Государственная промышленная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности промышленной политики РФ.
Задачи исследования:
1) изучит сущность промышленной политики;
2) рассмотреть технологию выработки промышленной политики;
3) обосновать необходимость новой промышленной политики;
4) провести анализ проблем промышленного развития России.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.93 Кб (Скачать файл)

По секторам деятельности существует четкая дифференциация в  структуре затрат на различные стадии НИОКР. Так, в государственном секторе основную долю составляют разработки и фундаментальные исследования (43,8% и 39,8% соответственно), в предпринимательском секторе 80,4% приходится на разработки конечного продукта, в секторе высшего образования фундаментальные и прикладные исследования составляют по 37,5%, частный бесприбыльный сектор характеризуется высокой долей прикладных исследований - 67,3%. По структуре внутренних текущих затрат на исследования и разработки 76,4% составляют технические науки (35,5 млрд. руб.). После них следуют естественные науки (16,6%), медицинские науки (2,2%), сельскохозяйственные науки (2,0%), общественные (1,7%) и гуманитарные науки (1,0%)21.

Устойчивой гарантией  динамичного развития научно-технической  сферы в условиях рынка является только активное освоение разрабатываемых  инновационных технологий в промышленности и других отраслях экономики. Сегодня  внедрение технологических инноваций  осуществляют 5-6% предприятий, которые  тратят на эти цели менее 1% объема продукции (в Германии - 4%, Швеции - 7%). В расчете  на рубль затрат инновационные предприятия  обеспечивают объемы выпуска продукции  в 7,4 раза большие, чем при ее производстве по традиционным технологиям.

К сожалению, инновационная  активность отечественных предприятий  остается низкой. Незначительные масштабы инноваций характерны для всех отраслей промышленности и предприятий, независимо от численности и формы собственности. Основная часть инновационно-активных предприятий сосредоточена в машиностроении, металлургии, химической и нефтехимической промышленности.

Российская промышленная политика последних лет направлена на решение проблемы внедрения конкурентоспособных  передовых технологий в промышленности.

В России, по оценке специалистов, наибольшим потенциалом обладают ресурсодобывающие отрасли, а в обрабатывающих и перерабатывающих секторах ощущается значительное отставание. Правда, в последние два года некоторое оживление фиксируется и здесь. Однако заметный прирост производства дают связь и транспорт, тогда как основной потребитель новаций – машиностроение – остался на низком уровне.

Н. Комков, профессор РАН, подчеркивает, что конкурентоспособность  определяется новизной технологий, их превосходством на рынке. И хотя в  России темпы роста по отдельным  видам продуктов достигают 15-20% в  год, уровень их продаж на мировом уровне, к сожалению, составляет около одного процента.

Анализируя причины этого  отставания, ученый заключил: «Россия  импортирует инновации вместе с  зарубежной техникой и технологиями, а они не рассчитаны на резкое повышение  темпов развития экономики конкурентов».

Как отмечает руководитель Российской инженерной академии Борис Гусев, технологический уровень экономики зависит от двух факторов – инвестиций и инноваций. И если в России состояние дел в сфере инвестиций постепенно улучшается, то доля инноваций в них едва достигает 10%. Следовательно, конкурентоспособные технологии, машины и оборудование, включая импорт, имеют такой же удельный вес в технологической базе страны. «Мы покупаем машины, а не лицензии, поэтому уже завтра оказываемся без запчастей. Такая инновационная политика, к сожалению, не приводит к быстрому экономическому росту и высокому качеству продукции», - констатирует академик.

Вследствие такой ситуации ухудшаются перспективы перехода к  инновационному типу развития: инновации  внутри страны становится некому потреблять; исчезают отрасли, способные трансформировать их в продукцию конечного потребления. Наконец, неизбежно начинает формироваться  технологическая несовместимость  российской экономики с индустриально  развитыми странами.

Между тем реальность такова, что в принципе невозможно стать лидером современной глобальной экономики, не имея «машиностроительного ядра саморазвития» — набора машиностроительных и строительных отраслей, обладающих способностью, с одной стороны, своими совместными действиями воспроизводить в натуральных объемах самих себя, с другой - создавать орудия труда для иных отраслей машиностроения, в том числе для отраслей ВПК, остальных отраслей народного хозяйства. Опыт индустриально развитых стран показывает, что, выводя некоторые машиностроительные отрасли в страны второго и даже третьего эшелонов, по «машиностроительному ядру саморазвития» они сохраняют импортную независимость24.

Следует учитывать, что при  сохраняющемся отставании национального  машиностроительного комплекса  невозможно будет решить не только вопросы извлечения труднодоступных  ресурсов, к которым придется переходить, но и вопросы, которые возникнут  перед Россией, когда миру будут  доступны альтернативные источники  энергии, что может произойти  уже в обозримый период.

