Внешнеполитические связи Киргизской СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 15:59, реферат

Описание работы

Кыргызская Республика вступила в новое тысячелетие в качестве достойного субъекта мирового сообщества, равноправного члена универсальной организации - ООН, пройдя за последнее время в своем развитии огромный путь, равный целой эпохе. После обретения независимости и провозглашения государственного суверенитета Кыргызстан и его многонациональный народ впервые за многие годы получили право самостоятельно решать свою судьбу, сделать независимый выбор в своем развитии.
Народ Кыргызстана и его первый Президент А.Акаев сделали свой выбор, провозгласив Кыргызстан суверенной, унитарной, демократической Республикой, построенной на началах правового, светского государства. Этот выбор официально закреплен в Статье 1 Конституции Кыргызской Республики.

Содержание работы

1.1 Введение 2
1.2 Внешнеполитические связи Киргизской ССР. 3
1.3 Основные принципы внешнеполитической концепции Кыргызской Республики. 4
1.4 Внешняя политика Кыргызской Республики и принципы современного международного права. 6
1.5 Особенность положения Кыргызстана в системе современных международных отношений. 8
1.6 Приоритеты внешнеполитических связей Кыргызской Республики в Центральной Азии. 9
1.7 Инструментарий внешней политики 13
1.8 Сотрудничество Кыргызстана в рамках ШОС 16
Заключение 18
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Внешняя политика КР.docx

— 82.54 Кб (Скачать файл)

Кыргызстан находится  в точке бифуркации при определении  своей внешнеполитической идентичности, что означает сложный и трудный  путь формирования потенциального круга союзников, партнеров и соперников на международной арене. Концептуальные формы внешней политики Кыргызстана в современном мире являются скороспелыми, аморфными, не само достаточными, без ясных приоритетов и поэтому заслуживают критики. Программные установки внешнеполитического поведения Кыргызстана необходимо менять на отвечающие национальным интересам страны прагматическую систему обязательств, уступок и выгод с учетом доминирующей парадигмы международного сотрудничества. Анализ нынешнего состояния республики приводит к простой констатации, что хуже и дальше некуда, поскольку Кыргызстан уступил часть своей суверенной, правовым образом закрепленной территории Китаю взамен на временное, а потому мнимое международное спокойствие, затем Узбекистан силовым способом, односторонне прирезал по всему периметру межгосударственной границы от 100 метров до I километра нашей земли, но парашютисты неистощимо изобретательны на пакости и глупости. Прогнозирование внешнеполитической динамики будет неполным, и не имело бы стратегического характера без анализа геополитической стратегии. Именно геополитический анализ благодаря необходимому масштабному синтезу факторов социальных тенденций развития организуется в самостоятельную и одновременно высшего уровня стратегическую концепцию4. Взгляд на геополитический анализ как на доминирующую ориентацию географических, военных и экономических факторов явно устарел. Поскольку культурное или религиозно-этническое измерение несомненно влияет на зафиксированное в сознании представления социальной группы о пространственной структуре в политико-экономическом поле. Культурные или религиозные традиции в геополитическом анализе являются первостепенными для культурных стереотипов, например, таких как «арабомусульманский мир» или «китайская цивилизация». Преимущество геополитического анализа не только и гармоничном синтезе социально-политических, социокультурных и экологических принципов, по и в том, что здесь не дается универсального ответа на главные параметры грядущей картины мира. Самым важным в геополитическом анализе вне зависимости от масштаба исследовательской программы является многообразная комбинация различных параметров, при этом прогнозная функциональная значимость предлагаемых критериев будет изменяться. Геополитическое прогнозирование является результирующим вектором концепции развития мультинационального общества современной техногенной цивилизации.

