусловлена необходимость всеми силами укреплять и развивать интернациональные процессы и тенденции. В противном случае предопределено ослабление исторически сложившихся кыргызско-россий- ских взаимосвязей, усиление оттока славян и европейцев из Кыргызстана, что не может не сказаться отрицательно на всех сферах жизнедеятельности республики.

Не соответствует  национальным интересам Кыргызстана и отрыв от государств Центральной Азии, с которыми у кыргызского народа общие этнокультурные, исторические и генетические корни, во многом  определяющие будущее нашей страны.

 

Сложившаяся геополитическая  ситуация, дополняемая соседством усиливающегося ядерного Китая, предполагает необходимость  обеспечения сбалансированных, взаимовыгодных отношений дружбы и сотрудничества со всеми странами ближнего и дальнего зарубежья. Такой подход кажется  единственно возможной и реальной внешнеполитической стратегией Кыргызской Республики в настоящее время  и в обозримой перспективе. Она может быть реализована на базе технического взаимодействия и взаимоувязки конкретных внешнеполитических акций, направленных на обеспечение суверенитета и территориальной целостности, на укрепление взаимоотношений с отдельными странами и группами стран по следующим основным направлениям:

  1. Укрепление и развитие ’’особых” взаимоотношений с Россией, учитывающих сохраняющуюся зависимость экономики и обороны Кыргызстана от России.
  2. Отношения на региональном уровне с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном. Оптимально сбалансированные и достаточно крепко взаимосвязанные, они могут и должны надежно уравновешивать сложные взаимоотношения Кыргызской Республики, каждого из государств центральноазиатского региона, как и всей ’’пятерки” в целом, с Россией и Китаем.
  3. Отношения на более широком региональном уровне, включающем кроме центральноазиатской ’’пятерки” Турцию, Иран и Пакистан. Укрепление взаимоотношений внутри этой азиатской "восьмерки” позволит Кыргызстану получить выход из транспортного тупика, в котором она находится, к новым транспортным коммуникациям в Южную и Юго-Восточную Азию, арабские страны и Европу.
  4. Отношения с Китаем, как с великой пограничной ядерной державой, имеющей хорошие перспективы дальнейшего развития, должны строиться на началах взаимной выгоды и добрососедства с тем, чтобы обеспечить поддержку этой страны, укреплять разносторонние связи с братьями по крови - кыргызами, проживающими в КНР, а также получить выход на азиатско-тихоокеанский регион.
  5. Отношения с Японией, США и Западной Европой имеют важное значение для реформирования не только социально-экономической и политической сферы независимого, демократического Кыргызстана, но и как фактор сдерживающего воздействия международного сообщества на Китай, если усиление его мощи и влияния приведет к нежелательным для Кыргызстана проявлениям с его стороны.

 

    1. Внешняя политика Кыргызской Республики и принципы современного международного права.

 

 

Основные права  и обязанности Кыргызского государства определяются принципами международного права.

К основным правам и обязанностям кыргызского, равно  как и других государств, относятся  следующие:

вступать в  связи с другими государствами  и иными субъектами международного права;

осуществлять  дипломатические и консульские  отношения с другими государствами и иметь представительства при международных организациях, членами которых они являются;

заключать международные  договора или иным путем участвовать  в создании международных норм;

быть членами  международных межправительственных организаций и участвовать в  международных конференциях;

защищать свою правосубъектность, применять санкции  к нарушителям международных  норм.

В Декларации о  принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970г.), подчеркивается, что все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют  одинаковые права и обязанности  и являются равноправными членами  международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического и иного характера.

 

 

Суверенный Кыргызстан исходит из этих принципов, руководствуется  ими и всецело поддерживает их.

Таким образом, государственный  суверенитет Кыргызской Республики означает верховенство государства на своей территории и независимость в сфере международных отношений.

Эффективная международная  деятельность Кыргызстана возникла лишь при строгом соблюдении императивных принципов современного международного права: суверенного равенства государств; неприменения силы или угрозы силы в международных отношениях; нерушимости государственных границ; территориальной целостности государств; мирного урегулирования споров; невмешательства; всеобщего уважения прав человека и основных свобод; равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества государств ; добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Роль основополагающих принципов международного права  для Кыргызстана заключается  в том, что обеспечивается самостоятельное  и равноправное участие в непосредственных отношениях с другими государствами.

Устав ООН закрепил принцип сотрудничества государств в качестве одного из общепризнанных принципов международного права.

Сотрудничество  суверенных, независимых государств отражает объективную тенденцию  дальнейшего развития и углубления международной экономической интеграции. Кыргызская Республика целиком и полностью принимает "Хартию экономических прав и обязанностей государств (1974 г.), Декларацию принципов заключительного акта СБСЕ (1975 г.), Итоговый документ Венской встречи представителей государств - участников СБСЕ (1989 г.) и Декларацию Хельсинской встречи СБСЕ на высшем уровне, "Вызов времени перемен” (1992 г.), которые подчеркивают стремление народов свободно определять свою внутреннюю и внешнюю политику.

