Государственная промышленная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности промышленной политики РФ.
Задачи исследования:
1) изучит сущность промышленной политики;
2) рассмотреть технологию выработки промышленной политики;
3) обосновать необходимость новой промышленной политики;
4) провести анализ проблем промышленного развития России.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.93 Кб (Скачать файл)

Современная промышленность состоит из множества самостоятельных отраслей производства, каждая из которых включает большую группу родственных предприятий и производственных объединений, расположенных в отдельных случаях на значительном территориальном удалении друг от друга. Отраслевая структура промышленности характеризуется составом отраслей, их количественными соотношениями, выражающими определенные производственные взаимосвязи между ними [11].

Промышленность России в своем развитии прошла огромный путь. В настоящее время она насчитывает свыше 134 подотраслей. В действующей классификации промышленности выделены 11 комплексных отраслей.

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ у России следующие индексы производства по отдельным видам экономической деятельности (табл.1).

 

Таблица 1 индексы  производства по отдельным видам  экономической деятельности

 

 

2009

2010

2011

  2012

Промышленное производство, из него:

89,0

94,6

100,6

102,7

добыча полезных ископаемых

112,1

115,1

117,3

117,5

Обрабатывающие производства из него:

84,2

91,2

99,9

103,1

Производство пищевых продуктов

94,1

100,6

106,8

108,0

Текстильное и швейное производство

34,5

38,7

38,2

36,4

Обработка древесины, производство из дерева

61,7

63,9

67,9

68,8

Химическое производство

103,6

108,6

115,1

110,3

Производство из резиновых изделий

93,7

114,1

139,3

156,7

Производство транспортных средств

61,7

64,2

74,0

81,0

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

90,4

94,8

94,6

95,9


 
          Таким образом, из таблицы 1 видно, что промышленное производство России с каждым годом растет, набирая обороты.

В процессе статистического учета и анализа отраслевая структура промышленности определяется обычно путем нахождения удельного веса отраслей в общем объеме производства продукции, численности занятых и стоимости основных производственных фондов промышленности. Определим удельный вес каждой отрасли в общем объеме производства (рис.2)]. 
 
 
 
Рисунок 2- удельный вес отраслей промышленности в общем объеме производства 
              Из данных процентных соотношений рисунка 2 видим, что наибольший удельный вес в общем объеме производства занимает машиностроение

 

 

2.2 Основные проблемы развития промышленной политики в России

 

 

 Государственная промышленная политика  – это программа действий государства по развитию промышленности, а сегодня уже не столько промышленности, но и реального сектора экономики в целом. Все развитые страны мира имеют свои традиции промышленной политики.

В России промышленная политика имеет свою историю. В советское время она прошла этап жесткого централизованного директивного управления. Сегодня Россия – страна с рыночной экономикой, и это навсегда. Российский рынок – часть глобального рынка, мы все активнее и плотнее интегрируемся в глобальную экономику, и иной альтернативы нет [1].

В промышленной политике сталкиваются два подхода:

  1. Один  – радикально-либеральный – заключается в том, что никакой

промышленной  политики как таковой в национальной экономике быть не должно. Это крайняя  позиция. Она вряд ли выглядит убедительно, хотя бы потому, что сами механизмы  и институты рыночной экономики  в российском случае далеко еще не идеальны.

  1. Второй подход тяготеет к традициям о государственно экономики,

ведомственного  администрирования, исключительно  бюджетного дотационного механизма. Очевидно, что такой подход также далек  от требований жизни [3].

В новой  промышленной политике российское правительство не использует никаких инструментов, которыми не пользовались бы и другие развитые страны, либеральность экономики которых не подвергается сомнению.

Главная цель промышленной политики  – это достижение Россией высокого уровня национальной конкурентоспособности. Чтобы достичь этого, необходимо развивать промышленную политику используя:

- стратегический  подход, примером которого может  служить развитие трубопроводной инфраструктуры;

- консолидацию  активов в ключевых отраслях;

- государственно-частное  партнерство;

- локализацию  производства;

- принцип  «трех X»: инвестиции, инновации,  интеграция [1].

Промышленная  политика призвана решить следующие  основные группы проблем:

1) крайняя  разлаженность механизма воспроизводства, прежде всего, финансово, научно-инновационного, кадрового, природопользовательского;

2) ограниченные  возможности законодательно-правовых  инструментов государства;

3) структурные  диспропорции в экономике.

Промышленная  политика решает двойственную задачу. С одной стороны, задачу конъюнктурной модернизации экономики путем решения ее самых острых текущих проблем и стимулирования экономического роста. А с другой стороны, задачу определения долговременной стратегии экономического развития страны [5, 6].

В России также необходим специальный  федеральный закон о взаимоотношениях российских промышленных союзов объединений с федеральным правительством по тем вопросам, которые входят в сферу ответственности тех или иных промышленных союзов.

Есть  еще одна, не менее важная и принципиальная проблема предлагаемой промышленной политики [8].Структура российской промышленности утяжелена, недостаточна для поддержки экспорта, решения региональных проблем, сопутствующих промышленных социальных проблем, механизмов гармонизации структурных отраслевых пропорций.

