Законность и политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Главной целью написания работы по теме «Законность и политический режим» является установление соотношение между этими понятиями, определение их роли в жизни общества и проблем укрепления законности и политического режима в современном обществе.
Задачи, которые предстоит решить для достижения поставленной цели:

1.рассмотреть определения законности и политического режима;

2.установить соотношение указанных понятий;

3.выявить проблемы в законности и политическом режиме

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 92.48 Кб (Скачать файл)

Очевидно, наиболее значимые отношения регулируются и законами и подзаконными актами (акты президента, правительства, министерств и др.). Такие акты по своей юридической  силе стоят ниже законов и не должны им противоречить, обходить или расходиться  с их предписаниями.

На страницах печати нередко  пишут о необходимости повышения  качества ведомственных нормативно-правовых актов. Действительно, этот вопрос актуален.

Порядок в законотворчестве, - отмечается в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, - должен быть подкреплен жесткой  дисциплиной ведомственного нормотворчества...

Многие ведомственные  акты либо повторяют нормы законов, указов президента и постановлений  правительства, либо извращают их суть.

Не искоренена практика, когда ведомственными актами вводятся дополнительные обязанности граждан. Появляется основа для ведомственного произвола. К тому же, как правило, люди узнают о существовании такой  инструкции только в кабинете чиновника. Все инструктивные документы должны быть доступны и отвечать за это должны сами ведомства. В научной и учебной литературе наметились различные подходы к вопросу о том, к каким субъектам адресуется законность. Согласно одному из них, законность ограничивается сферой деятельности органов государства, обращена к должностным лицам государственного аппарата и общественным объединениям, но не относится к гражданам.

Другой (традиционный подход) заключается в том, что и граждане подпадают в сферу деятельности законности. Этот спор надо решить в  пользу традиционного взгляда на состав субъектов законности.

Обратим внимание на часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Здесь требование соблюдения законов  в равной мере обращено как к органам  государственной власти, органам  местного самоуправления, должностным  лицам, так и к гражданам и  их объединениям. Вместе с тем в  литературе отмечается, что рациональное зерно есть и в первой позиции.4

Проф. А.Ф.Черданцев в этой связи отмечает: Состояние законности, в первую очередь, определяющим образом зависит от того, насколько пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность именно здесь. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависит состояние прав и свобод граждан, их законопослушность.

Законность как бы перекрещивается с понятием дисциплина, определяемое в справочных изданиях как "обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам (воинская дисциплина, трудовая и пр.).

Соответственно такому подходу  уточняется содержание государственной  дисциплины. Она понимается как "точное соблюдение всеми организациями  и гражданами установленного государством порядка деятельности государственных  органов, предприятий, учреждений, организаций  по выполнению возложенных на них  обязанностей".

Дисциплина - важнейший фактор общественной жизни. Она необходима для жизнедеятельности и организаций, и отдельных индивидов и с этой точки зрения близка к законности. Как видно, и законность, и дисциплина непосредственно связаны с состоянием упорядоченности и организованности общественных отношений.

В этой связи законность рассматривается в качестве основы дисциплины, в частности государственной. Скажем, все требования законности, обращенные к государственным служащим (к сотрудникам органов внутренних дел и др.), составляют одновременно и содержание дисциплины.

Вместе с тем эти  явления (т.е. законность и дисциплина) не совпадают, как бы наполнены самостоятельным  смыслом. Законность означает в основном требование соблюдения правовых предписаний. Здесь не имеет значения, чем руководствуется  субъект, реализуя правовые предписания.

Особенность дисциплины в  том, что она предполагает инициативное, ответственное отношение к делу, проявление активности, предприимчивости. В этой связи руководитель определенной управленческой структуры вправе расценить  в качестве нарушения дисциплины безинициативное, безразличное отношение  подчиненных лиц к возложенному долгу, обязанностям.

Дисциплина в сравнении с законностью в большей степени связана с нормами нравственности. Скажем, ссора, взаимное оскорбление сотрудников милиции в присутствии граждан, находившихся в том или ином учреждении органов внутренних дел, есть и нарушение требований морали, и нарушение служебной дисциплины.

Режим законности неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и реализуются  в действительности принципы народовластия, равенства граждан, созданы условия  для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.

Можно сказать: законность - основа демократии, демократического режима общества. В условиях режима законности становятся реальными демократические  права граждан, общественных движений и организаций, осуществляется принцип  разделения властей, принцип всеобщего  избирательного права, соблюдаются необходимые, основанные на законе, процедуры как в правотворческой, так и в правоприменительной практике.

"Законность,- отмечает  В.Н.Кудрявцев,- не только формальный  принцип права, но и содержательная  категория, отражающая демократическое  существо общественного строя". Действительно, связь права, законности и демократии очевидна. Посредством законодательства закрепляется характер соподчинения органов власти, управления, способы реализации государственной власти, диапазон прав и свобод граждан. Иными словами, демократия необходимо предполагает юридическое оформление, отражающее меру свободы человека, объединений людей в обществе. Поэтому право и законность представляют собой элемент демократии.