Но есть и другая точка  зрения с акцентом на то. что прогнозное моделирование, основанная на геополитических  ценностях потеряла свою позитивную значимость. Исследователь Э. Кочетов  считает, что "геополитические категории  в системе внешнеэкономических  связей - это опаснейший пережиток, рудимент влияния внешнеполитических установок на внешнеэкономическую  стратегию. Геостратегические установки  несут в себе в определенной степени  милитаристскую нагрузку. Геоэкономика же должна восприниматься как цельный, самостоятельный экономический  мир, в котором все атрибуты национальной экономики, спроецированные на глобальную систему, имеют свою причудливую  и развитую форму». Исследователь  утверждает, что из трех глобальных направлений (геополитика, геоэкоиомпка, геостратегия) «геоэкономика обладает очень цепкой «памятью»: пример СНГ. СЭ11-мировая экономика «запомнила»  экономические границы (второй ярус), взвешенно относится к третьему ярусу - границам стратегических устремлений  России («естественный геоэкономический баланс»). Но при беспристрастном  анализе нельзя неоправданно преувеличивать роль экономики как стратегического  фактора в современных исторических условиях кризиса государств-наций. Поскольку паритетная плотность  сил в нынешнем многополярном  мире делает даже могущественные экономические  державы всего лишь союзниками или  партнерами в достижении масштабных целей и реализации собственные  интересов. При этом интересно отметить, что участие государства в  планетарной геополитической динамике гарантируется только исторически  закрепленной комбинацией рынка, политической демократии и индустриально-информационных технологий. Следующим признаком  того, что государство не является носителем геоэкономического потенциала выступает разнородность государств и диверсификация средств сил, а  также небывалое усиление роли негосударственных организаций, преследующих свои гораздо более узкие цели. Государства различны по своему научно-техническому и экономическому потенциалу и имеют уязвимые отрасли общественной жизнедеятельности. В то же время современный уровень информационных технологий делают средства влияния на политику государства крайне разнообразными, что и вынуждает страны идти на поиск региональных союзников, участвовать в глобалистских тенденциях. Здесь предоставлено широкое поле маневрирования для таких государств как Кыргызстан, которым важно лишь правильно расставить внешнеполитические акценты через призму стратегических интересов держав и ключевых факторов. Отсюда раскрывается несколько парадигм, определяющих систему международных отношений и имеющие новые прогнозные возможности.

С другой стороны, в качестве невообразимо мощного геополитического фактора может выступить мусульманство. Кроме того, в связи с становлением новой картины мира ряд государств выказывают намерение стать центрами регионального тяготения. К примеру, очевидна попытка использования  богатого культурно-исторического  потенциала для влияния на международные  события - «Великий Иран», «Великая Турция», «Великое будущее Узбекистана», «Великий Туркестан» и т.д5.

И, наконец, утратившая свою былую актуальность парадигма столкновения цивилизацией, где в качестве системообразующих  и подчиненных динамизму становления  принципов берут этнические, религиозные, социокультурные универсалии. Именно в настоящее время значимость геополитического прогнозирования  неумолимо возрастает, поскольку  оно имеет не только масштабный стратегический характер, но и обладает комплексным  эффектом. К примеру, российские ученые оценивая геополитические изменения, произошедшие после распада СССР отмечают перемены в военных параметрах - "Россия потеряла первый и второй эшелоны на передовых рубежах  в Европе - самую мощную группировку  войск; резко сузились стратегическое оборонное пространство, и экономических - выход к морю сужен почти до размеров, существовавших до Петра  Первого; потеряны ряд мощных морских  портов, житниц, металлургических баз, промышленной инфраструктуры, курортных  зон и т. д., а также культурно-этнических - проблемы поиска национально-религиозной  идентичности вызвали Чечню, сложные  конфронтационные процессы в Приднестровье  и Эстонии6.

