Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:41, реферат
Платон и Аристотель. Политические взгляды Платона и Аристотеля
формировались и развивались в рамках тогда еще единой, всеохватывающей,
нерасчлененной философской науки как ее составная часть и поэтому во многом
носили общий, философско-религиозный характер. Само государство-полис
рассматривалось как высшее воплощение разума, справедливости и права, а его
наилучшие формы призваны были служить общему благу и счастью всех граждан,
защите всех свободных людей. Государство и общество тогда еще не разделялись, а
место и роль государства необычайно возвеличивались, ему подчинялись
практически все и вся
Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ (470 - 99 гг. до н.э.); его ученик Платон (427 - 347 гг. до н.э.); ученик и критик Платона Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.)
Характерные черты политических учений этого этапа:
1) Постепенное освобождение
политических взглядов от
2) Обособление их
как относительно
3) Анализ устройства
государства, классификация
4) Поиск и определение
наилучшей, идеальной формы
Политические знания
в античности существовали в философско-этической
форме, поскольку все философы Древней
Греции в той или иной мере касались
вопросов власти, управления государством.
Однако наиболее существенный вклад
в развитие политической мысли внесли
древнегреческие философы Платон —
автор работ «Государство», «Законы»,
и политического диалога «
Платон – родоначальник философии объективного идеализма. Он одним из первых изложил свои политические идеи в политических диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Общество он понимал как отражение вечных идей, существующих независимо от действительности. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство.
Государство возникает, по мнению Платона, из-за стремления людей жить вместе, так как совместная жизнь облегчает существование каждого. Проблему соотношения личности и государства Платон решает в пользу государства, личность для Платона лишь средство существования и укрепления государства. Платон понимает, что отношения между личностью и государством должны быть сбалансированными. Государство не должно обладать абсолютной полнотой власти по сравнению с гражданином, но и граждане не должны по отношению к государству обладать чрезмерной свободой. Две категории граждан, по мнению Платона, не годятся для управления государством: «Как люди непросвещенные и не сведущие в истине, так и те, кому всю жизнь предоставлено заниматься самоусовершенствованием…». [7, с.327]
По мнению Платона, существует несколько форм политического правления: монархия, аристократия, тимократия (как переход от аристократии к олигархии), олигархия, демократия, тирания. Все формы правления Платон делит на две группы: «Есть два вида государственного устройства: один, где над всем стоят правители, другой – где и правителям предписаны законы». [7, с.208] Далее Платон формы правления располагает в соответствии с числом правящих: правит один человек, правит группа лиц и правит большинство граждан.
Монархия– наилучшая форма правления, «скрепленная благими предписаниями, которые мы называем законами, – это вид, наилучший из всех», «подлинное государственное устройство, при котором искусно правит один человек». [7, с.215] Монархию Платон воспевает, демократию же подвергает уничтожающей критике. Демократия плоха тем, что власть распределена среди большинства и такое правление не способно ни на большое добро, ни на большое зло. Платон полагает, что демократия возникает из-за нарушений в общественной иерархии, когда люди, не имеющие способностей управлять государством, прорываются к власти, когда красноречивые бездельники волею случая оказываются наверху. Сама же демократия – это «строй, не имеющий должного управления, но приятный и разнообразный. При нем существует своеобразное равенство – уравнивающее равных и неравных». [6, с.374]
Основная ценность демократии – свобода. Однако народ, по Платону, не может разумно пользоваться этой ценностью и «сверх должного опьяняется свободой. В результате наступает хаос и анархия». [10, с.31] Но при всем своем негативном отношении к демократии Платон отмечает, что элементы демократии должны обязательно присутствовать в государстве, которое претендует на звание правильного.
Кроме монархии Платон хорошей формой правления считает и аристократию, т.е. правление немногих в соответствии с законом. Правление немногих в условиях беззакония – это олигархия: «Итак, когда наилучшему государственному устройству подражают богатые, мы называем такое государственное устройство аристократией; когда же они не считаются с законами, это будет уже олигархия». [8, с.68] Если при аристократии закон и общее благо превыше всего, то при олигархии деньги превыше всего, деньги заменяют закон, так как, чем больше денег, тем больше у гражданина возможностей игнорировать законы. Аристократия может незаметно перерасти в олигархию, именно это имел в виду Платон, когда в своей первой классификации форм правления выделил тимократию, которая была переходной от аристократии к олигархии.
Тимократия– это правление честолюбцев, которые, забыв про интересы государства и народа, предаются тайному обогащению. Тимократия отличается от олигархии тем, что при первой стремление к богатству еще осуждается общественным мнением и преследуется законом, а при второй – это ограничители снимаются.
В тимократии первоначально сохранялись черты совершенного строя: правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ. Однако со временем любители драгоценных металлов начинают втайне собирать и хранить золото в стенах своих жилищ и образ жизни постепенно меняется на роскошный. Так начинается переход от тимократии к олигархии.
