Аристотель его вклад в развитие политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:41, реферат

Описание работы

Платон и Аристотель. Политические взгляды Платона и Аристотеля
формировались и развивались в рамках тогда еще единой, всеохватывающей,
нерасчлененной философской науки как ее составная часть и поэтому во многом
носили общий, философско-религиозный характер. Само государство-полис
рассматривалось как высшее воплощение разума, справедливости и права, а его
наилучшие формы призваны были служить общему благу и счастью всех граждан,
защите всех свободных людей. Государство и общество тогда еще не разделялись, а
место и роль государства необычайно возвеличивались, ему подчинялись
практически все и вся

Файлы: 1 файл

Платон и Аристотель.docx

— 104.93 Кб (Скачать файл)

Преемственность между  “классической” и “новой” либеральной  теорией оказалась возможной  благодаря существенной переработке  социально-философских основ либерализма начала XIX в., связанной главным образом с творчеством Дж. С. Милля.

Милль был одним  из тех, кто наполнил центральный  для либеральной философии принцип  индивидуализма новым содержанием. Он попытался отойти от свойственного  “классическому либерализму” представления  о том, что общество - это механическая сумма индивидов, преследующих эгоистические  цели и интересы. В его понимании  человек - существо социальное, и общественный прогресс связан с развитием институтов, воспитывающих в нем “социальные” качества. Следовательно, соперничество  и конкуренция - это не единственно  возможная форма человеческого  общежития, люди способны к осознанию  своих высших, “социальных” интересов, а значит, к сотрудничеству и взаимодействию, к принятию решений, основанных не на сиюминутной корысти, а на долгосрочном просчете интересов, связанном с  благом других людей.

Благодаря Миллю, понятие  “индивидуализм” получило новое  этическое содержание, связанное  с признанием высшей ценности уникального  человеческого “я”, права человека на развитие всех его сил и способностей. Именно концепция индивидуальности как высшей ценности рассматривалась  Миллем в качестве главного аргумента  в пользу его знаменитого “принципа  свободы”, согласно которому “единственная  цель, оправдывающая законное применение власти к члену цивилизованного  общества против его воли, есть предотвращение вреда для других людей. Его собственное  благо, физическое или моральное, не является основанием для такого вмешательства... Единственный вид поступков, в которых  человек несет ответственность  перед обществом, есть поступки, затрагивающие  других людей. Во всем, что касается его одного, он по праву абсолютно  независим”. По мысли Милля, этот принцип  призван обеспечить человеку относительную  автономию, необходимую для развития индивидуальности, для защиты от “коллективной  посредственности”. И вместе с тем, важное значение английский философ придавал ответственности, которую рассматривал как оборотную сторону свободы.

В основе “новой либеральной  теории” лежала позитивная концепция  свободы, разработанная профессором  Оксфордского университета Т.Х. Грином, опиравшимся на традиции немецкой идеалистической  философии. Грин вслед за Гегелем  рассматривал историю как борьбу за нравственное совершенствование  человека, реализующуюся в попытках создать социальные институты, способные  обеспечить условия для осуществления  интеллектуальных и моральных возможностей людей. Он настаивал на органическом понимании общества как целого, образуемого  взаимозависимыми частями. Право на свободу - право социальное, оно, по Грину, вытекает из факта принадлежности к обществу. Свобода в его понимании  означает не просто отсутствие ограничений, но “позитивную способность или  возможность делать что-то или пользоваться чем-то, заслуживающим наших усилий и внимания, наравне с другими”. Свобода не даёт человеку права ограничивать возможности других: люди должны иметь равные возможности для самосовершенствования. Исходя из этого, Грин утверждал, что цель общества - создать каждому своему члену условия для достойного существования. В связи с этим либералам следует пересмотреть свое отношение к государству: закон не обязательно ограничивает свободу, он может ее расширять, устраняя то, что ей препятствует.

Таким образом, “новый либерализм” решительно отказывался  от классической доктрины, радикально пересмотрев отношение к свободной  конкуренции и функциям государства. При этом в политической сфере  приоритет отдаётся демократической  форме государственности: ''…демократия  подразумевает, что личность представляет собой начальную и конечную реальность. Она признаёт, что во всей своей  полноте значение личности может  быть познано индивидом лишь так, как он уже представлено ему в  объективной форме в обществе.'' Опираясь на эти идеи, “новые либералы” обосновывали программу мероприятий, призванных обеспечить социальные права, без которых невозможны свобода и достойная жизнь. Эта программа включала создание общественной системы образования, установление минимальной заработной платы, контроль за условиями труда, предоставление пособий по болезни и безработице и т.п. Средства на проведение этих реформ должны быть получены за счет прогрессивного налогообложения.

 

Введение

Аристотель, IV в. до н.э.

Древний мир - это  пора зарождения государственности  и политических идей на почве религиозной  мифологии. В мифологической форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства.

