Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:41, реферат
Платон и Аристотель. Политические взгляды Платона и Аристотеля
формировались и развивались в рамках тогда еще единой, всеохватывающей,
нерасчлененной философской науки как ее составная часть и поэтому во многом
носили общий, философско-религиозный характер. Само государство-полис
рассматривалось как высшее воплощение разума, справедливости и права, а его
наилучшие формы призваны были служить общему благу и счастью всех граждан,
защите всех свободных людей. Государство и общество тогда еще не разделялись, а
место и роль государства необычайно возвеличивались, ему подчинялись
практически все и вся
Тирану необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чувствовал потребность в вожде. Но так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть, то тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожить своих осудителей, «пока у него не останется ни друзей, ни врагов». [4, с.74]
Платон создал модель идеального государства, как сообщества людей, строящих свои отношения на основе справедливости. Данное сообщество представляет собой взаимодействие трех основных сословий: мудрецов-философов, управляющих делами государства, воинов, защищающих государство от внешних и внутренних врагов, земледельцев и рмесленников, производящих различные предметы для удовлетворения потребностей граждан данного государства. [3, с.149] Эти три сословия больше похожи на касты, так как переход из одного сословия в другое и вмешательство представителя одного сословия в дела других сословий считается высшим преступлением.
Внутри каждого сословия, по Платону, запрещается менять профессию на том основании, что настоящим профессионалом можно стать лишь в том случае, когда постоянно занимаешься одним и тем же делом. В таком разумно устроенном государстве представителям всех трех сословий будет хорошо: «Таким образом, при росте и благоустройстве нашего государства надо предоставить всем сословиям возможность иметь свою долю в общем процветании, соответственно их природным данным». [10, с.208]
Сословию правителей Платон уделяет значительно больше внимания, чем двум другим сословиям. Он подробно описывает, какими качествами должны обладать правители государства, как их готовить к осуществлению функции управления, как их испытывать в практических делах, с какого возраста они могут стать полноправными правителями и в каком возрасте должны отойти от дел по управлению государством.
Правитель или страж государства должен был обладать следующими качествами: мужество, разумность, рассудительность, религиозность, великодушие, память, справедливость. Все эти качества Платон называет одним словом – добродетель. Кроме того необходима также «способность охранять законы и обычаи государства». [10, с.285]
Для правителей необходимы
и физические данные. Стражами государства
должны быть люди одновременно и образованные,
и опытные. Платон также считал, что
два высших сословия (правителей и
воинов) не должны иметь частной
собственности, чтобы она их не отвлекала
от выполнения государственных функций.
Самые пожилые стражи-
Поскольку Платон создал модель идеального государства, которого до сиих пор ещё не было, диалог ‹‹Государство›› называется утопией. Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты реакционной социальной утопии. Утопия Платона – не теория индивидуальной свободы граждан, а теория тотальной свободы – свободы государства в его целостности, неделимости.
Но всё же Платон приносит человека в жертву государству. Но в этой утопии есть и положительная черта. Он понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. ‹‹Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих››. [6, с.329] Поняв эту связь, Платон превратил её в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.
2. Аристотель
о сущности и формах
Учение Аристотеля далеко от мистического реализма Платона. Аристотель считал, что «государство есть форма общения между людьми». [1, с.35] Смысл этого заключается в том, что человек не может жить один, он нуждается в контакте с себе подобными, в общении с ними. Есть несколько ступеней объединений, которые люди создают последовательно в своем естественном стремлении к общению. Первое – семья, состоящая из мужчины, женщины и детей. Далее большая (расширенная) семья – несколько поколений кровных родственников с боковыми ветвями. Затем деревня или селение. Наконец, объединение нескольких селений составляет государство (полис), высшую форму человеческого общежития. В государстве реализуются заложенные в людях потребности к совместной жизни, возрастает количество благ, получаемых человеком от общения. Все большее значение приобретает разделение труда. Оно-то и дает выигрыш. Цель государства – благо людей.
Под людьми подразумеваются
только свободные граждане греческих
полисов. Гражданин, по Аристотелю, это
тот, кто может участвовать в
законодательной и судебной власти
данного государства. Варваров и
рабов он не считал за людей. Рабовладение
представлялось естественным и неизбежным.
Рабство установлено для
Частная собственность,
подобно рабству, корениться в природе
и является элементом семьи. Аристотель
выступал решительным противником
обобществления имущества как
Важным показателем справедливости Аристотель считает отсутствие крайностей между бедностью и богатством, «золотую середину». Людей среднего достатка, не бедных, но и не слишком богатых, Аристотель считал лучшими в полисе, его надеждой и опорой, ибо они способны понять общее благо, не склоняясь к крайностям.
Главную загадку
политической теории Аристотель видел
в том, что бы отыскать совершенное
государственное устройство. С этой
целью он подробно разбирал существующие
формы государства, их недостатки и
причины государственных
Форму государства Аристотель характеризовал как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В основу его классификации были положены два принципа: количественный – кто правит (один, немногие, большинство), и качественный – в чьих интересах осуществляется правление. Кроме того, Аристотель, также как Платон, делит все формы правления на правильные и неправильные: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных – только свое личное благо. «Три вида правильные – царская власть (монархия), аристократия, полития – и три отклоняющиеся от них: тирания – от царской власти, олигархия – от аристократии, демократия – от политии». [9, с.132]
К монархии Аристотель относился весьма скептически, так как «среди подобных и равных полновластное господство одного над всеми не является ни полезным, ни справедливым независимо, от того, есть ли законы или их нет, и этот один сам олицетворяет закон». [1, с.128] Тирания- это правление одного, руководствующегося собственной выгодой. Тирания, считает Аристотель, возникает из демократии и олигархии: в первом случае всеобщая распущенность неизбежно ведет к тиранической власти, во втором случае ненависть неимущих к богатым делает власть тирана в глазах обездоленных низов более привлекательной, чем власть богачей.
