Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:36, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности промышленной политики РФ.
Задачи исследования:
1) изучит сущность промышленной политики;
2) рассмотреть технологию выработки промышленной политики;
3) обосновать необходимость новой промышленной политики;
4) провести анализ проблем промышленного развития России.
Системный
подход к пониманию промышленной
политики означает также, что государство
должно предусматривать
Рисунок 1 – Цели промышленной политики
1.2 Модели, методы проведения современной промышленной политики
Отечественные
исследователи широко обсуждают
такие модели, как «жесткая» и
«мягкая» промышленная политика. Под
первой из них обычно понимается политика,
целью которой является создание
и развитие приоритетных отраслей экономики.
Она предполагает опору на бюджетное
субсидирование и кредитование предприятий
приоритетных отраслей, механизмы косвенного
субсидирования компаний, протекционистский
курс во внешней торговле. В отличие
от «жесткой» «мягкая» промышленная
политика направлена на содействие росту
конкурентоспособности
В странах ЕС используются вертикальные и горизонтальные модели промышленной политики[8]. Вертикальная модель, соответствующая, по нашему мнению, «жесткой модели» промышленной политики, предполагает стимулирование конкретных производств или отраслей при использовании в качестве инструмента господдержки всевозможных льгот. Считается, что она наиболее характерна для слаборазвитых стран. Горизонтальная модель и соответствующая ей «мягкая» промышленная политика ориентируются на создание общих для всех отраслей возможностей развития производства. Она распространена в экономически развитых странах, в том числе в государствах Евросоюза.
Сегодня, когда инновационное развитие объявлено важнейшим приоритетом, грамотная промышленная политика должна быть направлена на создание высокотехнологичного, интеллектуального ядра промышленности.
Достаточно
отчетливо начинают проявляться
положительные тенденции
Современная промышленная политика в России должна основываться на учете понимания нового места нашего государства в меняющемся мире. Принципиальные особенности современной промышленной политики, которые, по нашему мнению, должны быть учтены как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровнях и которые определяют основные отличия от традиционного понимания промышленной политики, заключаются в следующем[10]:
- объектом
современной промышленной
- субъектом промышленной политики является государство современного типа, рассматриваемое как абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом, включающая в себя правительственный аппарат и совокупность граждан, имеющая четко определенные границы и существующая только на основании признания другими странами[4];
- государственная промышленная политика сегодня формируется как национальная промышленная политика. Равноправными участниками ее разработки и реализации выступают не только государство и бизнес, но и научные и общественные организации, институты. Таким образом, термин «национальная» политика означает более широкое участие в ее разработке и реализации, наряду с государственными чиновниками, частного бизнеса, экспертного сообщества, политических партий, других институтов гражданского общества[14];
- все
большее размывание отраслевых
границ за счет диверсификации
в новые виды товаров,
- определяющая роль в процессе отмеченного выше «перепроектирования» принадлежит формированию нового технологического ядра, конвергенции технологий, связанной с реализацией принципиально новых возможностей за счет перекрестного использования информационных, био- и нанотехнологий, возрастающего влияния ускоренного технологического развития на сферу потребления. ;
- успех
проведения промышленной
Можно
отметить, что этот механизм, так
же, как и само понятие
Помимо
отечественных моделей
Содержанием
промышленной политика должна стать
организация и поддержка
С точки зрения промышленной политики, принципиальные отличия кластера от иных территориальных образований состоят в следующем[10]:
- географически
сконцентрированное сочетание
- широкий состав участников. Это, как правило, поставщики, сервисные организации, научные центры, центры компетенций, специализированные банки, учебные заведения, курсы повышения квалификации, государственные структуры, малые предприятия;
- бизнес-климат
территории (тесные связи, интенсивный
обмен идеями и информацией
о новых технологиях,
Мировой опыт показывает, что создание кластеров представляет собой затратный процесс, в котором примерно половину объема финансирования принимает на себя государство (за счет федерального и регионального бюджетов). Но данная практика не исключает применения новых механизмов финансирования. Прежде всего, возможно привлечение банками средств населения с длительными сроками заимствования вкладов, а также дальнейшее развитие механизмов аутсорсинга и субконтрактинга.
Для организации
промышленных кластеров необходимо
наличие на территории крупных современных
исследовательских
Основа кластеризации промышленности территории – основанный на инновациях модернизационный процесс. Структурно он охватывает технические, технологические, организационно-управленческие и институциональные нововведения. В наибольшей степени кластерные принципы промышленной политики применимы к технологической модернизации. Под технологическим кластером предлагается понимать сообщество различных предприятий, организаций на определенной территории, объединенных задачей опережающего роста приоритетных видов экономической деятельности в условиях повышения инновационной активности. (Например: если в России к инновационно-активным можно отнести только 6% промышленных предприятий, то в США – 30%, а в Германии — 30% торгового оборота непродовольственных товаров). Такие сообщества, на наш взгляд, имеют одну существенную отличительную особенность. Используемые ими технологии могут применяться в разных видах деятельности, что способствует становлению инновационного процесса не в отдельной фирме, а в целевом секторе промышленности территории[7].
Выбор технологических
кластеров на территории – методически
не сложная, слабо проработанная
проблема, решение которой, видимо,
должно увязываться с наличием предпосылок
для развития территориального потенциала
критически важных технологий, а также
сервисных видов деятельности, обслуживающих
высокие технологии и создающих
на их основе новое оборудование. Базовыми
компаниями кластера на территории могут
рассматриваться крупные
В процессе реализации кластерного подхода к развитию промышленности необходимо уделить особое внимание формированию горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между участниками процесса производства товаров и услуг и субъектами инновационной деятельности
1.3 Необходимость промышленной политики в России
Определенная стабилизация российской экономики, достигнутая в начале 2000-х гг., произошедшая, прежде всего за счет благоприятных цен на энергоносители, не привела и не могла привести к решению ключевой проблемы хозяйственного развития на современном этапе – обеспечения устойчивости экономического роста без ущерба для национальной безопасности страны. Десятилетие реформ, основанных на институциональных рыночных преобразованиях, не привело к формированию в России внутренних источников роста – основного экономического двигателя развития на средне - и особенно долгосрочную перспективу. Как отмечалось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию страны (май 2003 г.), «экономический фундамент, хотя и стал заметно прочнее, но все еще неустойчив и очень слаб» [1].
Эти результаты служат еще одним подтверждением исторического опыта России, уроков экономических реформ в развитых и развивающихся зарубежных странах, которые однозначно указывают на активную промышленную политику государства как главную институциональную и хозяйственную основу успешных системных преобразований. Промышленность является решающей сферой для подъема экономики в целом, и именно на ее росте должны быть сосредоточены усилия всех ветвей власти и основных экономических структур. В промышленности создается основной объем ВВП, кроме того, промышленность определяет технический уровень других отраслей хозяйства и социальной сферы, и, следовательно, ее положительная динамика предопределяет все общественное развитие (к примеру, состояние материальной базы социальной сферы – здравоохранения, образования, культуры и спорта) и следовательно качество их услуг, полностью зависит от уровня развития промышленности и поставок в эти сферы качественного оборудования. К тому же состояние и динамика отечественной промышленности в решающей степени определяют перспективы обороноспособности страны. Кроме того, развитие промышленности обусловливает НТП страны, обеспечивает материальную базу научных учреждений в свою очередь стимулирует направления дальнейшего развития науки и ее прикладных применений; внедрение научно – технических разработок. Помимо всего прочего, состояние и динамика промышленности играют решающую роль в определении места страны в международной экономической системе.
Информация о работе Государственная промышленная политика России