Законность и политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Главной целью написания работы по теме «Законность и политический режим» является установление соотношение между этими понятиями, определение их роли в жизни общества и проблем укрепления законности и политического режима в современном обществе.
Задачи, которые предстоит решить для достижения поставленной цели:

1.рассмотреть определения законности и политического режима;

2.установить соотношение указанных понятий;

3.выявить проблемы в законности и политическом режиме

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 92.48 Кб (Скачать файл)

Сложность реформирования тоталитарной организации в России заключается  в том, что для ее осуществления  необходимо значительно поднять  уровень оплаты труда наемной  рабочей силы, для чего нужны обширные капиталовложения. В то же время  для повышения эффективности  экономики также необходимы значительные дополнительные инвестиции. Повысить уровень инвестирования экономики  для ее модернизации и одновременно повысить оплату труда всей массе  наемных работников без больших  иностранных капиталовложений невозможно. Поэтому для реформируемой России требуется новая и мощная система  мобилизации наемного персонала, который  должен работать лучше, чем при социализме, за значительно меньше дореформенной  оплату труда.

Неустойчивость сложившейся  ситуации затрудняет процессы демократизации России и создает условия для  усиления в стране авторитаризма.

Авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска  по «сильной руке» усиливается ходом  и направленностью реформ, за которые  подавляющему большинству населения  приходится платить слишком большую  цену. В результате реформ образовался  в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса»  ведет к росту авторитарных настроений. По данным правительства в 2004 г. разница  в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных людей в России составляла 14,1 раза, в 2005 г. - 14,8 раза. То есть наблюдается  не сокращение, а увеличение разрыва, который становится опасным. В развитых государствах разрыв составляет 4-7 раз. Исследователи считают, что при  разнице в доходах в 7 раз в  социально-экономической сфере начинают происходить позитивные качественные изменения, свидетельствующие о  необратимости перемен.

Проблема демократии не особенно актуальна в бедной стране, где  люди больше думают о выживании, чем  о соблюдении прав человека. Люди, привыкшие  все необходимое получать от государства, не знают, что делать со свободой, которую  им обещают правые партии. Еще Г.П. Федотов, говоря о выборе России в  октябре 1917 года, отмечал, что русский  народ предпочел свободе государственную  мощь. «Сознательно или бессознательно он сделал свой выбор между национальным могуществом и свободой. Поэтому  он несет ответственность за свою судьбу».

Свобода, не подкрепленная  материальной составляющей, которую  должно обеспечить социальное государство, является обузой для человека. Для  того, чтобы хорошо жить в условиях свободы, необходимо проявлять инициативу, повышать профессиональный уровень, не надеяться на помощь государства, а  самому, по возможности, решать жизненные  проблемы. Для этого необходима психологическая  готовность личности, а также помощь со стороны государства, которое  с помощью правовых норм должно обеспечить реализацию свободы гражданина в  политической, экономической, социальной, культурной и других сферах. Соответствующим  образом должны работать политические институты и бюрократия, которая  в российских условиях является главным  препятствием на пути становления демократических  свобод.

Чувство неудовлетворенности  в обществе объясняется не только неадекватным решением проблемы социальной справедливости, но и унижением чувства  национального достоинства россиян, оскорбленного чувства патриотизма, которое всегда составляло фундамент  духовной жизни России.

Усиление авторитарных тенденций  в политическом режиме России обусловлены  принятой в 1993 г. Конституцией, в которой  перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальные рычаги воздействия на его политику у других ветвей власти серьезно ограничены.

Усилению авторитарных тенденций  способствуют так же такие факторы, как:

- распространение терроризма;

- перманентный рост преступности;

- природные катаклизмы;

- этнорегиональные и конфессиональные  конфликты;

- нестабильность ситуации  внутри правящих элит;

- военные действия в  Чечне.

Надо отметить, что тенденции  к авторитаризму усиливаются, когда  перед обществом стоят качественно  новые задачи, требующие времени  и большого напряжения всех социальных ресурсов.

Озабоченность по поводу российского  авторитаризма А. Яковлев высказал следующим образом: «В силу многолетних  традиций авторитарность в нашей  стране перенасыщена психологией нетерпимости и догматизмом, не приемлющими перемен. Отсюда и тоска по Ленину, Сталину, Андропову, и возврат старого  гимна, и новая цензура, и активность льстецов, и предложение восстановить памятник Дзержинскому, и обманчивые надежды на военных, способных, якобы, «навести порядок». Видимо у новой  правящей элиты явно не хватает времени  заглянуть в реальную историю  страны».

 Демократические тенденции  в политическом режиме современной  России политический ельцин путин демократический.

С другой стороны, в современной  России все отчетливее проявляются  характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности  и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и  местном уровнях выбираема и  сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в  государстве; гарантированы основные права человека, реально действует  политическая оппозиция, в том числе  и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти; отсутствует ведущая  идеология; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.