Платон дает четкое определение олигархии: «Олигархия – это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти там стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении». [6, с.363] Платон подвергает олигархию всесторонней критике, он указывает в ней шесть крупных недостатков:
– должности в государстве занимаются не по способностям, а по богатству;
– государство раскалывается на две противоборствующие стороны (бедняки и богачи), что неизбежно ведет к ослаблению этого государства;
– подобное олигархическое государство не способно вести эффективную войну;
– в олигархическом
государстве смешиваются
Смешивание функций граждан большой недостаток с точки зрения кастовой социальной структуры Платона: «Ведь мы уже и раньше не одобрили, что при таком государственном строе одни и те же лица будут… заниматься всем сразу», при олигархии происходит падение нравов молодежи, так как власти заинтересованы в этом, извлекая прибыль из распущенности молодых людей; этот строй порождает высокий уровень преступности. [6, с.365] В итоге олигархическое государство приходит к печальному финалу, так как в нем плодятся паразиты и нищие, человек превращается в бесполезного члена общества, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек. Многие порядочные и благородные граждане разоряются и замышляют переворот.
Дальнейшее развитие
олигархии приводит, по Платону, в
ее худшую форму государственного устройства
– в демократию. Как уже выше
говорилось, демократия – это власть
и правление большинства, но правление
в обществе, в котором противоположность
между богатыми и бедными обостряется
еще сильнее, чем при олигархии.
В этом обществе возникает зависть
и злоба бедных к богатым. Неуклонно
развиваясь, имущественная
Наихудшей формой отклонения от идеального государственного строя Платон признал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть подобно предыдущим формам как вырождение предшествующей ей демократической формы правления. В первое время тиран «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем».
Тирану необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чувствовал потребность в вожде. Но так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть, то тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожить своих осудителей, «пока у него не останется ни друзей, ни врагов». [4, с.74]
Платон создал модель идеального государства, как сообщества людей, строящих свои отношения на основе справедливости. Данное сообщество представляет собой взаимодействие трех основных сословий: мудрецов-философов, управляющих делами государства, воинов, защищающих государство от внешних и внутренних врагов, земледельцев и рмесленников, производящих различные предметы для удовлетворения потребностей граждан данного государства. [3, с.149] Эти три сословия больше похожи на касты, так как переход из одного сословия в другое и вмешательство представителя одного сословия в дела других сословий считается высшим преступлением.
Внутри каждого сословия, по Платону, запрещается менять профессию на том основании, что настоящим профессионалом можно стать лишь в том случае, когда постоянно занимаешься одним и тем же делом. В таком разумно устроенном государстве представителям всех трех сословий будет хорошо: «Таким образом, при росте и благоустройстве нашего государства надо предоставить всем сословиям возможность иметь свою долю в общем процветании, соответственно их природным данным». [10, с.208]
Сословию правителей Платон уделяет значительно больше внимания, чем двум другим сословиям. Он подробно описывает, какими качествами должны обладать правители государства, как их готовить к осуществлению функции управления, как их испытывать в практических делах, с какого возраста они могут стать полноправными правителями и в каком возрасте должны отойти от дел по управлению государством.
Правитель или страж государства должен был обладать следующими качествами: мужество, разумность, рассудительность, религиозность, великодушие, память, справедливость. Все эти качества Платон называет одним словом – добродетель. Кроме того необходима также «способность охранять законы и обычаи государства». [10, с.285]
Для правителей необходимы
и физические данные. Стражами государства
должны быть люди одновременно и образованные,
и опытные. Платон также считал, что
два высших сословия (правителей и
воинов) не должны иметь частной
собственности, чтобы она их не отвлекала
от выполнения государственных функций.
Самые пожилые стражи-
Поскольку Платон создал модель идеального государства, которого до сиих пор ещё не было, диалог ‹‹Государство›› называется утопией. Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты реакционной социальной утопии. Утопия Платона – не теория индивидуальной свободы граждан, а теория тотальной свободы – свободы государства в его целостности, неделимости.
Но всё же Платон приносит человека в жертву государству. Но в этой утопии есть и положительная черта. Он понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. ‹‹Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих››. [6, с.329] Поняв эту связь, Платон превратил её в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.
2. Аристотель
о сущности и формах
Учение Аристотеля далеко от мистического реализма Платона. Аристотель считал, что «государство есть форма общения между людьми». [1, с.35] Смысл этого заключается в том, что человек не может жить один, он нуждается в контакте с себе подобными, в общении с ними. Есть несколько ступеней объединений, которые люди создают последовательно в своем естественном стремлении к общению. Первое – семья, состоящая из мужчины, женщины и детей. Далее большая (расширенная) семья – несколько поколений кровных родственников с боковыми ветвями. Затем деревня или селение. Наконец, объединение нескольких селений составляет государство (полис), высшую форму человеческого общежития. В государстве реализуются заложенные в людях потребности к совместной жизни, возрастает количество благ, получаемых человеком от общения. Все большее значение приобретает разделение труда. Оно-то и дает выигрыш. Цель государства – благо людей.
Под людьми подразумеваются
только свободные граждане греческих
полисов. Гражданин, по Аристотелю, это
тот, кто может участвовать в
законодательной и судебной власти
данного государства. Варваров и
рабов он не считал за людей. Рабовладение
представлялось естественным и неизбежным.
Рабство установлено для
Частная собственность,
подобно рабству, корениться в природе
и является элементом семьи. Аристотель
выступал решительным противником
обобществления имущества как
Информация о работе Аристотель его вклад в развитие политической мысли