Политическая мысль  каждой древней цивилизации своеобразна. На Востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве и праве внесли Индия и Китай. При всем своеобразии их политических идей (индийская мысль, за исключением трактатов об искусстве управления - артхашастр, носящих в основном светский характер, сугубо религиозна и мифологична, а китайская мысль рационалистична) обе системы отразили общественный и политический строй,покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян-общинников посредством налогов и общественных работ. Типичной государственной формой стала восточная деспотия. Большое распространение получили патерналистские представления о власти. Монарх был связан только обычаем, традицией. При этом подчеркивалось, что цель государства - общее благо, царь - отец подданных, которые не в праве предъявлять ему какие-либо требования. Правитель ответствен не перед людьми, а перед богами. Политическая мысль Востока проникнута верой в мудрость старых установлении и обычаев, в их совершенство.

В развитие политической мысли Запада исключительный вклад  внесла Древняя Греция. Там сложился «античный способ производства»  со значительным распространением рабовладения. Политический строй представлял  полную противоположность восточным деспотиям. Греция сохраняла раздробленность. Формой политической организации служил полис (город-государство). Царская власть уступила место аристократии и рабовладельческой демократии.Формы правления отличались большим разнообразием и быстро менялись. Бурная политическая жизнь содействовала расцвету теоретической мысли и побуждала к поискам совершенной государственной системы. Сама постановка такой задачи была бы неприемлемой для мыслителей Востока, исходивших из незыблемости раз и навсегда установленного порядка вещей, который нарушается только из-за несоблюдения людьми божественных предначертаний.

Политическая мысль  Греции быстро прошла путь от мифа к  теории. Греки систематизировали  и анализировали многообразие политических форм,изучали условия, благоприятствующие становлению различных политических систем, закономерности их смены. Они верили в возможность рационально сконструировать идеальную форму правления и осуществить ее на практике.

Одна черта роднила все политические мысли древности как на Западе, так и на Востоке: личность не рассматривалась как самостоятельная ценность. Она считалась частицей органического целого-общества, государства. Жизнь человека до мелочей регламентировалась обычаями, и любая попытка бунта,утверждения своей самостоятельности и обособленности каралась. Сознание индивидуализма, автономии и принадлежащих человеку от природы прав еще не сложилось. 
 
Читать полностью: http://www.km.ru/referats/B72DCF68A9FD47A6BBB4DAED5AD5CD59

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмус В.Ф. «Платон». – М.: Наука, 1993 - 217 с

2. Гаджиев К.С. «Политическая  наука. Учебное пособие». -  М.: Логос, 1994 - 256 с

3. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. «Политология: Учебник». - М.: Юрист, 2002. - 511 с

4. Козырев Г.И. «Введение  в конфликтологию». - М.: Владос, 1999, - 390 с

5. «Конфликты в современной  России» под ред. Е.И. Степанова. -  М.: Эдиториал, 1999 - 410 с

6. Лосев А.Ф. «Жизненный  и творческий путь Платона», т.1. – М.: Мысль, 1990 - 363 с

7. Платон. Собр. соч., «Государство»,  т.3, ч. 1. – М.: Мысль, 1971 - 311 с

8. «Политология. Учебник» под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003 - 560 с

9. «Практикум по курсу  «Политология» по ред. проф. Василика  М.А., - М.: Гардарики, 1999 - 213 с

10. Пугачев В.П., Соловьев  А.И. «Введение в политологию». - М.: Речь, 2000 - 386 с

11. «Теория права и государства» под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2000 – 355 с

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Политология, как наука, образовалась не так давно. Она берет свои истоки с древности, но до 19 в. она была частью философии, а также тесно связана  с религией. Религия возникла значительно  раньше, чем другие формы общественного сознания. Ее появление обусловлено ограниченностью человека в овладении миром - духовным и практическим.

Впервые слово "полития" использовал Аристотель. Уже в древние времена появляются политические учения и представления о государстве и власти.

История политических учений - это колоссальный опыт, без которого не может решаться ни один важный вопрос современной политической жизни. Этот опыт включает в себя множество оригинальных решений, актуальных и для современного периода, предоставляя ученым и практикам уникальную возможность сравнивать свои изыскания с прошлой практикой, с предыдущими оригинальными находками.

Уже в древних государствах Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай  и др.) существует своя политическая идеология. Это - теория божественного  происхождения государства и  культа верховного правителя.

Т.к.в древние времена политика была тесно связана с религией, то многие идеи и учения основаны из мифического, духовного. Хотя практически все учения имели одну цель- улучшить жизнь народа конкретного государства, но идеи и предложенные решения были различными. Учения можно разделить на те, которые выражают интересы "элиты" и, как бы, призыв остальному населению смириться с социальным положением и бедностью,недостатками (легизм, учения Платона). Эти учения включают в себя жесткие правила и наказания за провинности. Другие же учения (Аристотель, Конфуций)выражают интересы большей части населения, улучшения уровня жизни, сглаживают социальное неравенство.

