Аристотель его вклад в развитие политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:41, реферат

Описание работы

Платон и Аристотель. Политические взгляды Платона и Аристотеля
формировались и развивались в рамках тогда еще единой, всеохватывающей,
нерасчлененной философской науки как ее составная часть и поэтому во многом
носили общий, философско-религиозный характер. Само государство-полис
рассматривалось как высшее воплощение разума, справедливости и права, а его
наилучшие формы призваны были служить общему благу и счастью всех граждан,
защите всех свободных людей. Государство и общество тогда еще не разделялись, а
место и роль государства необычайно возвеличивались, ему подчинялись
практически все и вся

Файлы: 1 файл

Платон и Аристотель.docx

— 104.93 Кб (Скачать файл)

Познание следует отличать от деятельности.Оно не включает построения чего-то нового,но скорее представляет собой постижение с помощью ноэзиса(разумной способности)чего-то уже существующего в физическом мире, причем именно таким,как оно есть.Формы существуют в физическом смысле в индивидуальной материи, привязывающей их к определенному месту и времени.Именно таким образом человеческая форма существует в материи всякого индивидуального человеческого тела. Однако благодаря своим познавательным способностям человеческое существо может постичь формы вещей без их материи. Это значит, что человек, отличаясь от прочих вещей в материальном смысле, может ноэтически,умственно соединяться с ними нематериальным способом, стать микрокосмом,отражающим природу всех вещей в умственном зеркале внутри своего бренного существа.

Ощущение ограничено определенным,конечным рядом форм и постигает их лишь во взаимном смешении,происходящем в ходе конкретного физического взаимодействия.Но ум не знает подобных ограничений,он способен постичь какую угодно форму и освободить ее сущность от всего, с чем она соединена в чувственном опыте. Однако этот акт рационального постижения,или абстрагирования,не может быть выполнен без предварительной деятельности ощущения и воображения.

Когда воображение вызывает к жизни некий конкретный чувственный  опыт, деятельный разум может озарить  этот опыт своим светом и выявить  некую наличествующую в нем природу,освобождая опыт от всего,что не относится к его сущностной природе. Разум может высветить и все прочие реальные элементы вещи, запечатлев в воспринимающем разуме, которым обладает всякий человек, ее чистый, абстрактный образ. Затем,посредством суждений, которые соединяют эти природы соответственно тому, как они соединены в действительности,разум может выстроить сложное понятие всей сущности в целом, воспроизводя ее точно такой,какая она есть.Эта способность разума не только позволяет приобрести в результате теоретическое понимание всех вещей, но и влияет на человеческие устремления,помогая человеку усовершенствовать свою природу через деятельность.И в самом деле,без разумного руководства устремлениями человеческая природа вообще не способна к совершенствованию.Изучение этого процесса совершенствования относится к области практической философии.

Заключение

 

Таким образом,в ходе написания нашего реферата,мы пришли к следующим выводам:

В целом,исследования Аристотеля отличаются тенденцией преодоления чисто философского рассмотрения предмета. Он пытается определить свойства предмета не происхождением его от некоей"сущности"и не путем соединения и разделения понятий языка,а перейти к научному исследованию,хотя и без опытной проверки, путем рассмотрения собственных признаков явления и его реальных связей.Основные методы Аристотеля- логические рассуждения и наблюдения,широкое использование исследований предшественников.В естественнонаучных сочинениях Аристотеля философская основа кажется иногда эклектичной и противоречивой в силу многообразия предметов ведения, зато он обобщил все знания, достигнутые за развитый период греческой учености и оказал определяющее влияние на последующее развитие теоретических наук, философии и богословия.

Аристотель внес существенный вклад в античную систему образования.Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания,которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям,однако величайшие достижения Аристотеля все же относятся к области философии

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Политология

Вариант 3

«Политическая мысль  античности»  
 
 

ИСПОЛНИТЕЛЬ: Темарцева И.В.

курс 4, группа: 2

№ зачетной книжки: 07ффд12747

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Захарова Ирина  Игоревна

Пенза – 2011

Содержание  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

За время многовековой истории государства и права  возникло очень много политико-правовых доктрин. Созданные в разное время  различными мыслителями политические концепции очень разнообразны. Вместе с тем всем этим концепциям присуще  нечто общее: они выражают отношение  определенных социальных групп к  государству и праву, строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической  основе, содержат решения основных проблем теории государства и  права.