Таким образом, геополитическое  прогнозирование повышает экономическую  роль государства в формировании будущей системы безопасности. Самой  важной характерной чертой геополитической  аналитики является, что можно  выделить приоритеты среди, может быть, очень важных и даже системообразующих  принципов социального развития: религиозных, военных, экономических, экологических и т.д. факторов. Несомненным  преимуществом такого анализа является синтез, казалось бы, несводимых друг к  другу военных и религиозных, экологических и экономических, политических и культурно-этических  ценностей. Другим важным признаком  геополитических доктрин является теоретическая и эмпирическая совместимость, представленная как принципиальная доказуемость теоретических выкладок на эмпирическом уровне и, наоборот, эмпирические представления о политической, экономической, военной или экологической действительности свободно укладываются и прогнозируемы теоретических концепциях. Поиск геополитических приоритетов во внешней политике на материалах Кыргызстана актуальными являются обсуждаемые проблемы по взаимоотношениям и перспективам связей с Россией, Китаем и исламским миром. Кыргызстан, приняв в качестве ориентира государственного устройства и формы правления демократию светского типа, пытается найти разумный компромисс между геополитическими центрами тяготения, а может быть равноудаленную дистанцированнованность, что, несомненно, приведет, если не к деликатной изоляции, то к отторжению на периферию без права возврата в лоно демократического мира. Это и есть доминирующая тенденция во внешней политике Кыргызстана. Тенденции стратегического плана как исламизация фундаменталистского толка также отпугивают как и опасение быть поглощенным Китаем, с которым объединяет более близкая этническая дистанция. Среди векторов геополитической ориентации наиболее предпочтительным выглядит доктрина долгосрочного развития, направленного на стратегическое партнерство с Россией, поскольку она выгодно отличается дальней этнической дистанцией в сравнении с Китаем и тюркоязычными региональными лидерами. Кроме того, она не пытается выступать в качестве религиозного донора фундаменталистко- экстремистского толка в отличие от исламского мира. Глубина кризиса и широта круга проблем, занимающие ныне Россию не дает возможности ей навязывать политико-экономические, часто не апробированные модели в отличие от Запада. Но с другой стороны, Россия не имеет достаточных финансовых средств для поддержания геополитического союза в дальних географических границах, к таким пределам может быть причислен и Кыргызстан. Военная база в Канте не имеет решающего значения как действенный фактор, Наиболее оптимальной внешнеполитической программой для нового субъекта международного права является создание инновационных и конституционных форм национальных интересов, специфичных только для нашего государства, т.е. своего рода зоны суверенной и совместной деятельности. Необходимо не замалчивать как щекотливую тему некоторые проблемы, где мы выступаем в виде претендентов или конкурентов, пусть даже более слабых. Во времена цивилизации открытой политики следует ясно формировать принципы той геополитической ниши, которую Кыргызстан намерен занять. От того, что насущные проблемы будут замалчиваться, Кыргызстан не выиграет. Поскольку, не формулируя наши требования мы оставляем на уровне невысказанного, следовательно, де-факто несуществующих в межгосударственной практике ценностей. Проблемы водоохраной системы Кыргызстана или территориальные взаимные претензии не исчезнут, если их откладывать в долгий ящик только из желания не испортить отношения с дружественными соседями или из интересов личной политической конъюнктуры на следующие сроки. Соседи всегда будут соседями, а дружественность будет зависеть не от проблем, которые не решаются, а от комплекса факторов, регуляция которых вполне по силам внешнеполитическому потенциалу Кыргызстана.

    1. Сотрудничество Кыргызстана в рамках ШОС

Шанхайская  организация сотрудничества (ШОС) - международная организация, объединяющая Россию, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В 1996-2000 годах руководители этих стран ("Шанхайская пятерка") встречались поочередно в Шанхае, Москве, Алматы, Бишкеке и Душанбе. Душанбинская встреча 2000 года ознаменовала завершение первого круга встреч глав государств "Шанхайской пятерки". На базе соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, заключенных между Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем, Россией и Таджикистаном соответственно в 1996 и 1997 годах и сформировалась ШОС.

На встрече  глав пяти государств 15 июня 2001 года в  Шанхае лидеры "Шанхайской пятерки" приняли в свои ряды Узбекистан. В тот же день была подписана декларация о создании Шанхайской организации  сотрудничества (ШОС).

Деятельность  ШОС привлекает к себе повышенный интерес со стороны международного сообщества. Подписанная в ноябре 2002 года Временная схема взаимоотношений  ШОС с другими международными организациями и государствами  позволила осуществить контакты ШОС с ООН и АСЕАН. По итогам московской встречи на высшем уровне (май 2003) была принята политическая декларация, в которой зафиксированы  конкретные договоренности по развитию сотрудничества в рамках организации, а также общие подходы по актуальным международным проблемам. В документе  подтверждена "необходимость соблюдения и выполнения основных целей и  принципов Устава ООН и общепризнанных норм международного права Цели ШОС.

Целями организации  провозглашены укрепление взаимного  доверия, дружбы и добрососедства, поощрение  эффективного сотрудничества между  государствами-участниками в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях, совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе. Принципы будущей организации в области безопасности зафиксированы в принятой здесь же "Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом".

На ее основе создана Региональная антитеррористическая структура ШОС (РАТС) - постоянно  действующий орган, предназначенный  для содействия координации и  укрепления взаимодействия компетентных органов стран-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

На саммите  ШОС в Санкт-Петербурге 7 июня 2002 года подписаны Хартия и Соглашение о Региональной антитеррористической структуре ШОС (РАТС).На очередном  саммите ШОС, прошедшем с 28 по 29 мая 2003 года в Москве, было завершено  документальное оформление организации: подписана Декларация глав государств - членов ШОС, утверждающая комплекс документов, регламентирующих порядок работы уставных органов ШОС и ее финансового  механизма. В частности, подписаны  документы, касающиеся функционирования постоянных органов ШОС - секретариата и исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры. Секретариат  было решено разместить в Пекине, а  штаб-квартиру - в Бишкеке7.