Аристократия – правление немногих, лучших граждан, осуществляемое в интересах всех членов общества. Аристократия имеет три вида: когда учитывается лишь добродетель; когда учитывается добродетель лучших граждан и мнение народа, как в Спарте; когда учитывается добродетель, мнение народа и богатство, как в Карфагене.
Олигархия – правление немногих, как правило, богатых граждан, преследующих свои корыстные цели. Демократия – правление многих неимущих граждан, заботящихся о собственной выгоде. Исходными формами правления, из которых происходят все другие, Аристотель считал демократию и олигархию. Платон же таковыми считал монархию и демократию. Таким образом, оба мыслителя рассматривают демократию как исходную форму правления.
Проводя различие между демократией и олигархией, Аристотель пишет: «То, чем различаются демократия и олигархия, есть бедность и богатство; вот почему там, где власть основана … на богатстве, мы имеем дело с олигархией, а где правят неимущие, там перед нами демократия». Аристотель олигархии предпочитает демократию и обосновывает это так: «...демократический строй представляет большую безопасность и реже влечет за собой внутренние распри, нежели строй олигархический. В олигархии таятся зародыши двоякого рода неурядиц: раздоры друг с другом и с народом; в демократиях же – только с олигархией; сам против себя народ бунтовать не станет». [12, с.188] Таким образом, критерием для демократии является свобода, для олигархии – богатство, для аристократии – добродетель.
Если у Платона нет названия для хорошей демократии, то Аристотель придумал такое название – полития, т.е. «когда ради общей пользы правит большинство». Полития, считал Аристотель, – это комбинация двух других форм правления: демократии и олигархии. Данную мысль следует понимать, очевидно, так: Аристотель был сторонником народовластия в соответствии с законом, но при этом считал, что большинство народа должно обладать собственностью среднего размера. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй». [5, с.149]
Аристотель затруднялся привести пример государства, в котором бы формой правления была полития, но сейчас такие примеры можно наблюдать. Современные государства Швеция, Финляндия, Бельгия, Голландия, Австрия, Испания, Канада и еще некоторые подтверждают мысль Аристотеля, «что политией следует называть такой государственный строй, при котором имеется смешение двух начал – состоятельных и неимущих...». [11, с.244] Разумеется формы правления в перечисленных странах гораздо сложнее, чем Аристотель очертил для политии, но основной принцип в этих государствах выдерживается: общенациональный консенсус и забота о всех членах общества при наличии и богатых, и очень богатых граждан.
Для Аристотеля главная цель совершенного государства состоит в достижении всеобщего блага и справедливости. Свободные граждане идеального государства не занимаются физическим трудом (земледелие, ремесло, торговля). Их удел воинские и управленческие занятия. Они участвуют в народном собрании, выбирают магистратов. Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому положению идеального государства. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан умеренное, чтобы знали друг друга. Аристотель говорит о большом числе рабов в лучшем государстве.
Гражданских прав лишены
земледельцы, ремесленники и торговцы,
так как их образ жизни, утверждает
Аристотель, не способствует развитию
добродетели, а счастливой жизнью может
быть только жизнь в соответствии
с добродетелью. Земля делится
на две части: одна часть находится
в общем пользовании всего
государства, другая – в частном
владении граждан (продукты этой части
на дружественных началах
Анализ форм правления, который делает Аристотель, отличается от подходов Платона четырьмя моментами: а) симпатии Аристотеля, в отличие от Платона, не на стороне монархии, а на стороне правления большинства; б) Аристотель более подробно анализирует все формы правления, особенно демократию и олигархию: в) если Платон считает исходными формами правления монархию и демократию, то Аристотель – олигархию и демократию; г) лучшая форма правления, по мнению Аристотеля, есть смешение нескольких форм.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Политология
Вариант 3
«Политическая мысль
античности»
ИСПОЛНИТЕЛЬ: Темарцева И.В.
курс 4, группа: 2
№ зачетной книжки: 07ффд12747
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Захарова Ирина Игоревна
Пенза – 2011
Содержание
Введение
За время многовековой истории государства и права возникло очень много политико-правовых доктрин. Созданные в разное время различными мыслителями политические концепции очень разнообразны. Вместе с тем всем этим концепциям присуще нечто общее: они выражают отношение определенных социальных групп к государству и праву, строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе, содержат решения основных проблем теории государства и права.
Древнегреческая философия
была очень широкой наукой, объединявшей
в себе практически все отрасли
знания. Она включала в себя и
то, что мы называем сейчас естествознанием,
философию, и весь комплекс современных
гуманитарных наук – филологию, социологию,
культурологию, политологию и т.д.
Учение об идеальном государстве
относится как раз к сфере
политологии. Древнегреческих философов,
особенно в поздний период, куда
больше интересовали проблемы человека,
смысла его жизни, проблемы жизни
общества, нежели естественнонаучная
проблематика. Высшим достижением греческой
политической мысли явились политическая
философия Платона и
В последнее время в нашей стране заметно возрос интерес широкой общественности к древнегреческим политическим учениям и, в частности, к учениям Платона и Аристотеля о государстве, рассмотрение которых и является целью настоящей работы.
Платон и Аристотель
интересны для современного общественной
мысли ещё и потому, что они
активно полемизировали друг с другом,
в том числе и по проблемам
государственного устройства.
1. Учение
Платона об идеальном
Подлинной вершиной
политической мысли Древнего мира по
праву считается философия
Информация о работе Аристотель его вклад в развитие политической мысли