Древнегреческая философия  была очень широкой наукой, объединявшей в себе практически все отрасли  знания. Она включала в себя и  то, что мы называем сейчас естествознанием, философию, и весь комплекс современных  гуманитарных наук – филологию, социологию, культурологию, политологию и т.д. Учение об идеальном государстве  относится как раз к сфере  политологии. Древнегреческих философов, особенно в поздний период, куда больше интересовали проблемы человека, смысла его жизни, проблемы жизни  общества, нежели естественнонаучная проблематика. Высшим достижением греческой политической мысли явились политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля.

В последнее время  в нашей стране заметно возрос интерес широкой общественности к древнегреческим политическим учениям и, в частности, к учениям  Платона и Аристотеля о государстве, рассмотрение которых и является целью настоящей работы.

Платон и Аристотель интересны для современного общественной мысли ещё и потому, что они  активно полемизировали друг с другом, в том числе и по проблемам  государственного устройства.  
 

1. Учение  Платона об идеальном государстве

Подлинной вершиной политической мысли Древнего мира по праву считается философия Древней  Греции. Она изначально развивалась  как идеология свободных людей. Именно в Древней Греции сложилось  и получило всестороннее развитие такое  общественно-политическое образование, как полис, который одновременно был и городом-государством, олицетворяя  собой гражданскую жизнь. От него произошли все основные политические понятия: политика, политическое искусство, политическое знание, политическое управление и д.р.

Основу науки  о политике заложили древнегреческие  философы: Сократ (470 - 99 гг. до н.э.); его ученик Платон (427 - 347 гг. до н.э.); ученик и критик Платона Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.)

Характерные черты  политических учений этого этапа:

1) Постепенное освобождение  политических взглядов от мифологической  формы; 

2) Обособление их  как относительно самостоятельной  части философии; 

3) Анализ устройства  государства, классификация его  форм;

4) Поиск и определение  наилучшей, идеальной формы правления. [2, с.291]

Политические знания в античности существовали в философско-этической  форме, поскольку все философы Древней  Греции в той или иной мере касались вопросов власти, управления государством. Однако наиболее существенный вклад  в развитие политической мысли внесли древнегреческие философы Платон —  автор работ «Государство», «Законы», и политического диалога «Политик», а так же его ученик Аристотель, написавший знаменитый трактат «Политика».

Платон – родоначальник  философии объективного идеализма. Он одним из первых изложил свои политические идеи в политических диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Общество он понимал как отражение  вечных идей, существующих независимо от действительности. Наиболее важной и непосредственной формой существования  общества Платон считал государство.

Государство возникает, по мнению Платона, из-за стремления людей  жить вместе, так как совместная жизнь облегчает существование  каждого. Проблему соотношения личности и государства Платон решает в  пользу государства, личность для Платона  лишь средство существования и укрепления государства. Платон понимает, что отношения  между личностью и государством должны быть сбалансированными. Государство  не должно обладать абсолютной полнотой власти по сравнению с гражданином, но и граждане не должны по отношению  к государству обладать чрезмерной свободой. Две категории граждан, по мнению Платона, не годятся для  управления государством: «Как люди непросвещенные и не сведущие в истине, так и  те, кому всю жизнь предоставлено  заниматься самоусовершенствованием…». [7, с.327]

По мнению Платона, существует несколько форм политического  правления: монархия, аристократия, тимократия (как переход от аристократии к олигархии), олигархия, демократия, тирания. Все формы правления Платон делит на две группы: «Есть два вида государственного устройства: один, где над всем стоят правители, другой – где и правителям предписаны законы». [7, с.208] Далее Платон формы правления располагает в соответствии с числом правящих: правит один человек, правит группа лиц и правит большинство граждан.

