Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:36, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности промышленной политики РФ.
Задачи исследования:
1) изучит сущность промышленной политики;
2) рассмотреть технологию выработки промышленной политики;
3) обосновать необходимость новой промышленной политики;
4) провести анализ проблем промышленного развития России.
По секторам деятельности существует четкая дифференциация в структуре затрат на различные стадии НИОКР. Так, в государственном секторе основную долю составляют разработки и фундаментальные исследования (43,8% и 39,8% соответственно), в предпринимательском секторе 80,4% приходится на разработки конечного продукта, в секторе высшего образования фундаментальные и прикладные исследования составляют по 37,5%, частный бесприбыльный сектор характеризуется высокой долей прикладных исследований - 67,3%. По структуре внутренних текущих затрат на исследования и разработки 76,4% составляют технические науки (35,5 млрд. руб.). После них следуют естественные науки (16,6%), медицинские науки (2,2%), сельскохозяйственные науки (2,0%), общественные (1,7%) и гуманитарные науки (1,0%)21.
Устойчивой гарантией
динамичного развития научно-технической
сферы в условиях рынка является
только активное освоение разрабатываемых
инновационных технологий в промышленности
и других отраслях экономики. Сегодня
внедрение технологических
К сожалению, инновационная
активность отечественных предприятий
остается низкой. Незначительные масштабы
инноваций характерны для всех отраслей
промышленности и предприятий, независимо
от численности и формы
Российская промышленная политика последних лет направлена на решение проблемы внедрения конкурентоспособных передовых технологий в промышленности.
В России, по оценке специалистов, наибольшим потенциалом обладают ресурсодобывающие отрасли, а в обрабатывающих и перерабатывающих секторах ощущается значительное отставание. Правда, в последние два года некоторое оживление фиксируется и здесь. Однако заметный прирост производства дают связь и транспорт, тогда как основной потребитель новаций – машиностроение – остался на низком уровне.
Н. Комков, профессор РАН, подчеркивает, что конкурентоспособность определяется новизной технологий, их превосходством на рынке. И хотя в России темпы роста по отдельным видам продуктов достигают 15-20% в год, уровень их продаж на мировом уровне, к сожалению, составляет около одного процента.
Анализируя причины этого отставания, ученый заключил: «Россия импортирует инновации вместе с зарубежной техникой и технологиями, а они не рассчитаны на резкое повышение темпов развития экономики конкурентов».
Как отмечает руководитель Российской инженерной академии Борис Гусев, технологический уровень экономики зависит от двух факторов – инвестиций и инноваций. И если в России состояние дел в сфере инвестиций постепенно улучшается, то доля инноваций в них едва достигает 10%. Следовательно, конкурентоспособные технологии, машины и оборудование, включая импорт, имеют такой же удельный вес в технологической базе страны. «Мы покупаем машины, а не лицензии, поэтому уже завтра оказываемся без запчастей. Такая инновационная политика, к сожалению, не приводит к быстрому экономическому росту и высокому качеству продукции», - констатирует академик.
Вследствие такой ситуации
ухудшаются перспективы перехода к
инновационному типу развития: инновации
внутри страны становится некому потреблять;
исчезают отрасли, способные трансформировать
их в продукцию конечного
Между тем реальность такова, что в принципе невозможно стать лидером современной глобальной экономики, не имея «машиностроительного ядра саморазвития» — набора машиностроительных и строительных отраслей, обладающих способностью, с одной стороны, своими совместными действиями воспроизводить в натуральных объемах самих себя, с другой - создавать орудия труда для иных отраслей машиностроения, в том числе для отраслей ВПК, остальных отраслей народного хозяйства. Опыт индустриально развитых стран показывает, что, выводя некоторые машиностроительные отрасли в страны второго и даже третьего эшелонов, по «машиностроительному ядру саморазвития» они сохраняют импортную независимость24.
Следует учитывать, что при сохраняющемся отставании национального машиностроительного комплекса невозможно будет решить не только вопросы извлечения труднодоступных ресурсов, к которым придется переходить, но и вопросы, которые возникнут перед Россией, когда миру будут доступны альтернативные источники энергии, что может произойти уже в обозримый период.
3
Основные направления
3.1. Роль государства в формировании промышленной политики России
Выдвигая задачу ускорения экономического роста важно трезво оценить особенности сегодняшнего положения России, понять, чем оно отличается от ситуации тех стран, которые в прошлые десятилетия успешно решали задачу форсированного развития. Одной стратегии для всех стран нет и не может быть. Искусство реформатора, функцию которого призвано играть государство, состоит в выборе оптимальной стратегии, учитывающей уникальные характеристики и особенности страны в период реформирования. Все это говорит о необходимости проведения в России активной государственной экономической политики. При этом главные задачи государственной экономической политики должны быть связаны с созданием условий:
- для
удержания внутри страны
В России все еще сохраняется, несмотря на резкую деградацию образования и науки, потенциал высоко квалифицированных трудовых и интеллектуальных ресурсов. Еще один громадный и до сих пор плохо используемый резерв ускорения связан с теми немногими наукоемкими отраслями, в которых Россия до сих пор, несмотря на понесенные потери, сохраняет конкурентоспособность. Прежде всего, это ядерная и авиакосмическая отрасли, производство современных вооружений. Реалии современности ясно показывают, что необходимо последовательно задействовать все возможности государства в борьбе за интересы отечественных производителей, прежде всего в конкурентоспособных отраслях экономики. Главная предпосылка форсированного экономического роста – увеличение объемов эффективных инвестиций в производство и обслуживающую его инфраструктуру. Достичь этого можно лишь с помощью активной, целенаправленной и последовательной государственной политики. Сама постановка задачи - максимально возможное ускорение экономического роста - требует полного использования всех доступных источников капиталовложений: как частных, российских и зарубежных, так и государственных. Сравнение потенциала этих двух источников приводит к выводу, что главную роль должны играть частные инвестиции, прежде всего российского происхождения. На долю государственных капиталовложений приходится роль вспомогательная, но важная – финансирование программ, мало привлекательных для частных инвесторов, но полезных для улучшения инвестиционных условий в России, а также участие в финансировании ключевых инвестиционных проектов, которые полностью передать частным инвесторам невозможно или нецелесообразно.
