Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:05, курсовая работа
Главной целью написания работы по теме «Законность и политический режим» является установление соотношение между этими понятиями, определение их роли в жизни общества и проблем укрепления законности и политического режима в современном обществе.
Задачи, которые предстоит решить для достижения поставленной цели:
1.рассмотреть определения законности и политического режима;
2.установить соотношение указанных понятий;
3.выявить проблемы в законности и политическом режиме
Соотношение политической системы и политического режима в современной России
Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в основном законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность (представительность) власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.
В рамках российской политической системы уживаются как демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что позволяет говорить об амбивалентности (двойственности) современного политического режима. Российский политолог Ю. Красин акцентирует внимание на том, что политическая система нынешней России представляет собой «странный антиномичный симбиоз демократии и авторитаризма, ограничивающий возможности демократического развития и затрудняющий политическое самоопределение страны».
Вполне очевидно, что этот
режим не может быть описан только
с помощью характеристик «
Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.
Для гибридного режима присуще
переплетение взаимоисключающих принципов
жизнедеятельности. Как отмечает российский
политолог Лилия Шевцова, с одной
стороны, мы видим персонификацию и
нерасчлененность власти, которую она
ассоциирует с исторически
Чем более институционализирована политическая система, тем более упорядочено государство, которое угрожает гибридному, относительно автономному режиму. В постсоветской России политическая интеграция происходила на уровне режима, а не на уровне политической системы. В то время, как политическая система регулируется конституционными нормами, законами, судебными решениями, режим действует в зависимости от личных связей, покровительства и попыток сохранить свою автономию. Поэтому создание политических институтов не сопровождалось институционализацией политических процессов.
Корнями постсоветского политического
режима являются, с точки зрения
исследователей, особенности российской
политической культуры - патернализм,
этатизм и т. д. Консерватизм любой
устоявшейся системы настолько
велик, что преодолеть его крайне
трудно, поэтому результат борьбы
не известен. Так, отечественный политолог
В. Гуторов полагает, что «трагизм
политической, социальной и духовной
жизни современной России состоит,
прежде всего, в том, что, декларативно
порвав с коммунистической системой,
она пока не способна ни избавиться
от традиций своего недавнего прошлого,
ни обрести новых». Аналогичной точки
зрения придерживается А. Соловьев: «Россия,
как никакая другая страна, демонстрирует
приверженность «сквозной» логике властвования,
и на смену недолгим периодам «оттепелей»,
«перестроек» и «демократизаций» неизменно
приходит откат к патерналистско-
В России общество и власть
идеологически сориентированы в
разных направлениях. Такое расхождение
сложилось исторически, под влиянием
опыта существования в
Примерно до середины 1990-х гг. господствующей тенденцией было движение страны в направлении представительной демократии. Конкретными проявлениями такой политики явилась высокая политическая активность граждан, формирование легальной оппозиции, децентрализация власти, становление системы выборов. Однако, эти достоинства, по выражению О. Смолина, превратились в собственную противоположность: демократизм - в популизм, антибюрократизм - в непрофессионализм, децентрализация - в «парад суверенитетов»
Решительным шагом на пути
к демократии является переход к
выборной системе формирования власти.
Свободные альтернативные выборы сохраняют
потенциал для превращения
В то же время современная
политическая практика создает институты,
которые формально являются демократическими,
но не несут ответственности перед
обществом. Так, политические партии, в
основном, осуществляют связи с элитой
и мобилизуют идеологические и политические
ресурсы на межэлитную борьбу. Экономика
в России развивается по рыночным
законам в отсутствии эффективно
функционирующей рыночной системы,
поэтому предприниматели
Политический психолог Е.
Шестопал утверждает, что «ценности
демократии усваиваются россиянами
ровно в той степени, в какой
они соответствуют нашей
3.3. Политический режим Б. Ельцина
По выражению одного из российских политиков, Россия времен Б. Ельцина представляла собой причудливую смесь авторитаризма на региональном и демократии на федеральном уровнях.
Большинство политологов и политиков согласны с тем, что политический режим при первом Президенте России не был диктаторским, но в то же время демократическим его назвать сложно. Этот режим определяли по-разному: «авторитарная демократия» (В. Рукавишников), «полудемократия» (Л. Гордон), «российский гибрид» (Л. Шевцова), «фасадная демократия» (Д. Фурман), «электорально-клановый» или «клановая демократия» (А. Лукин) и т. д.
Политическую систему, сложившуюся
при Б. Ельцине, некоторые политологи
назвали «режимно-
Политическая власть, осуществляемая
в России в 1990-е гг., не использовала
методы традиционного авторитаризма,
а имеющий место политический
режим не мог себя изолировать
от некоторых черт современной либеральной
демократической политики таких, как
критика со стороны СМИ, парламентский
надзор, а также выборов. В то же
время политика 1990-х гг. основывалась
на классических постулатах либеральной
демократии и рыночной экономики, поэтому
имела двойственный характер: в ней
уживалось отсталое командное управление
старого типа, бюрократическое регулирование
экономики и передовая
Политический режим, установленный при Б. Ельцине, имел двоякую направленность: с одной стороны, стремление к демократии, международной интеграции (вступление в Совет Европы в 1996 г.), менее бюрократизированной и подлинно рыночной экономике; с другой стороны, он унаследовал, продолжил и даже развил многие черты прошлого.
Конституция 1993 г., закрепив власть Б. Ельцина, установила, по выражению О. Смолина, «демократический по форме, но авторитарный по содержанию политический режим». Так, осуществление власти в современной России в 1990-х гг. было связано с рядом особенностей, входящих в противоречие с конституционными положениями.
Среди основных следует выделить следующие особенности:
- гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов;
- номинальность разделения
властей - законодательной и
- неэффективность государства
как основного социального
- сочетание форм авторитарно-
- фактическая подконтрольность
правительства только
- множественность режимов
(частичное соблюдение
- концентрация власти
в руках узкого круга лиц
из номенклатуры и крупных
собственников, разбогатевших
- значительная укорененность
неформальных властных
- малочисленность и
- широкие масштабы лоббистской
деятельности, нерегулируемой
- неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит;
- отсутствие в обществе
единой идейно-ценностной и
Сложившийся общественный порядок
имеет глубокие корни в отечественной
институциональной и политико-
Существующая конфигурация
политической власти создает специфическую
ситуацию, при которой легитимируемые
всенародным голосованием институты
государства (президент и Дума), участвуя
в формировании исполнительной власти,
реально никакой