 

 

 

 

3 Основные направления реализации  промышленной политики в России

 

3.1. Роль государства в формировании промышленной политики России

 

Выдвигая  задачу ускорения экономического роста  важно трезво оценить особенности  сегодняшнего положения России, понять, чем оно отличается от ситуации тех  стран, которые в прошлые десятилетия  успешно решали задачу форсированного развития. Одной стратегии для  всех стран нет и не может быть. Искусство реформатора, функцию которого призвано играть государство, состоит в выборе оптимальной стратегии, учитывающей уникальные характеристики и особенности страны в период реформирования.  Все это говорит о необходимости проведения в России активной государственной экономической политики. При этом главные задачи государственной экономической политики должны быть связаны с созданием условий:  

- для  удержания внутри страны имеющихся  ресурсов, а также для привлечения  из-за рубежа дополнительных средств,  которые без государственного  вмешательства, при свободной  межстрановой конкуренции в условиях глобализации, были бы размещены вне национальной экономики; - для привлечения и эффективного использования этих ресурсов в тех секторах национальной экономики, которые наиболее перспективны с точки зрения задач долгосрочного развития, даже если текущие чисто рыночные, конъюнктурные факторы создают временные преимущества для иных, менее перспективных в долгосрочном плане секторах.   

В России все еще сохраняется, несмотря на резкую деградацию образования и  науки, потенциал высоко квалифицированных трудовых и интеллектуальных ресурсов. Еще один громадный и до сих пор плохо используемый резерв ускорения связан с теми немногими наукоемкими отраслями, в которых Россия до сих пор, несмотря на понесенные потери, сохраняет конкурентоспособность. Прежде всего, это ядерная и авиакосмическая отрасли, производство современных вооружений. Реалии современности ясно показывают, что необходимо последовательно задействовать все возможности государства в борьбе за интересы отечественных производителей, прежде всего в конкурентоспособных отраслях экономики.         Главная предпосылка форсированного экономического роста – увеличение объемов эффективных инвестиций в производство и обслуживающую его инфраструктуру. Достичь этого можно лишь с помощью активной, целенаправленной и последовательной государственной политики. Сама постановка задачи - максимально возможное ускорение экономического роста - требует полного использования всех доступных источников капиталовложений: как частных, российских и зарубежных, так и государственных. Сравнение потенциала этих двух источников приводит к выводу, что главную роль должны играть частные инвестиции, прежде всего российского происхождения. На долю государственных капиталовложений приходится роль вспомогательная, но важная – финансирование программ, мало привлекательных для частных инвесторов, но полезных для улучшения инвестиционных условий в России, а также участие в финансировании ключевых инвестиционных проектов, которые полностью передать частным инвесторам невозможно или нецелесообразно.   

Чтобы добиться значительного увеличения объемов  частных инвестиций, необходимо существенно  улучшить соотношение между прибыльностью  инвестиций и уровнем делового риска  в стране, сделать инвестиционный климат в России конкурентоспособным  по мировым стандартам. Чтобы направить  финансовые потоки в сектора экономики, развитие которых отвечает долгосрочным интересам России, нужно создать  там более привлекательные условия  инвестирования по сравнению с другими  возможными вариантами использования  средств. Пока такие условия не созданы, продолжает наблюдаться значительный отток капиталов из страны.  Программа ускоренного экономического роста должна предусматривать активизацию государственной инвестиционной политики. Ключевой вопрос при решении этой задачи – привлечение и эффективное использование огромных финансовых ресурсов. И у России пока есть шанс для осуществления крупного инвестиционного маневра.     В настоящее время сложилась исключительно благоприятная ситуация для российской экономики с точки зрения наличия финансовых ресурсов. Связанные с укреплением рубля процессы - сокращение доли расходов по обслуживанию внешнего долга (за счет повышения денежной оценки экономики относительная стоимость внешнего долга для бюджета снижается).            Но сохранение сегодняшних тенденций сложившейся инвестиционной модели, принципиально не позволяющей обеспечить модернизацию основных фондов, утяжеленная структура экономики в рамках ее экспортно-сырьевой модели и связанные с этим низкие темпы снижения энерго- и электроемкости производства, слабая инновационная активность не позволяют вырваться на траекторию форсированного экономического роста в среднесрочном периоде.     

Для повышения  эффективности и конкурентоспособности  производства требуется переход  к новой инвестиционной модели, позволяющей  не только радикально, в 2-3 раза, увеличить  объемы капиталовложений, но и осуществить  “двойной маневр”: между секторами  экономики (в пользу конечных секторов) и между источниками инвестиций (в пользу заемных средств). Кроме  того, необходимо резкое повышение  инновационного наполнения инвестиций (в противном случае, рост инвестиций будет способствовать воспроизводству  устаревших технологий и консервировать экономическую отсталость) и значительное, в 2-3 раза, увеличение нормы выбытия устаревшего оборудования.   

