Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:41, реферат
Платон и Аристотель. Политические взгляды Платона и Аристотеля
формировались и развивались в рамках тогда еще единой, всеохватывающей,
нерасчлененной философской науки как ее составная часть и поэтому во многом
носили общий, философско-религиозный характер. Само государство-полис
рассматривалось как высшее воплощение разума, справедливости и права, а его
наилучшие формы призваны были служить общему благу и счастью всех граждан,
защите всех свободных людей. Государство и общество тогда еще не разделялись, а
место и роль государства необычайно возвеличивались, ему подчинялись
практически все и вся
Познание следует отличать от деятельности.Оно не включает построения чего-то нового,но скорее представляет собой постижение с помощью ноэзиса(разумной способности)чего-то уже существующего в физическом мире, причем именно таким,как оно есть.Формы существуют в физическом смысле в индивидуальной материи, привязывающей их к определенному месту и времени.Именно таким образом человеческая форма существует в материи всякого индивидуального человеческого тела. Однако благодаря своим познавательным способностям человеческое существо может постичь формы вещей без их материи. Это значит, что человек, отличаясь от прочих вещей в материальном смысле, может ноэтически,умственно соединяться с ними нематериальным способом, стать микрокосмом,отражающим природу всех вещей в умственном зеркале внутри своего бренного существа.
Ощущение ограничено определенным,конечным рядом форм и постигает их лишь во взаимном смешении,происходящем в ходе конкретного физического взаимодействия.Но ум не знает подобных ограничений,он способен постичь какую угодно форму и освободить ее сущность от всего, с чем она соединена в чувственном опыте. Однако этот акт рационального постижения,или абстрагирования,не может быть выполнен без предварительной деятельности ощущения и воображения.
Когда воображение вызывает к жизни некий конкретный чувственный опыт, деятельный разум может озарить этот опыт своим светом и выявить некую наличествующую в нем природу,освобождая опыт от всего,что не относится к его сущностной природе. Разум может высветить и все прочие реальные элементы вещи, запечатлев в воспринимающем разуме, которым обладает всякий человек, ее чистый, абстрактный образ. Затем,посредством суждений, которые соединяют эти природы соответственно тому, как они соединены в действительности,разум может выстроить сложное понятие всей сущности в целом, воспроизводя ее точно такой,какая она есть.Эта способность разума не только позволяет приобрести в результате теоретическое понимание всех вещей, но и влияет на человеческие устремления,помогая человеку усовершенствовать свою природу через деятельность.И в самом деле,без разумного руководства устремлениями человеческая природа вообще не способна к совершенствованию.Изучение этого процесса совершенствования относится к области практической философии.
Заключение
Таким образом,в ходе написания нашего реферата,мы пришли к следующим выводам:
В целом,исследования Аристотеля отличаются тенденцией преодоления чисто философского рассмотрения предмета. Он пытается определить свойства предмета не происхождением его от некоей"сущности"и не путем соединения и разделения понятий языка,а перейти к научному исследованию,хотя и без опытной проверки, путем рассмотрения собственных признаков явления и его реальных связей.Основные методы Аристотеля- логические рассуждения и наблюдения,широкое использование исследований предшественников.В естественнонаучных сочинениях Аристотеля философская основа кажется иногда эклектичной и противоречивой в силу многообразия предметов ведения, зато он обобщил все знания, достигнутые за развитый период греческой учености и оказал определяющее влияние на последующее развитие теоретических наук, философии и богословия.
Аристотель внес существенный вклад в античную систему образования.Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания,которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям,однако величайшие достижения Аристотеля все же относятся к области философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Политология
Вариант 3
«Политическая мысль
античности»
ИСПОЛНИТЕЛЬ: Темарцева И.В.
курс 4, группа: 2
№ зачетной книжки: 07ффд12747
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Захарова Ирина Игоревна
Пенза – 2011
Содержание
Введение
За время многовековой истории государства и права возникло очень много политико-правовых доктрин. Созданные в разное время различными мыслителями политические концепции очень разнообразны. Вместе с тем всем этим концепциям присуще нечто общее: они выражают отношение определенных социальных групп к государству и праву, строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе, содержат решения основных проблем теории государства и права.
Древнегреческая философия была очень широкой наукой, объединявшей в себе практически все отрасли знания. Она включала в себя и то, что мы называем сейчас естествознанием, философию, и весь комплекс современных гуманитарных наук – филологию, социологию, культурологию, политологию и т.д. Учение об идеальном государстве относится как раз к сфере политологии. Древнегреческих философов, особенно в поздний период, куда больше интересовали проблемы человека, смысла его жизни, проблемы жизни общества, нежели естественнонаучная проблематика. Высшим достижением греческой политической мысли явились политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля.
В последнее время в нашей стране заметно возрос интерес широкой общественности к древнегреческим политическим учениям и, в частности, к учениям Платона и Аристотеля о государстве, рассмотрение которых и является целью настоящей работы.
Платон и Аристотель
интересны для современного общественной
мысли ещё и потому, что они
активно полемизировали друг с другом,
в том числе и по проблемам
государственного устройства.
1. Учение
Платона об идеальном
Подлинной вершиной
политической мысли Древнего мира по
праву считается философия
Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ (470 - 99 гг. до н.э.); его ученик Платон (427 - 347 гг. до н.э.); ученик и критик Платона Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.)
Характерные черты политических учений этого этапа:
1) Постепенное освобождение
политических взглядов от
2) Обособление их
как относительно
3) Анализ устройства
государства, классификация
4) Поиск и определение
наилучшей, идеальной формы
Политические знания
в античности существовали в философско-этической
форме, поскольку все философы Древней
Греции в той или иной мере касались
вопросов власти, управления государством.