Несбалансированна с промышленной экономикой и тарифная политика естественных монополий. Российская промышленность все больше теряет инновационный характер, утрачивает научно-технический потенциал ее воспроизводства [10].

В начале трансформационного периода в России в сфере экономического реформирования приоритет отдавался финансовой стабилизации в надежде на то, что она будет способствовать массовому притоку иностранного и российского капитала в экономику.

Это, в  свою очередь, должно было дать толчок экономическому развитию. Реформаторы были охвачены идеей эффективного свободного рынка и либерализации экономики [10].

Государство несет гораздо большую ответственность, нежели рынок, а

государственная федеральная промышленная политика имеет существенные отличия от корпоративной промышленной политики, миссия которой более узка, а целевой функцией может служить максимизация прибыли. Промышленная политика предполагает сочетание активной роли государства и эффективных рыночных механизмов.

Можно выделить три основных направления промышленной политики:

1) инновационная политика, способствующая взаимодействию предпринимательских и научно-инновационных структур, формированию инновационных стимулов хозяйственной деятельности.

2) структурная политика, стимулирующая межсекторный, межотраслевой и межрегиональный перелив капитала для финансового обеспечения перестройки отраслевой и территориальной структуры промышленности в соответствии с целями промышленной политики.

3) инвестиционная политика, обеспечивающая и стимулирующая капиталовложения в развитие производства и производственной инфраструктуры [5, 6].

В целом  цели и ценности промышленной политики, которые мы считаем наиболее важными и связанными с реальными вызовами российской действительности, могли бы выглядеть следующим образом:

1)  устойчивое экономическое развитие, для чего необходимо создание механизмов государственного правового и экономического регулирования промышленного развития.

2) создание общественно-государственного механизма  формирования и реализации промышленной политики, включая систему государственных органов, функций и инструментов, законодательно определенный равноправный диалог бизнеса и власти.

3) стимулирование и включение рыночных механизмов промышленного развития, таких, как обеспечение опережающей разведки месторождений полезных ископаемых, финансирования прикладной и фундаментальной науки, НИОКР, подготовки кадров.

4) переход к регионально - зонированному подходу стимулирования  промышленного развития, учитывающему большие размеры и климатические особенности страны.

5) государственная поддержка российского экспорта, изменение структуры экспорта в сторону продукции высокой нормы передела.

6) поддержка наукоемкой промышленности.

7)  поддержка модернизации основных средств в переходный период.

8)  стимулирование внутреннего спроса, импортзамещения, лизинга, в том числе государственного оборудования [9].

Приведенное проблемное и целевое поле не является исчерпанным, но дает представление о том, что проблема промышленной политики существенно шире, чем отраслевой маневр, чем просто федеральная бюджетная поддержка, чем просто административные меры.

Таким образом, промышленная политика  – это  согласованная система законодательных, административных, финансово-экономических государственных решений и мер, позволяющих управлять развитием промышленности в стране в соответствии с поставленными целями такого развития.

Чтобы промышленная политика развивалась по нужной колее, необходимо также создавать достойную нормативную базу, а не такую как в настоящее время.

Пришла  пора ставить иные цели  – промышленного роста, устойчивого развития, преодоления спросовых недомолвок [10].

И тогда  новая промышленная политика российского государства не будет иметь ничего общего с реставрацией прошлого, с какой-то «ренационализацией» и прочими революционными перегибами. Наоборот, она вся будет ориентирована в будущее. И Россия будет среди ведущих мировых демократических держав с либеральной экономикой – держав, образующих становой хребет цивилизации [1].

    

 

          2.3 Инновационный потенциал российской промышленности

 

 

Современная российская политическая элита поставила задачу формирования международной конкурентоспособности  России на первый план еще в 2009 году, большое значение в современном политическом курсе занимает также проблема создания национальной инновационной системы.

В настоящее время в  России основная масса исследований и разработок происходит в предпринимательском  секторе, который включает в себя все организации и предприятия, чья основная деятельность связана  с производством продукции или  услуг с целью продажи, в том  числе находящиеся в собственности  государства, а также частные  бесприбыльные предприятия, обслуживающие  вышеназванные организации. На его  долю приходится 65,5% всех проводимых исследований.

Объемы финансовых ресурсов стабилизировались, но все равно  их недостаточно для удовлетворения в спросе на инновации. Россия направляет в сферу инноваций около 1 % ВВП . В абсолютных показателях это составляет 48 млрд.руб.

В основном финансирование инновационных  проектов идет за счет государственного финансирования. Так например, в 2008 году в рамках программы «Исследования и разработки» государство вложило 2,8 млрд. рублей, частный бизнес — 3,6 млрд. Созданная на эти деньги высокотехнологичная продукция уже продана на 12 млрд. В 2009 году затраты государства и бизнеса

Бюджетные вложения на укрепление инновационной экономики существенно  выросли: с двух миллиардов рублей в 2006 году до 11 миллиардов — в 2011 году. Полный объём программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы» составляет 130 миллиардов рублей и столько же планируется привлечь внебюджетных средств. В настоящее время реализуется более десятка проектов по производству и продвижению на внешние рынки российской высокотехнологичной продукции.

Информация о работе Государственная промышленная политика России