Как результат  негативных тенденций, наблюдающихся  в инвестиционном процессе, основной макропоказатель, характеризующий конкурентоспособность национальной экономики (доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в экспорте), продолжает снижаться. Сейчас суммарная доля продукции ТЭК и металлургии — 75,4% от общего экспорта.         

На подобный тип развития можно делать ставку, но только до появления альтернативных видов топлива. Более того, если предположить, что больше не будут расти цены на нефть, то Россия столкнется с трудностями  в наращивании объемов ее экспорта. Вновь начнет накапливаться девальвационный  потенциал, и экономика войдет в  предкризисное состояние. Все это  обуславливает необходимость осуществления  государством мер активной экономической  и, в частности, промышленной политики, направленных на реализацию национальных конкурентных преимуществ и потенциала несырьевого развития экономики.  Таким образом, промышленная политика, как ядро общеэкономической политики государства, должна быть связана, в первую очередь, с проведением инновационной, инвестиционной и структурной перестройки промышленного производства. Промышленная политика должна способствовать расширению и созданию новых рынков, выходу на конкурентоспособный уровень производства, увеличению доходности предприятий, обеспечению их лидирующей роли на рынке промышленных товаров и услуг.

 

 

3.2 Перспективы развития технологической специализации

промышленности

 

 

Для регулирования  структурных преобразований промышленного  производства на основе максимизации рыночных результатов и выработки  товарной специализации промышленного  комплекса необходимо провести:  - маркетинговые исследования для выявления потребности названных выше рынков в товарах, определения перспективных товаров российских товаропроизводителей и возможностей выхода на рынки с учетом фактора времени;

          - оценку эффективности производства и реализации планируемой продукции промышленными предприятиями России;    

          - оптимизацию инвестиций в производственно-технологическую базу для выпуска выбранных в результате маркетинговых исследований товаров с учетом разумных требований к эффективности производства и ограничений на использование природных ресурсов.   

           Формирование товарной специализации должно обеспечить целенаправленную структурную перестройку промышленности с ориентацией на выпуск конкурентоспособных товаров, пользующихся стабильным спросом. Для промышленности России этот вопрос еще не решен. Вместе с тем рыночная конъюнктура и имеющийся производственный и научный потенциал позволяют осуществлять развитие промышленности в следующих направлениях:      

          - усиления ее ориентации на внутренние рынки продукции высоких технологий и экономически эффективные товарные рынки;   

          - обеспечения внутреннего потребительского спроса на промышленные товары и услуги.       

          Товарно-технологическая специализация основывается на сложившейся материально-технической базе с учетом ее достаточного научно-технического уровня и научного задела для развития, необходимости наиболее полного использования потенциальных и реальных возможностей для производства конкурентоспособной продукции. Это также находит отражение в промышленной политике, которая обеспечивает концентрацию ресурсов общества на выбранных направлениях развития экономики и реализуется через долгосрочную программу развития промышленности. Государственное регулирование создает условия для целенаправленного проведения структурной перестройки промышленности на основе эффективного использования накопленного, развивающегося и привлеченного научно-технического потенциала и инвестиций.      Программа развития промышленности России должна реализоваться поэтапно с использованием системы экономических рычагов и стимулов:    

  1)необходимо вернуть ведущее положение российских товаропроизводителей на российском рынке промышленных товаров и услуг.  2) Российские промышленные товары должны вернуть свое место на рынках СНГ.           3) Российские промышленные товары должны выйти на рынки Восточной Европы и развивающихся стран.      4) Российские промышленные товары должны реализоваться в достаточном объеме на рынках развитых капиталистических стран.  На каждом этапе критерием оценки товаров является их конкурентоспособность. Промышленность России имеет достаточный приоритет по выходу на не которые мировые рынки с рядом товаров, может быть, несколько упущенный ранее. Это рынки вооружения, авиакосмической техники. Технологическая специализация промышленного комплекса в первую очередь проявляется в отраслевой структуре. В рыночных условиях она определяется совокупностью базовых технологий, ориентированных на выпуск конкретных видов продукции, состоянием материально-технической базы производства, научно-технологическим, патентным и лицензионным заделом, собственным или полученным по научной кооперации. Развитие конкретных производств осуществляется на основе бизнес-планов и инвестиционных программ.   В программах инвестирования технического развития предприятий должно предусматриваться качественное изменение их технического уровня, обеспечивающее переход к новому технологическому укладу. Это требование может выдвигаться при проведении мер государственной поддержки промышленных предприятий. Коммерческие предприятия, эффективно осуществляющие свою деятельность на товарных рынках, не нуждающиеся в протекционистских мерах, сами поддерживают необходимый технический уровень производства за счет собственных инвестиций. На них рассматриваемые условия и меры поддержки не распространяются.         Для проведения эффективной инвестиционной политики на основе разработанной товарно-технологической специализации необходимо:  

Информация о работе Государственная промышленная политика России