Однако наиболее существенный вклад
в развитие политической мысли внесли
древнегреческие философы Платон —
автор работ «Государство», «Законы»,
и политического диалога «
Платон – родоначальник философии объективного идеализма. Он одним из первых изложил свои политические идеи в политических диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Общество он понимал как отражение вечных идей, существующих независимо от действительности. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство.
Государство возникает, по мнению Платона, из-за стремления людей жить вместе, так как совместная жизнь облегчает существование каждого. Проблему соотношения личности и государства Платон решает в пользу государства, личность для Платона лишь средство существования и укрепления государства. Платон понимает, что отношения между личностью и государством должны быть сбалансированными. Государство не должно обладать абсолютной полнотой власти по сравнению с гражданином, но и граждане не должны по отношению к государству обладать чрезмерной свободой. Две категории граждан, по мнению Платона, не годятся для управления государством: «Как люди непросвещенные и не сведущие в истине, так и те, кому всю жизнь предоставлено заниматься самоусовершенствованием…». [7, с.327]
По мнению Платона, существует несколько форм политического правления: монархия, аристократия, тимократия (как переход от аристократии к олигархии), олигархия, демократия, тирания. Все формы правления Платон делит на две группы: «Есть два вида государственного устройства: один, где над всем стоят правители, другой – где и правителям предписаны законы». [7, с.208] Далее Платон формы правления располагает в соответствии с числом правящих: правит один человек, правит группа лиц и правит большинство граждан.
Монархия– наилучшая форма правления, «скрепленная благими предписаниями, которые мы называем законами, – это вид, наилучший из всех», «подлинное государственное устройство, при котором искусно правит один человек». [7, с.215] Монархию Платон воспевает, демократию же подвергает уничтожающей критике. Демократия плоха тем, что власть распределена среди большинства и такое правление не способно ни на большое добро, ни на большое зло. Платон полагает, что демократия возникает из-за нарушений в общественной иерархии, когда люди, не имеющие способностей управлять государством, прорываются к власти, когда красноречивые бездельники волею случая оказываются наверху. Сама же демократия – это «строй, не имеющий должного управления, но приятный и разнообразный. При нем существует своеобразное равенство – уравнивающее равных и неравных». [6, с.374]
Основная ценность демократии – свобода. Однако народ, по Платону, не может разумно пользоваться этой ценностью и «сверх должного опьяняется свободой. В результате наступает хаос и анархия». [10, с.31] Но при всем своем негативном отношении к демократии Платон отмечает, что элементы демократии должны обязательно присутствовать в государстве, которое претендует на звание правильного.
Кроме монархии Платон хорошей формой правления считает и аристократию, т.е. правление немногих в соответствии с законом. Правление немногих в условиях беззакония – это олигархия: «Итак, когда наилучшему государственному устройству подражают богатые, мы называем такое государственное устройство аристократией; когда же они не считаются с законами, это будет уже олигархия». [8, с.68] Если при аристократии закон и общее благо превыше всего, то при олигархии деньги превыше всего, деньги заменяют закон, так как, чем больше денег, тем больше у гражданина возможностей игнорировать законы. Аристократия может незаметно перерасти в олигархию, именно это имел в виду Платон, когда в своей первой классификации форм правления выделил тимократию, которая была переходной от аристократии к олигархии.
Тимократия– это правление честолюбцев, которые, забыв про интересы государства и народа, предаются тайному обогащению. Тимократия отличается от олигархии тем, что при первой стремление к богатству еще осуждается общественным мнением и преследуется законом, а при второй – это ограничители снимаются.
В тимократии первоначально сохранялись черты совершенного строя: правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ. Однако со временем любители драгоценных металлов начинают втайне собирать и хранить золото в стенах своих жилищ и образ жизни постепенно меняется на роскошный. Так начинается переход от тимократии к олигархии.
Платон дает четкое определение олигархии: «Олигархия – это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти там стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении». [6, с.363] Платон подвергает олигархию всесторонней критике, он указывает в ней шесть крупных недостатков:
– должности в государстве занимаются не по способностям, а по богатству;
– государство раскалывается на две противоборствующие стороны (бедняки и богачи), что неизбежно ведет к ослаблению этого государства;
– подобное олигархическое государство не способно вести эффективную войну;
– в олигархическом
государстве смешиваются
Смешивание функций граждан большой недостаток с точки зрения кастовой социальной структуры Платона: «Ведь мы уже и раньше не одобрили, что при таком государственном строе одни и те же лица будут… заниматься всем сразу», при олигархии происходит падение нравов молодежи, так как власти заинтересованы в этом, извлекая прибыль из распущенности молодых людей; этот строй порождает высокий уровень преступности. [6, с.365] В итоге олигархическое государство приходит к печальному финалу, так как в нем плодятся паразиты и нищие, человек превращается в бесполезного члена общества, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек. Многие порядочные и благородные граждане разоряются и замышляют переворот.
Дальнейшее развитие
олигархии приводит, по Платону, в
ее худшую форму государственного устройства
– в демократию. Как уже выше
говорилось, демократия – это власть
и правление большинства, но правление
в обществе, в котором противоположность
между богатыми и бедными обостряется
еще сильнее, чем при олигархии.
В этом обществе возникает зависть
и злоба бедных к богатым. Неуклонно
развиваясь, имущественная
Наихудшей формой отклонения от идеального государственного строя Платон признал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть подобно предыдущим формам как вырождение предшествующей ей демократической формы правления. В первое время тиран «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем».
Информация о работе Аристотель его вклад в развитие политической мысли