Законность и политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Главной целью написания работы по теме «Законность и политический режим» является установление соотношение между этими понятиями, определение их роли в жизни общества и проблем укрепления законности и политического режима в современном обществе.
Задачи, которые предстоит решить для достижения поставленной цели:

1.рассмотреть определения законности и политического режима;

2.установить соотношение указанных понятий;

3.выявить проблемы в законности и политическом режиме

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 92.48 Кб (Скачать файл)

6. Демократический политический  режим характеризуется высокой  степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила  и принципы взаимоотношений государства  и граждан.

2.1.2 Авторитарный  режим

Авторитарный режим - это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если эти лицом является королевская семья – в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией.

Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения  и насилия армии. В отличии  от демократического режима власти, где  репрессивный аппарат действует  в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.

Власть, подчинение и порядок  ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни  народа. В таких условиях рядовые  граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия  в их обсуждении.

Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические  институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия  одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности  и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация  всей государственной власти. Главой государства и правительства  пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный  принцип. Теория и практика авторитарного  правления были выражены в афоризме «Государство – это я», высказанном  Людовиком XIV.

Представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются, превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующую роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические  связи между институтами государства. Чаще всего наделена особой политической ролью армия.

Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или коллективного  диктата любыми средствами, в том  числе прямым насилием. Им не допускается  никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть –  принцип авторитаризма. Вместе с  тем авторитарная власть не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах допускается также независимость личности. Короче говоря, государство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.

В мировом обществе в XX веке имели место различные виды авторитарных режимов: полуфашистский, военно-диктаторский (частое явление в странах Латинской  Америки), конституционно-авторитарный, а иначе сказать монократический  режим (характерный для некоторых  стран Африки и отдельных государств Азии). Отмечаются также конституционно-патриархальные, клерикальные и расистские режимы.

Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или  на основе не развитой политической и  социальной структур общества. Возможность  возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма  к демократии заложена в психологической  реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они могут  решать прогрессивные задачи, связанные  с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время  кризиса в некоторых странах  Западной Европы парламентский демократический  режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом  и после второй мировой войны  под влиянием существовавших острых экономических и социальных противоречий.

Механизм утверждения  авторитарных режимов включает как  незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних политических институтов и правителей, так и формально  – демократические процедуры (например, приход к власти диктаторов в Индонезии  или Бангладеш). Главные типы легитимности режима: традиционная, идеологическая (теологическая) и персональная легитимности. Непременная духовная база авторитаризма – господствующая идеология. В качестве таковой могут выступать революционная, реакционная, националистическая, религиозная и иные виды идеологий.

2.1.3. Тоталитарный режим

Крайняя форма авторитарного  режима – тоталитаризм. Формирование политических тоталитарных режимов  стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда  технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических  кризисов.

Не следует рассматривать  данный термин лишь как негативно  оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие  «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное  с нацией, государство, где ликвидируется  разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация  понятия впервые предложена для  характеристики фашизма. Затем она  была распространена на советскую и  родственные ей модели государства.

Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой  войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального  развития» (Италия, Германия, Россия).

Идейные истоки, отдельные  черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй  и другие, отвергая конфуцианство, выступали  с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего  все стороны общественной и частной  жизни. В том числе за наделение  административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными.

Близким к легистам Китая  тип тоталитарного государственного режима предложил Платон. В его  более поздних диалогах («Полития», «Законы») нарисована социально-экономическая  характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в «Государстве». Свое втрое по достоинству государство  Платон наделил такими чертами: безусловное  подчинение всех граждан и каждого  индивидуума в отдельности государству; государственная собственность  на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной  собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование  законами воспитания детей; единая для  всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с  мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти.

Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным  вопросам за пределы государства  и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны.

Платоновская модель государственного режима для большинства современных  стран неприемлема, но в каком  общественном строе лучше жить, понятнее после Платона. Либеральные демократы, философы, Б.Рассел, К.Поппер, в цело пришли к заключению, что именно к Платону восходят как средневековый  авторитаризм, так и современный  тоталитаризм.

Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О.Шпенглера и некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

Политическое значение ему  впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского  режима. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» также высказалась  о тоталитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем  не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе. Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы некоторых государств «третьего мира».

Для тоталитарных режимов  характерно монополия власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическое мобилизация и почти стопроцентная  поддержка правящего режима.

Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта  тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность  распоряжаться производительными  силами общества создает необходимую  политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного  хозяйства, где не хватает рабочей  силы.

Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие  работников к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.

Задача историков и  политологов объяснить, не фальсифицируя  действительность, феномен леворадикального тоталитаризма, не только поднявшего две  мировые державы, но и на десятилетия  сковавшего мир страхом ракетно-ядерной  катастрофы.

Леворадикальные тоталитарные политические режимы приживаются в  среднеразвитых и развивающихся  странах (Россия, Китай и другие), где смена существовавших ранее  социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые  осуществлялось через рабоче-крестьянские революции, направляемые компартиями. То, что мы знаем о советском  обществе в сталинские годы, и было леворадикальным тоталитарным политическим режимом.

Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными  методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали  к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы  и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным  бизнесом, равно как и над профсоюзами  и над духовной сферой производства.

Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились  впервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми  демократическими традициями. Итальянский  фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм  – на рассово-этнической.

Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в  либеральном обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных институтов и элементов, подобно  тому как Гитлер прилагал все усилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории Германии евреев, цыган; создать некое новое общество.

Тоталитарные политические режимы, следовательно, создаются власть имущими элитами для реализации идеологических доктрин и корыстных  экономических интересов господствующих классов. И поэтому все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят либо к либерально-демократическим  системам (Германия, Испания, Италия и  др.), либо к социалистической демократии (Китай и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Законность и политический режим в России

3.1. Причины нарушения  законности

  Каковы же причины, обусловившие  нарушение законности,  прав человека, потерю управляемости обществом, дестабилизацию общественных отношений. Таких причин много, но остановимся на наиболее важных.

    1. Во - первых, законность и обеспечение прав  и свобод  человека  не

возможны без сильного государства. Такого,  где  главенствует  Закон,  а  не

воля начальника,  где  выстроена  «вертикаль»  власти   в  том  смысле,  что

«вниз» передаются не команды, а полномочия,  такого, которое  защищает  своих граждан и неукоснительно  выполняет  свои  обязанности,  в  котором,  власть существует, для того чтобы служить людям, а не такое,  где  люди  существуют для того, чтобы время от времени подтверждать полномочия власти.

Информация о работе Законность и политический режим