Государственная промышленная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности промышленной политики РФ.
Задачи исследования:
1) изучит сущность промышленной политики;
2) рассмотреть технологию выработки промышленной политики;
3) обосновать необходимость новой промышленной политики;
4) провести анализ проблем промышленного развития России.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.93 Кб (Скачать файл)

Введение

В последнее время все  более актуальной, и это подтверждается дискурсом, в котором участвуют промышленная, научная, политическая общественность, федеральные промышленные министерства, становится проблема разработки осмысленной промышленной политики в Российской Федерации. С чем связано обострение внимания к этому вопросу? Десятилетний период экономических реформ в стране осуществлялся по модели примата финансовых инструментов. Ставилась практически единственная задача финансовой стабилизации, как условия массированного притока в экономику России иностранного и частного капитала. Одновременно решались задачи институциональных преобразований форм собственности, либерализации внешнеэкономической деятельности. Задач экономического роста, активной промышленной политики как таковых не ставилось. По крайней мере они являлись даже не второстепенными. В значительной степени перечисленные проблемы в той или иной мере за прошедшее время решены. Однако ни Президент страны в своих официальных выступлениях, ни бизнес, ни население не могут быть удовлетворены темпами и перспективами экономического роста.

Ограничивая предмет анализа  и последующих предложений промышленностью, промышленным развитием, промышленной политикой, необходимо иметь в виду, что речь идет о сфере национального  производства материальных благ, материального  продукта. Это ограничение не противоречит проблеме исторической стадии постиндустриальной модернизации страны, поскольку информатизация промышленности, нарастание доли интеллектуальноемкого продукта (интеллектуальной собственности) в структуре производства, модернизация промышленности входят в систему целей и ценностей в предлагаемых подходах. Нет противоречия и с миссией государственного управления т.к. в неразрывном контексте предлагаемого рассмотрения находятся вопросы социальной и гуманитарной ответственности государства, вопросы национальной безопасности, логика политического выбора страны последнего десятилетия - рыночной экономики, вхождения страны в мировую экономику.

Развитие рыночных отношений  в России и ее регионах актуализировало проблему разработки и реализации обоснованной и тщательно продуманной промышленной политики.

В современных условиях региональная политика в сфере промышленности требует двухуровневого структурирования. С одной стороны, это должна быть политика региональных властей, стержнем которой является деятельность, направленная на воспроизводство путем обеспечения  оптимального взаимодействия факторов - ресурсов в сфере промышленности на территории каждого конкретного  региона и на институциональное  обеспечение его преимуществ  по развитию приоритетных отраслей промышленности. Эффективная организация такой  деятельности способна относительно быстро стабилизировать ситуацию в промышленности по стране в целом.

С другой стороны, это должна быть политика федерального Центра. Его  роль состоит в создании таких  общероссийских макроэкономических институциональных  условий, которые бы способствовали развитию региональной инициативы по наращиванию промышленного потенциала. Другая задача федерального Центра в  этом плане - стимулирование развития наиболее значимых для экономики  страны сфер промышленности, в т. ч. за счет эффективного использования  финансовых трансфертов.

Вместе с тем, существует ряд проблем промышленного развития, которые не могут быть эффективно решены только федеральным Центром  или самими субъектами Федерации. К  ним относятся перестройка структуры  промышленного производства, инновационные "прорывы", развитие комплекса  производственной и рыночной инфраструктуры страны с учетом особенностей территорий и т.д. Такие проблемы определяют необходимость проведения интегрированной  согласованной промышленной политики федерального Центра и регионов.

Объект исследования - промышленная политика РФ.

Цель исследования - изучить  особенности промышленной политики РФ.

Задачи исследования:

1) изучит сущность промышленной  политики;

2) рассмотреть технологию выработки промышленной политики;

3) обосновать необходимость новой промышленной политики;

4) провести анализ проблем  промышленного развития России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты организации  промышленной политики

 

1.1 Понятие и сущность промышленной политики

 

 

«Промышленная политика» и «политика промышленного  развития» трактуются как синонимы. С теоретической точки зрения, это не совсем верно. Первое понятие означает не только «секторальную политику», но также политику государства по содействию выходу промышленности из структурного кризиса за счет:

1) преодоления  несоответствия между возникающей  новой технико-экономической парадигмой  промышленного развития и институциональной  структурой общества;

2) завершения  структурной перестройки промышленности  в рамках единства технологических,  отраслевых и институциональных  преобразований как важнейшего  этапа циклического развития  структуры промышленности[10].

