Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:05, курсовая работа
Главной целью написания работы по теме «Законность и политический режим» является установление соотношение между этими понятиями, определение их роли в жизни общества и проблем укрепления законности и политического режима в современном обществе.
Задачи, которые предстоит решить для достижения поставленной цели:
1.рассмотреть определения законности и политического режима;
2.установить соотношение указанных понятий;
3.выявить проблемы в законности и политическом режиме
6. Демократический политический
режим характеризуется высокой
степенью реализации прав
2.1.2 Авторитарный режим
Авторитарный режим - это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если эти лицом является королевская семья – в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией.
Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. В отличии от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.
Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении.
Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой государства и правительства пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный принцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в афоризме «Государство – это я», высказанном Людовиком XIV.
Представительные органы
на всех уровнях, даже если и сохраняются,
превращаются в декорацию, прикрывающую
авторитарную власть. Господствующую
роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические
связи между институтами
Авторитарный режим
В мировом обществе в XX веке
имели место различные виды авторитарных
режимов: полуфашистский, военно-диктаторский
(частое явление в странах Латинской
Америки), конституционно-авторитарный,
а иначе сказать
Авторитарные режимы утверждаются
в условиях кризисных ситуаций или
на основе не развитой политической и
социальной структур общества. Возможность
возникновения авторитарного
Механизм утверждения авторитарных режимов включает как незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних политических институтов и правителей, так и формально – демократические процедуры (например, приход к власти диктаторов в Индонезии или Бангладеш). Главные типы легитимности режима: традиционная, идеологическая (теологическая) и персональная легитимности. Непременная духовная база авторитаризма – господствующая идеология. В качестве таковой могут выступать революционная, реакционная, националистическая, религиозная и иные виды идеологий.
2.1.3. Тоталитарный режим
Крайняя форма авторитарного
режима – тоталитаризм. Формирование
политических тоталитарных режимов
стало возможным на индустриальной
стадии развития человечества, когда
технически стали возможными не только
всеобъемлющий контроль над личностью,
но и тотальное управление ее сознанием,
особенно в периоды социально-
Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.
Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия, Россия).
Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными.
Близким к легистам Китая
тип тоталитарного
Платоновский закон запрещал
лицам до 40 лет выезжать по частным
вопросам за пределы государства
и ограничивал въезд
Платоновская модель государственного режима для большинства современных стран неприемлема, но в каком общественном строе лучше жить, понятнее после Платона. Либеральные демократы, философы, Б.Рассел, К.Поппер, в цело пришли к заключению, что именно к Платону восходят как средневековый авторитаризм, так и современный тоталитаризм.
Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О.Шпенглера и некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.
Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского режима. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» также высказалась о тоталитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе. Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы некоторых государств «третьего мира».
Для тоталитарных режимов
характерно монополия власти на информацию,
полный контроль за средствами информации.
С помощью СМИ и институтов
духовной сферы обеспечиваются политическое
мобилизация и почти
Жесткий централизованный контроль
над экономикой – важная черта
тоталитарного режима. Здесь контроль
служит двоякой цели. Во-первых, возможность
распоряжаться
Леворадикальные политические
режимы для повышения
Задача историков и политологов объяснить, не фальсифицируя действительность, феномен леворадикального тоталитаризма, не только поднявшего две мировые державы, но и на десятилетия сковавшего мир страхом ракетно-ядерной катастрофы.
Леворадикальные тоталитарные политические режимы приживаются в среднеразвитых и развивающихся странах (Россия, Китай и другие), где смена существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые осуществлялось через рабоче-крестьянские революции, направляемые компартиями. То, что мы знаем о советском обществе в сталинские годы, и было леворадикальным тоталитарным политическим режимом.
Праворадикальные тоталитарные
режимы в Италии и Германии решали
задачи тотального контроля над экономикой
и другими сферами жизни
Праворадикальные тоталитарные
режимы с правым уклоном появились
впервые в промышленно развитых
странах, но с относительно неразвитыми
демократическими традициями. Итальянский
фашизм строил свою модель общества на
корпоративно-государственной
Праворадикальный тоталитаризм
ставит своей целью укрепить в
либеральном обществе существующий
порядок без коренной его ломки,
посредством возвеличивания роли государства,
упразднения отдельных
Тоталитарные политические
режимы, следовательно, создаются власть
имущими элитами для реализации
идеологических доктрин и корыстных
экономических интересов
Глава 3.Законность и политический режим в России
3.1. Причины нарушения законности
Каковы же причины, обусловившие нарушение законности, прав человека, потерю управляемости обществом, дестабилизацию общественных отношений. Таких причин много, но остановимся на наиболее важных.
1. Во - первых, законность и обеспечение прав и свобод человека не
возможны без сильного государства. Такого, где главенствует Закон, а не
воля начальника, где выстроена «вертикаль» власти в том смысле, что
«вниз» передаются не команды, а полномочия, такого, которое защищает своих граждан и неукоснительно выполняет свои обязанности, в котором, власть существует, для того чтобы служить людям, а не такое, где люди существуют для того, чтобы время от времени подтверждать полномочия власти.