Заметим, законы не признаются в условиях охлократии, а не демократии. И еще один момент. Законность, ее требования в масштабе страны - едины. Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а её уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому её содержание рассматривают в трёх аспектах:

а) в плане "правового" характера общественной жизни;

б) с позиций требования всеобщего уважения к закону и  обязательного его исполнения всеми  субъектами;

в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального  обеспечения прав, интересов граждан  и охраны правопорядка в целом  от любого произвола.

Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права  и закона в общественной жизни, соблюдении правовых норм всеми участниками  общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц.

Принципы законности:

Единство законности - одна для всей страны (территории).

Всеобщность законности - одна для всего населения (лиц).

Целесообразность законности - законность всегда целесообразна, всегда надо следователь предписаниям закона.

Верховенство закона - законы в государстве имеют высшую юридическую  силу.

Связь законности и культуры - уровень законности напрямую зависит  от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Политический режим

2.1. Сущность политического режима

Политический режим - одна из ключевых, властнообразующих категорий политической науки. Эта понятие широко используется для характеристики власти, политической системы общества, методов управления.

Политический режим (от лат. regimen - «управление») характеризует совокупность приемов и методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни. Французский политолог Ж.-Л. Кермон понимал под политическим режимом сложный комплекс элементов идеологического, институцианального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти в данной стране на определенный период времени.

Другой всемирно известный  французский политический социолог Р. Арон обращал внимание на необходимость  рассмотрения при анализе политических режимов следующих составных  переменных величин:

1) конституция, интерпретируемая  политиками как способ правления  (авторитарный, демократический, тоталитарный  и т.д.);

2) характер партийной  системы (однопартийная, двухпартийная,  многопартийная и др).;

3) способ функционирования  режима (избирательный закон, выборы, функционирование парламента, отношения  между парламентом и правительством);

4) роль групп давления  и интересов в политическом  обществе;

5) характер политического  персонала (государственных чиновников, политических лидеров и др.).

Политический режим можно определить как совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры и сознания.

«Понятие политического  режима, получив распространение  в западно-европейской обществоведческой  литературе на рубеже XIX и XX вв., в течение  долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров. Широко известна его трактовка в качестве характеристики государственной власти по формальному источнику - верховенству политической воли индивидуально-определенного физического лица, «элитарной» социальной группы или большинства населения. Подобное понимание восходит к традиции, заложенной «Политикой» Аристотеля, однако сегодня на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводит к фактическому отождествлению того или иного типа политического режима с конкретной формой правления. В действительности же далеко не всегда монархия является символом сохранения автократических или тоталитарных традиций, а провозглашение республики - обязательным условием демократических преобразований. Так, в некоторых государствах с республиканской формой правления политический режим выступает как авторитарный или даже тяготеющий к тоталитаризму (Иран). В то же время применительно к ныне существующим в Западной Европе типичным конституционным монархиям (Бельгия, Великобритания, Норвегия, Швеция и др.) при анализе и описании принципов осуществления политической власти, реализации прав и свобод граждан можно говорить о демократическом режиме».

Политический режим нередко  рассматривается в качестве еще одной - после формы правления и формы государственного устройства - характеристики государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной власти. С позиций политологии подобный подход следует признать ограниченным, поскольку он оставляет без внимания динамику взаимодействия государства с другими компонентами политической системы и гражданским обществом, которая определяет меру и механизмы реализации демократических прав и свобод. Функционирование политической системы наряду с деятельностью институтов государственной власти охватывает также и множество других социальных процессов, отражающих реальную роль и интересы всех социальных слоев, групп, политических партий и иных объединений в плане формирования властно-управленческих структур.

Целесообразно различать  понятия «государственный режим» и  «политический режим», которые хотя и являются однопорядковыми, но не равнозначны. Если первое, в общем и целом, характеризует  методы осуществления государственной  власти, то второе раскрывает характер власти и условий политической жизни  общества.

Политический режим - это сложная, многоплановая категория, охватывающая своим объемом целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется возможность классификации политических режимов по самым разным критериям.

2.2. Типология политических режимов

2.2.1. Демократический политический

Демократический политический режим основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений.

Характеризуется следующими чертами:

1. Источником власти в  государстве является народ. Он  избирает власть и наделяет  ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ  от произвола власти и власть  от произвола отдельных людей.

2. Политическая власть  носит легитимный характер и  осуществляет свои функции в  соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической  жизни демократического общества - "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти - только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".

3. Для демократического  режима характерно разделение  властей (отделение друг от  друга законодательной, исполнительной  и судебной власти). Парламент  наделен исключительным правом  издавать законы. Высшая исполнительная  власть (президент, правительство)  имеет право законодательной,  бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен  правом определять соответствие  издаваемых законов конституции  страны. В условиях демократии  три ветви власти уравновешивают  друг друга.

4. Демократический режим  характеризуется правом народа  влиять на выработку политических  решений (путем одобрения или  критики в средствах массовой  информации, демонстраций или лоббистской  деятельности, участия в предвыборных  кампаниях). Политическое участие  народа в выработке принимаемых  решений гарантируется конституцией  страны, а также международными  правовыми нормами.

5. Важной характеристикой  демократического политического  режима является политический  плюрализм, предполагающий возможность  образования двух- или многопартийной  системы, конкуренция политических  партий и их влияние на народ,  существование на законных основаниях  политической оппозиции как в  парламенте и вне его.

Информация о работе Законность и политический режим