 

 

    1. Особенность положения Кыргызстана в системе современных международных отношений.

Одновременно с распадом Советского Союза наша страна приобрела  целый «букет» как внутренних, так и внешних проблем. На современную  внешнеполитическую ситуацию оказывают  сильное влияние не только «достижения» дипломатов и политиков на ниве международных  отношений, но внутриполитическая и  экономическая обстановка в нашей  стране. В конце XX века для Кыргызстана возникли задачи, связанные с поиском, установлением места и роли нового государства в мировом сообществе. Кыргызстан не унаследовал от СССР ни статуса сверхдержавы, ни роли одного из центров мировой политики, равновесного США и их союзников. Резко снизилось ее геополитическое пространство. С распадом Советского Союза Кыргызстан был, как бы оттеснен.

Этноцивилизационное многообразие ее населения, включающее более 80 различных  народов, большая протяженность  сухопутной государственной границы. В результате непродуманных реформ экономический и военный потенциал  страны заметно снизился. Происходит ее вытеснение на периферию, на задворки мировой экономики. По большинству  параметров (кроме размеров территории и ядерного потенциала) Кыргызстан перешел в категорию средних  держав. Снижение экономической, технологической  и военной мощи Кыргызстан существенно  уменьшило ее международный авторитет. При решении острых международных  проблем мнение кыргызского государства  практически не учитывается.

В поисках своего места  в международной политике, которое  бы соответствовало ее возможностям, ее традициям, Кыргызстану придется учитывать как реальности нынешнего  моноцентризма при гегемонии  США, так и вероятные перспективы  формирования полицентризма в мировом  геополитическом пространстве и  изменяющихся международных отношениях1.

Современному Кыргызстану  следует избегать негативных аспектов формирования нового мирового порядка, следует научиться использовать благоприятные факторы.

Однако следует подчеркнуть, что выработка национальных приоритетов  в современном Кыргызстане идет сложно и противоречиво. Понятно, что  интересы безопасности Кыргызстана  требуют создания прочных взаимовыгодных связей с ближайшим географическим окружением, активного развития экономического, социального, культурного сотрудничества с определенными странами. Но до сих пор четко не сформулированы национальные или государственные  интересы страны. Можно сказать, что  внешняя политика Кыргызстана находится  в стадии становления.

Но уже сегодня можно  выделить основные черты этой политики:

1. Кыргызстан отвергает  всякую войну, применение военной  силы как средство достижения  политических, экономических и других  внешних целей.

2. Краеугольным камнем  нашей внешней политики стало  положение о том, что Кыргызстан  ни к одному государству не  относится как к своему противнику.

3. Заявлено, что Кыргызстан  будет защищать не идеологию,  а свои жизненно важные интересы.

4. Внешняя политика не  должна быть «затратной», а  быть взаимовыгодной.

Все больше людей в Кыргызстане  осознают, что сохранение суверенитета, целостности и единства Кыргызстана  выступает в качестве ее главного национального интереса. И, исходя из этого, складываются основные направления  внешней политики Кыргызстана.

Первостепенной важности задачей внешней политики Кыргызстана  является установление нормальных доверительных  отношений со странами Запада.

Но Кыргызстан является азиатской  державой, и для стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной  Азии Россия может стать партнером  именно как сильная промышленная страна, как центр науки, культуры и образования2.

Уникальное географическое положение Кыргызстана должно быть также использовано к ее экономической  и политической выгоде. Через Кыргызстан идут самые удобные пути, соединяющие  страны Западной Европы и Тихоокеанского региона. Поэтому Кыргызстан призван  сыграть роль связующего звена между  Западом и Востоком.

В кыргызской внешней политике постепенно происходит осознание объективного закона — закона региональной общности, указывающего на то, что у наций, живущих в одной части мира, имеются общие интересы, связанные  с поддержанием добрососедских отношений, экономической кооперации. Если даже отвлечься от факта многовекового  пребывания в едином государстве, географическая близость, единство региональных проблем  сами по себе являются фактором установления все более тесного сотрудничества и интеграции со странами, образовавшимися  на территории бывшего СССР, со странами СНГ.

Внешняя политика в настоящее  время должна быть сориентирована на то, чтобы избежать изоляции, включиться в мировое сообщество в качестве суверенной, уважающей себя державы. Кыргызстан должен занять достойное  место в системе международных  отношений, основанных на равенстве  сторон, взаимном уважении, взаимовыгодном сотрудничестве.

Наряду с защитой своих  сугубо национальных интересов, Кыргызстан должен принимать активное участие  в решении глобальных проблем  современности.

Однако самыми важными  условиями обретения достойного статуса в международных отношениях являются укрепление целостности Кыргызстана, а также развитие собственного экономического потенциала. Лишь при выполнении этих условий возможно решение труднейшей задачи — превращения Кыргызстан из униженного и завистливого наблюдателя  в самодостаточный и свободный  субъект международных отношений.

Информация о работе Внешнеполитические связи Киргизской СССР