Необходимо отметить, что  именно Древние времена возникла одна из мировых религий – буддизм.

Тем не менее, каждое учение служило основой для дальнейшего  развития политической мысли и рождалось  в конкретных условиях жизни данной страны. 
 
Читать полностью: http://www.km.ru/referats/B72DCF68A9FD47A6BBB4DAED5AD5CD59

2.3. Аристотель

Аристотель родился в 384г. до н.э. в городе Стагире, почему его и называют иногда Стагиритом. Отец его был врачом и долгое время служил при дворе македонского царя Аминты III. В 367 г. до н.э. Аристотель прибывает в Афины и 20 лет проводит в платоновской Академии, сначала как ученик, а потом как преподаватель. После смерти Платона (347 г. до н.э.) он покидает Академию, живет в ряде городов Греции. В 342-340 гг. до н.э. при дворе македонского царя Филиппа II Аристотель занимается воспитанием его сына Александра, будущего великого завоевателя. В 335 г. до н.э. он возвращается в Афины и создает свою школу (Лицей). В это время Греция находилась под властью Македонии, так как в 337 г. до н.э. Филипп II разбил афинян. Близость Аристотеля к македонскому двору сохранялась. Когда в 323 г. до н.э. Александр умирает, его учитель оказывается в немилости у своих сограждан. Не дожидаясь мести, он покидает Афины и через несколько месяцев умирает в добровольном изгнании.

Самый прославленный ученик Платона Аристотель «стоял на его  плечах» и многое от него перенял. Но он не следовал рабски наставлениям учителя, от многого отказался и  даже увлекся его критикой. Аристотель вошел в историю не как последователь  Платона, а как равный ему, а в чем-то и превзошедший его великий философ, создавший свою систему взглядов.

Платон обращен к идеалу, поглощен религиозно-метафизическими проблемами, тяготеет к мифам, видит высшую форму познания в откровении, божественном озарении. Земная жизнь для него нереальна. Это лишь тень истинного бытия, искажающая его сущность. Платон творит идеальные схемы, не считаясь с настроениями, готовностью людей.

Аристотель не отрицает высших сил, но они не слишком его занимают. Он весь земной, людская жизнь для  него реальна и все явления,воспринимаемые органами чувств, также реальны. Зрелый Аристотель отвергает платоновское учение о тенях. Он хочет усовершенствовать человеческое общежитие, отталкиваясь от действительности. Решающее средство познания Аристотель видит не в откровении, а в опыте и рациональном анализе. Аристотель сделал политику предметом эмпирического исследования, основанного на обобщении огромного материала. Со своими учениками он описал, проанализировал и сопоставил более 150 конституций и проектов. Его считают основателем политической науки.

Политические взгляды  Аристотеля нашли наиболее полное и  систематическое выражение в  работе «Политика», а также в «Афинской  политики»,«Этике» и других сочинениях. Связь с этикой - их отличительная черта. Под этикой, этосом тогда понимали весь свод традиций, правил, которые регулировали жизнь общества и делали возможным его сохранение, ставя на первый план общие интересы. Установленная обычаями система морали понималась, в первую очередь, в общественном, а не в личном плане.

Политика по Аристотелю, включала и этику, и экономику. Политика определяется как наука о высшем благе человека и государства. Цель этики и политики одна - счастье, благосостояние человека и полиса. Как и Платон, Аристотель не вышел за рамки полиса, хотя полисное устройство явно терпело крушение. Все остальные виды государственной организации, весь варварский мир он характеризовал как низшее общество, не достигшее политического уровня. Аристотель считал нужным даже сократить размеры полиса, так чтобы его можно было охватить взглядом.

«Государство, - «творение  природы», продукт естественного  развития. В основе его лежат потребности  людей. Аристотелю принадлежит знаменитое определение человека как «животного политического» или общественного, ибо полис - это общество. Цель полиса - благо граждан. О полисе надо судить по их благосостоянию.

Полис - это объединение  людей и территория, находящиеся под властью одного правительства, имеющие одну конституцию. Единство власти и территории придает полису целостность. Полис - это общение свободных и в известном смысле равных людей, обладающих разумом и способных самоопределяться, управлять своими действиями. Власть в полисе распространяется на свободных и равных граждан.

Рассуждения о свободе  и равенстве не распространяются на рабов. Рабовладение представлялось Аристотелю-естественным и неизбежным.

Будучи наиболее совершенной  формой общественного объединения, полис представляет собой органическое целое и стоит выше семьи и  индивида. Сфера его ведения широка и охватывает многие области, которые  с развитием индивидуализма стали  рассматриваться как частное дело, например воспитание. В то же время Аристотель критикует Платона за абсолютизацию единства полиса в ущерб семье и отдельному гражданину.

Информация о работе Аристотель его вклад в развитие политической мысли