Монархия– наилучшая форма правления, «скрепленная благими предписаниями, которые мы называем законами, – это вид, наилучший из всех», «подлинное государственное устройство, при котором искусно правит один человек». [7, с.215] Монархию Платон воспевает, демократию же подвергает уничтожающей критике. Демократия плоха тем, что власть распределена среди большинства и такое правление не способно ни на большое добро, ни на большое зло. Платон полагает, что демократия возникает из-за нарушений в общественной иерархии, когда люди, не имеющие способностей управлять государством, прорываются к власти, когда красноречивые бездельники волею случая оказываются наверху. Сама же демократия – это «строй, не имеющий должного управления, но приятный и разнообразный. При нем существует своеобразное равенство – уравнивающее равных и неравных». [6, с.374]

Основная ценность демократии – свобода. Однако народ, по Платону, не может разумно пользоваться этой ценностью и «сверх должного опьяняется свободой. В результате наступает хаос и анархия». [10, с.31] Но при всем своем негативном отношении к демократии Платон отмечает, что элементы демократии должны обязательно присутствовать в государстве, которое претендует на звание правильного.

Кроме монархии Платон хорошей формой правления считает  и аристократию, т.е. правление немногих в соответствии с законом. Правление немногих в условиях беззакония – это олигархия: «Итак, когда наилучшему государственному устройству подражают богатые, мы называем такое государственное устройство аристократией; когда же они не считаются с законами, это будет уже олигархия». [8, с.68] Если при аристократии закон и общее благо превыше всего, то при олигархии деньги превыше всего, деньги заменяют закон, так как, чем больше денег, тем больше у гражданина возможностей игнорировать законы. Аристократия может незаметно перерасти в олигархию, именно это имел в виду Платон, когда в своей первой классификации форм правления выделил тимократию, которая была переходной от аристократии к олигархии.

Тимократия– это правление честолюбцев, которые, забыв про интересы государства и народа, предаются тайному обогащению. Тимократия отличается от олигархии тем, что при первой стремление к богатству еще осуждается общественным мнением и преследуется законом, а при второй – это ограничители снимаются.

В тимократии первоначально сохранялись черты совершенного строя: правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ. Однако со временем любители драгоценных металлов начинают втайне собирать и хранить золото в стенах своих жилищ и образ жизни постепенно меняется на роскошный. Так начинается переход от тимократии к олигархии.

Платон дает четкое определение олигархии: «Олигархия – это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти там стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении». [6, с.363] Платон подвергает олигархию всесторонней критике, он указывает в ней шесть крупных недостатков:

– должности в государстве занимаются не по способностям, а по богатству;

– государство раскалывается  на две противоборствующие стороны (бедняки и богачи), что неизбежно  ведет к ослаблению этого государства;

– подобное олигархическое государство не способно вести эффективную  войну;

– в олигархическом государстве смешиваются функции  граждан (все занимаются самыми различными делами – и земледелием, и ремеслами, и войной).

Смешивание функций  граждан большой недостаток с  точки зрения кастовой социальной структуры  Платона: «Ведь мы уже и раньше не одобрили, что при таком государственном  строе одни и те же лица будут… заниматься всем сразу», при олигархии происходит падение нравов молодежи, так как  власти заинтересованы в этом, извлекая прибыль из распущенности молодых  людей; этот строй порождает высокий уровень преступности. [6, с.365] В итоге олигархическое государство приходит к печальному финалу, так как в нем плодятся паразиты и нищие, человек превращается в бесполезного члена общества, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек. Многие порядочные и благородные граждане разоряются и замышляют переворот.

Дальнейшее развитие олигархии приводит, по Платону, в  ее худшую форму государственного устройства – в демократию. Как уже выше говорилось, демократия – это власть и правление большинства, но правление  в обществе, в котором противоположность  между богатыми и бедными обостряется  еще сильнее, чем при олигархии. В этом обществе возникает зависть  и злоба бедных к богатым. Неуклонно  развиваясь, имущественная противоположность  становится заметной даже во внешности  тех и других. Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию. Если восстание заканчивается победой  бедняков, то они часть богатых  уничтожают, часть изгоняют, а государственная  власть и функции управления разделяют  между всеми оставшимися членами  общества. [4, с.71]

Наихудшей формой отклонения от идеального государственного строя  Платон признал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть подобно предыдущим формам как вырождение предшествующей ей демократической формы правления. В первое время тиран «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем».

Информация о работе Аристотель его вклад в развитие политической мысли