Успехи  институционально-эволюционной экономической  теории способствовали привлечению  внимания специалистов не только к  широко применявшемуся в 1950-е гг. системному анализу, но и к формированию системного подхода на новой теоретической  основе. Предложенная Я. Корнаи системная парадигма оказалась универсальной и использовалась для обсуждения таких важнейших проблем, как определение скорости трансформации, целесообразности реализации комплексного пакета реформ в целом или проведения их в несколько этапов, порядка принятия новых законов. На базе этой парадигмы могут быть выявлены изменения, которые инициируются и осуществляются с участием государства или эволюционно.

Дальнейшее  развитие системной парадигмы Я. Корнаи применительно к формированию экономической политики государства получило развитие в работах многих российских экономистов. В соответствии с ней экономика страны рассматривается как целостная система, в составе которой выделяются взаимодействующие социально-экономические подсистемы мезо-, микро- и наноэкономического уровней: отрасли, территории, корпорации, отдельные граждане, общественные группы и другие существенные для экономики образования.           Различные классификации экономических систем, например по местоположению, масштабам распределению собственности, имманентным методам регулирование и др., имеют специфическую значимость для развития экономическое теории и формирования на этой основе соответствующей экономически политики.

Представляется, что для целей формирования промышленной политики может быть использована типология  экономических систем, предлагаемая Институтом экономики Уральского отделения  РАН. В качестве типов экономических систем, определяющих развитие промышленного сектора предлагается рассматривать такие системы как систему субъектов, систему субъективных действий по развитию промышленного комплекса, систему объектов и систему конечных результатов функционирования объекта. В качестве субъектов рассматриваются совокупность государственных и муниципальных органов, хозяйствующие субъекты, научные и общественные организации, способные влиять на развитие промышленного комплекса. Субъективные действия представляют собой совокупность действий (решений, законов), принимаемых субъектами по развитию промышленного комплекса. Объекты понимаются как совокупность организаций, предприятий, фирм, юридических и физических лиц, реализующих воспроизводственные функции в сфере промышленности. Объективный результат может быть представлен совокупностью показателей, полно отражающих происходящее в объекте количественные и качественные изменения.

Каждая  конкретная экономическая система  осуществляет функции, во-первых, по созданию, поддержанию существовании, развитию и взаимодействию других систем; во-вторых, по ограничению или прекращению  функционирования или взаимодействия других систем и, в-третьих, по поддержанию  своего собственного существования  и развития. Каждая система проходит определенные стадии жизненного цикла. В частности, промышленная политика на разных этапах функционирования и  развития промышленности реализует  специфические цели с позиции  формирования ее отраслевой структуры.

В условиях циклически развивающейся экономики  на этапе выхода из структурного кризиса  промышленная политика содействуют  формированию нового типа отраслевой структуры промышленности, на этапе  экономического роста – его развитию и укреплению, на этапе стабилизации – реализации сложившегося потенциала. В зависимости от этапа развития промышленная политика обеспечивает либо поддержку сложившейся структуры  промышленности, либо формирование отраслевой структуры нового типа[9].

В период современной структурной перестройки  целью промышленной политики является формирование конкурентоспособного промышленного  комплекса в результате становления  нового типа его отраслевой структуры, характеризующейся наличием высокотехнологичного ядра, в котором преобладают производства пятого и имеются элемент шестого  и седьмого технологических укладов.

