Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:05, курсовая работа
Главной целью написания работы по теме «Законность и политический режим» является установление соотношение между этими понятиями, определение их роли в жизни общества и проблем укрепления законности и политического режима в современном обществе.
Задачи, которые предстоит решить для достижения поставленной цели:
1.рассмотреть определения законности и политического режима;
2.установить соотношение указанных понятий;
3.выявить проблемы в законности и политическом режиме
Очевидно, наиболее значимые отношения регулируются и законами и подзаконными актами (акты президента, правительства, министерств и др.). Такие акты по своей юридической силе стоят ниже законов и не должны им противоречить, обходить или расходиться с их предписаниями.
На страницах печати нередко
пишут о необходимости
Порядок в законотворчестве, - отмечается в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, - должен быть подкреплен жесткой дисциплиной ведомственного нормотворчества...
Многие ведомственные акты либо повторяют нормы законов, указов президента и постановлений правительства, либо извращают их суть.
Не искоренена практика, когда ведомственными актами вводятся дополнительные обязанности граждан. Появляется основа для ведомственного произвола. К тому же, как правило, люди узнают о существовании такой инструкции только в кабинете чиновника. Все инструктивные документы должны быть доступны и отвечать за это должны сами ведомства. В научной и учебной литературе наметились различные подходы к вопросу о том, к каким субъектам адресуется законность. Согласно одному из них, законность ограничивается сферой деятельности органов государства, обращена к должностным лицам государственного аппарата и общественным объединениям, но не относится к гражданам.
Другой (традиционный подход) заключается в том, что и граждане подпадают в сферу деятельности законности. Этот спор надо решить в пользу традиционного взгляда на состав субъектов законности.
Обратим внимание на часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Здесь требование соблюдения законов в равной мере обращено как к органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, так и к гражданам и их объединениям. Вместе с тем в литературе отмечается, что рациональное зерно есть и в первой позиции.4
Проф. А.Ф.Черданцев в этой связи отмечает: Состояние законности, в первую очередь, определяющим образом зависит от того, насколько пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность именно здесь. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависит состояние прав и свобод граждан, их законопослушность.
Законность как бы перекрещивается с понятием дисциплина, определяемое в справочных изданиях как "обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам (воинская дисциплина, трудовая и пр.).
Соответственно такому подходу уточняется содержание государственной дисциплины. Она понимается как "точное соблюдение всеми организациями и гражданами установленного государством порядка деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций по выполнению возложенных на них обязанностей".
Дисциплина - важнейший фактор
общественной жизни. Она необходима
для жизнедеятельности и
В этой связи законность
рассматривается в качестве основы
дисциплины, в частности государственной.
Скажем, все требования законности,
обращенные к государственным служащим
(к сотрудникам органов
Вместе с тем эти явления (т.е. законность и дисциплина) не совпадают, как бы наполнены самостоятельным смыслом. Законность означает в основном требование соблюдения правовых предписаний. Здесь не имеет значения, чем руководствуется субъект, реализуя правовые предписания.
Особенность дисциплины в
том, что она предполагает инициативное,
ответственное отношение к
Дисциплина в сравнении с законностью в большей степени связана с нормами нравственности. Скажем, ссора, взаимное оскорбление сотрудников милиции в присутствии граждан, находившихся в том или ином учреждении органов внутренних дел, есть и нарушение требований морали, и нарушение служебной дисциплины.
Режим законности неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и реализуются в действительности принципы народовластия, равенства граждан, созданы условия для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.
Можно сказать: законность - основа демократии, демократического режима общества. В условиях режима законности становятся реальными демократические права граждан, общественных движений и организаций, осуществляется принцип разделения властей, принцип всеобщего избирательного права, соблюдаются необходимые, основанные на законе, процедуры как в правотворческой, так и в правоприменительной практике.
"Законность,- отмечает
В.Н.Кудрявцев,- не только формальный
принцип права, но и
Заметим, законы не признаются в условиях охлократии, а не демократии. И еще один момент. Законность, ее требования в масштабе страны - едины. Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а её уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому её содержание рассматривают в трёх аспектах:
а) в плане "правового" характера общественной жизни;
б) с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами;
в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола.
Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, соблюдении правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц.
Принципы законности:
Единство законности - одна для всей страны (территории).
Всеобщность законности - одна для всего населения (лиц).
Целесообразность законности - законность всегда целесообразна, всегда надо следователь предписаниям закона.
Верховенство закона - законы в государстве имеют высшую юридическую силу.
Связь законности и культуры - уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц.5
Глава 2. Политический режим
2.1. Сущность политического режима
Политический режим - одна из ключевых, властнообразующих категорий политической науки. Эта понятие широко используется для характеристики власти, политической системы общества, методов управления.
Политический режим (от лат. regimen - «управление») характеризует совокупность приемов и методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни. Французский политолог Ж.-Л. Кермон понимал под политическим режимом сложный комплекс элементов идеологического, институцианального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти в данной стране на определенный период времени.
Другой всемирно известный французский политический социолог Р. Арон обращал внимание на необходимость рассмотрения при анализе политических режимов следующих составных переменных величин:
1) конституция, интерпретируемая
политиками как способ
2) характер партийной
системы (однопартийная,
3) способ функционирования
режима (избирательный закон, выборы,
функционирование парламента, отношения
между парламентом и
4) роль групп давления и интересов в политическом обществе;
5) характер политического
персонала (государственных
Политический режим можно определить как совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры и сознания.
«Понятие политического
режима, получив распространение
в западно-европейской
Политический режим нередко рассматривается в качестве еще одной - после формы правления и формы государственного устройства - характеристики государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной власти. С позиций политологии подобный подход следует признать ограниченным, поскольку он оставляет без внимания динамику взаимодействия государства с другими компонентами политической системы и гражданским обществом, которая определяет меру и механизмы реализации демократических прав и свобод. Функционирование политической системы наряду с деятельностью институтов государственной власти охватывает также и множество других социальных процессов, отражающих реальную роль и интересы всех социальных слоев, групп, политических партий и иных объединений в плане формирования властно-управленческих структур.
Целесообразно различать понятия «государственный режим» и «политический режим», которые хотя и являются однопорядковыми, но не равнозначны. Если первое, в общем и целом, характеризует методы осуществления государственной власти, то второе раскрывает характер власти и условий политической жизни общества.
Политический режим - это сложная, многоплановая категория, охватывающая своим объемом целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется возможность классификации политических режимов по самым разным критериям.
2.2. Типология политических режимов
2.2.1. Демократический политический
Демократический политический режим основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений.
Характеризуется следующими чертами:
1. Источником власти в
государстве является народ.
2. Политическая власть
носит легитимный характер и
осуществляет свои функции в
соответствии с принятыми
3. Для демократического
режима характерно разделение
властей (отделение друг от
друга законодательной,
4. Демократический режим
характеризуется правом народа
влиять на выработку
5. Важной характеристикой
демократического