 

Заключение

 

В заключении можно сделать  следующие выводы;

Внешняя политика Кыргызской Республики основана на положениях Конституции, Декларации о государственной независимости, нормах международного права.

- главная цель внешней политики любого государства - это обеспечение его безопасности, охранительная функция. Она связана с охраной и защитой прав и интересов данной страны, а также ее граждан за ее пределами.

- регулирующая функция внешней политики Кыргызской Республики направлена на создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства,

на сохранение равновесия в системе политических связей. Особую роль в реализации этой.

функции имеет деятельность центральных органов внешней  политики: министерств иностранных  дел, посольств, консульств.

Кыргызская Республика вступила в новое тысячелетие  в качестве достойного субъекта мирового сообщества, равноправного члена  универсальной организации - ООН, пройдя за последнее десятилетие в своем  развитии огромный путь, равный целой  эпохе. После обретения независимости  и провозглашения государственного суверенитета Кыргызстан и его многонациональный  народ впервые за многие годы получили право самостоятельно решать свою судьбу, сделать независимый выбор в  своем развитии.

Народ Кыргызстана  и его первый Президент А.Акаев  сделали свой выбор, провозгласив Кыргызстан суверенной, унитарной, демократической  Республикой, построенной на началах  правового, светского государства. Этот выбор официально закреплен  в Статье 1 Конституции Кыргызской Республики.

Первый десятилетний период развития нашего государства  полностью подтвердил правильность избранного нами пути построения свободного и демократического гражданского общества и создания основ рыночной экономики.

Рождение нового независимого государства столкнуло  его один на один со всеми проблемами, обрушившимися после развала  Союза ССР и разрыва всех связей, формировавших некогда единый народно-хозяйственный  комплекс. Решение всех этих проблем  лишь только собственными усилиями и  внутренними резервами для Кыргызстана, равно как и для всех государств постсоветского пространства, представлялось весьма затруднительным и маловероятным. В условиях глобализации, когда все  больше возрастает взаимозависимость  и всемерное сближение стран, групп государств и регионов, стремление любого государства справиться со своими проблемами в одиночку обречено на неудачу.

В этих условиях решение проблем внутренней политики для любого государства, особенно для  таких, как Кыргызстан и страны СНГ, напрямую связано с проведением  активной и прагматичной внешней  политики, установлением дружественных  и взаимовыгодных отношений с  экономически сильными государствами  и международными организациями, формированием  внешних благоприятных условий  для обеспечения национальных интересов, для интеграции в мировое сообщество и мирохозяйственные связи.

На достижение этих целей и была направлена внешняя  политика и дипломатия Кыргызстана, вместе с государством прошедшие  этап формирования и становления. Сбалансированность, многовекторность и прагматизм внешней  политики Кыргызстана, в основе которой  стремление к всеобщему и справедливому  миру, взаимовыгодному сотрудничеству, разрешению глобальных и региональных проблем мирным путем, соблюдение общепризнанных принципов международного права, позволили  нашему молодому государству установить равноправные и взаимовыгодные отношения  со многими государствами и международными организациями.

Таким образом  главное содержание внешней политики Кыргызской Республики определяется общенациональными  интересами развития Кыргызстана, как  суверенного демократического государства, обеспечения благоприятных внешних  условий для создания современного динамичного хозяйства, гарантирующего политическую и экономическую независимость, населению достойную жизнь, а также для включения Кыргызстана в мировое сообщество, как миролюбивой страны с многовековой историей, выгодным геополитическим положением, значительным экономическим, технологическим, интеллектуальным и духовно-нравственным потенциалом.

Важнейшими внешнеполитическими  задачами Кыргызстана на современном  этапе стали:

Сохранение мира, стабильности в республике, ее территориальной  целостности; интеграция Кыргызстана  с другими странами СНГ в мировое  сообщество в области политики, экономики  и культуры

Мирное урегулирование имеющихся межнациональных и  вооруженных конфликтов в Центральной  Азии и СНГ, недопущение распространения  их на свою территорию, неучастие в  военных блоках, неуклонный нейтралитет.

Сохранение добрососедских отношений со всеми пограничными странами, опираясь на традиционные связи  и отношения с ними.

Развитие взаимовыгодного  сотрудничества со всеми странами, опыт, технологии, инвестиции которых  станут подспорьем в проведении экономических  реформ, в решении задач социально-экономического развития.

Информация о работе Внешнеполитические связи Киргизской СССР