Однако  в отечественной экономике понятие  «промышленной политики» стало  трактоваться как «государственная политика в области промышленности», «государственная поддержка промышленности», «политика промышленного развития». Такие определения, в отличие  от «industrial policy», предполагают реализацию определенного набора мер и действий для ответа на проблемы реального состояния промышленности в конкретный момент и на определенной территории. Политика промышленного развития в данном понимании нацелена на решение наиболее острых, реально существующих и постоянно возникающих, но текущих проблем промышленности. По нашему мнению, меры, направленные на стимулирование роста промышленности в целом, могут быть фоном для промышленной политики, но не являются ее частью. Даже если какие-то меры существенно воздействуют на структуру

промышленности, ми не основаны на осознанном стремлении изменить эту структуру в определенном направлении, их нельзя рассматривать  как элементы промышленной политики.

Существует  целый ряд трактовок, которые  ошибочно, с нашей точки зрения, отождествляют понятие промышленной политики с механизмом ее реализации. В частности, данная категория зачастую формулируется как «система мер  прямого и косвенного государственного регулирования инновационного, конкурентоспособного и эффективного развития промышленности и устранения для реализации этой цели тех препятствий, которые не могут быть преодолены естественным ходом событий, то есть механизмами саморегуляции рынка»[5]. Промышленная политика понимается также как «комплекс мер государственного регулирования экономических процессов на отраслевом и корпоративном уровнях, направленный на стимулирование инновационной активности, структурной перестройки экономики и экономического роста»[8]. Она трактуется и как «совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла его продукции»[4].

Существует  также понимание промышленной политики, связанное с формулировкой ее цели как инструмента решения  экономических и социальных проблем  общества. Трактовка промышленной политики как инструмента повышения эффективности  производства, повышения бюджетной  обеспеченности территории, уровня и  качества жизни населения и т.д. также уязвима, поскольку она  фактически подменяет понятие экономической  или социальной политики. Все вышесказанное  позволяет предложить следующее  понятие промышленной политики. В  современных условиях промышленная политика представляет собой составную  часть стратегии общественного  развития, основанной на системе отношений  между государственными и муниципальными органами власти, хозяйствующими субъектами, научными и общественными организациями  по поводу формирования структурно-сбалансированной, конкурентоспособной промышленности, интеллектуальное ядро которой представлено новейшим технологическим укладом. Механизм ее реализации предполагает систему правовых, экономических, организационных  и других мер, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного  комплекса, обеспечению его эффективного функционирования. Сущность промышленной политики заключается в обоснованном выборе ее субъектами приоритетных видов  деятельности и в оказании им эффективной поддержки[10].

Промышленная  политика является лишь одним из направлении  государственной политики, имеющим  определенные точки соприкосновения  с другими ее областями, но в то же время характеризующимся специфическими целями и инструментами реализации. В отличие от макроэкономической политики объектом промышленной политики не является народное хозяйство в целом. Промышленная политика частично взаимосвязана с региональной политикой с позиции размещения производительных сил, использования земли и природных ресурсов, но, естественно, она не решает такие вопросы, как социальное развитие регионов, их статус и др. От социальной политики, объектом воздействия которой являются уровень и качество жизни населения, промышленная политика отличается тем, что занимается производственной деятельностью предприятия, а не проблемами повышения жизнеспособности населения. Экономическая политика, реализующая указанную выше цель повышения жизнеспособности населения, имманентно присуща властным структурам. Этот вид государственной деятельности имеет свои объекты, не тождественные объектам промышленной деятельности, когда ставится цель формирования конкурентоспособной промышленности.

Поэтому отождествление этих видов государственной  политики, каждый из которых имеет  не только свои объекты, цели, но и специфический  арсенал средств их достижения, особый временной лаг, когда необходимо реализовать различные целевые  установки, представляется нам неправомерным. Но, конечно, деятельность по реализации промышленной политики с целью формирования конкурентоспособной и высокопроизводительной промышленности не должна противоречить  решению задач повышения эффективности  производства, уровня и качества жизни. Наоборот, она является платформой, на базе которой в дальнейшем эти  задачи могут быть решены наиболее успешно. Таким образом, в рамках промышленной политики соединяется  миссия промышленности в контуре  социально-экономической системы  государства, и стратегия как  форма реализации миссии в конкретных исторических условиях.

Информация о работе Государственная промышленная политика России