В последние годы приняты  законы, которые способствуют повышению  значимости политических партий в политической жизни страны: выборы в Государственную  Думу теперь проходят только по пропорциональной системе, а в законодательные  органы субъектов федерации - по смешанной, причем не менее половины депутатов  избираются по спискам политических партий; политическим партиям, победившим на выборах в региональный парламент, предоставляется право предлагать президенту кандидатуру для выдвижения на пост главы администрации субъекта федерации; с 2006 г. начала работать Общественная палата, одной из важнейших задач  которой является проведение экспертизы наиболее значимых законопроектов в  целях реализации интересов общества.

Для усиления в России демократических  тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат  для большинства людей: реформы  административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы  местного самоуправления, реформы здравоохранения  и образования.

Ввиду неэффективности российской власти растет число сторонников  внесения в Конституцию таких  изменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему  путем перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства  и премьера. Независимо от политических ориентаций многие из них выступают  за предоставление парламентскому большинству  права формирования правительства  и контроля за его деятельностью.

В отсутствие массового среднего класса, влиятельных самостоятельных  партий и независимого от власти местного самоуправления перспективы демократической  трансформации авторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов - от наличия в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся «транснациональное гражданское общество». Инициированные в 2006 г. Президентом России национальные проекты в области образования, здравоохранения, развития агропромышленного комплекса и строительства доступного жилья призваны стабилизировать общественно-политическую ситуацию и оказать помощь гражданам в получении жизненно важных услуг.

Вектором развития политической власти в современной России в  последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.

Следует также отметить, что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых  для современной России безусловен в плане демократизации ее политического  режима.

Для России является актуальным предупреждение, прозвучавшее от аргентинского  политолога Гильермо О`Доннелла, относительно гибели демократии. Исследователь выделяет два вида такой гибели: внезапная  и медленная. Внезапная смерть происходит вследствие гражданской войны, государственного переворота или какого-либо еще заметного  события, которое сразу же привлекает внимание и указывает на точную дату гибели демократии. Но враги демократии действуют и более тонкими  и безопасными методами, позволяющими покончить с ней медленно. Постепенно и незаметно происходит эрозия демократических  свобод, гарантий и процессов. При  этом нельзя указать точную дату, когда  демократию следует объявить усопшей. Можно лишь заметить задним числом период постепенного удушения, когда  при каждом затягивании петли  демократические деятели как внутри страны, так и за рубежом раз за разом упускали шанс дать отпор, поскольку каждый шаг сам по себе не казался достаточно серьезным для полной мобилизации сил. Медленная смерть коварна: насилие и репрессии, сопровождающие ее, могут быть столь же крупными, как и в случае внезапной смерти, но при этом умирающая демократия способна прикрыться претензиями на сохраняющуюся внутреннюю и международную легитимность, из-за чего оказывается затруднительным предпринять соответствующие и своевременные внутренние и международные меры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современные политологи выделяют два наиболее общих политических режима: демократический и антидемократический. Среди демократических самыми распространенными в мире являются парламентский и президентский режим. Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный и тоталитарный.

Политический режим как  способ функционирования той или  другой политической системы определяется как социальными факторами соответствующего государства, так и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями  общества. В абсолютно чистом виде политические режимы, как правило, редкость. Поэтому при их характеристике используются двойные понятия: либерально-демократический, демократически-авторитарный и т.п.

Через политические режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ в целом  и каждого человека в отдельности.

Демократия, как свидетельствует  исторический опыт цивилизаций, дает более  широкий выход энергии и социальному  творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает  мощным средством преодоления различных  видов диктатуры и деспотических  правлений.

Обстановка в мировом  сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону  цивилизованной демократии. В этой связи возникает надежда, что  следующее столетие станет окончательной  ее победой. Следовательно, и типология  политических режимов уйдет в  прошлое.

Особенностью современного развития России является возникновение  режима, для которого интересы государства  и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на данном этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

Вектором развития политической власти в современной России в  последние годы стала политика центризма. Она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.

Законность - представляет собой  процесс осуществления законов. Режим законности означает состояние  общественной жизни, при котором  участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические  права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка  в общественной жизни, который соответствует  предписания правовых норм. В результате действия законность в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью  правового регулирования общественных отношений.

Законность и политический режим в современном обществе существуют неотделимо друг от друга, поэтому укрепление законности ведет к укреплению правопорядка и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и политический режим.

В современной России государство устанавливает гарантии законности, которые представляют собой совокупность условий и способов, позволяющих реализовать правовые нормы, осуществлять права и исполнять юридические обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: "Статус ЛТД+", 1996г.

Информация о работе Законность и политический режим