Чтобы добиться
значительного увеличения объемов
частных инвестиций, необходимо существенно
улучшить соотношение между
Для повышения
эффективности и
Как результат негативных тенденций, наблюдающихся в инвестиционном процессе, основной макропоказатель, характеризующий конкурентоспособность национальной экономики (доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в экспорте), продолжает снижаться. Сейчас суммарная доля продукции ТЭК и металлургии — 75,4% от общего экспорта.
На подобный
тип развития можно делать ставку,
но только до появления альтернативных
видов топлива. Более того, если предположить,
что больше не будут расти цены
на нефть, то Россия столкнется с трудностями
в наращивании объемов ее экспорта.
Вновь начнет накапливаться девальвационный
потенциал, и экономика войдет в
предкризисное состояние. Все это
обуславливает необходимость
3.2 Перспективы развития технологической специализации
промышленности
Для регулирования структурных преобразований промышленного производства на основе максимизации рыночных результатов и выработки товарной специализации промышленного комплекса необходимо провести: - маркетинговые исследования для выявления потребности названных выше рынков в товарах, определения перспективных товаров российских товаропроизводителей и возможностей выхода на рынки с учетом фактора времени;
- оценку эффективности производства и реализации планируемой продукции промышленными предприятиями России;
- оптимизацию инвестиций в производственно-
Формирование товарной специализации должно обеспечить целенаправленную структурную перестройку промышленности с ориентацией на выпуск конкурентоспособных товаров, пользующихся стабильным спросом. Для промышленности России этот вопрос еще не решен. Вместе с тем рыночная конъюнктура и имеющийся производственный и научный потенциал позволяют осуществлять развитие промышленности в следующих направлениях:
- усиления ее ориентации на внутренние рынки продукции высоких технологий и экономически эффективные товарные рынки;
- обеспечения внутреннего потребительского спроса на промышленные товары и услуги.
Товарно-технологическая специализация основывается на сложившейся материально-технической базе с учетом ее достаточного научно-технического уровня и научного задела для развития, необходимости наиболее полного использования потенциальных и реальных возможностей для производства конкурентоспособной продукции. Это также находит отражение в промышленной политике, которая обеспечивает концентрацию ресурсов общества на выбранных направлениях развития экономики и реализуется через долгосрочную программу развития промышленности. Государственное регулирование создает условия для целенаправленного проведения структурной перестройки промышленности на основе эффективного использования накопленного, развивающегося и привлеченного научно-технического потенциала и инвестиций. Программа развития промышленности России должна реализоваться поэтапно с использованием системы экономических рычагов и стимулов:
1)необходимо вернуть ведущее положение российских товаропроизводителей на российском рынке промышленных товаров и услуг. 2) Российские промышленные товары должны вернуть свое место на рынках СНГ. 3) Российские промышленные товары должны выйти на рынки Восточной Европы и развивающихся стран. 4) Российские промышленные товары должны реализоваться в достаточном объеме на рынках развитых капиталистических стран. На каждом этапе критерием оценки товаров является их конкурентоспособность. Промышленность России имеет достаточный приоритет по выходу на не которые мировые рынки с рядом товаров, может быть, несколько упущенный ранее. Это рынки вооружения, авиакосмической техники. Технологическая специализация промышленного комплекса в первую очередь проявляется в отраслевой структуре. В рыночных условиях она определяется совокупностью базовых технологий, ориентированных на выпуск конкретных видов продукции, состоянием материально-технической базы производства, научно-технологическим, патентным и лицензионным заделом, собственным или полученным по научной кооперации. Развитие конкретных производств осуществляется на основе бизнес-планов и инвестиционных программ. В программах инвестирования технического развития предприятий должно предусматриваться качественное изменение их технического уровня, обеспечивающее переход к новому технологическому укладу. Это требование может выдвигаться при проведении мер государственной поддержки промышленных предприятий. Коммерческие предприятия, эффективно осуществляющие свою деятельность на товарных рынках, не нуждающиеся в протекционистских мерах, сами поддерживают необходимый технический уровень производства за счет собственных инвестиций. На них рассматриваемые условия и меры поддержки не распространяются. Для проведения эффективной инвестиционной политики на основе разработанной товарно-технологической специализации необходимо:
Информация о работе Государственная промышленная политика России