Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 20:41, дипломная работа
Целью дипломной работы является совершенствование управления социально-экономическими процессами на местном уровне для создания стабильных условий выполнения заданий государственной программы социально-экономического развития до 2015 года.
Задачами исследования явились:
- конкретизация параметров, условий и региональных особенностей социально-экономической сферы;
- анализ форм и методов управления, оценка их результативности - определение недостатков и Факторов,сдерживающих реализацию управленческого потенциала местных органов власти;
- определение путей, разработка предложений и мероприятий по улучшению механизма деятельности местных органов и эффективности управления социально-экономическими процессами.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕ-
СКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВ-
ЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬ-
НО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
--8
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Отделение академической
подготовки
Кафедра государственного управления
Специальность : Государственное управление
Допущена к защите
Заведующий кафедрой
_____Осмоловский
В.В
" "
1999г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на
тему : Государственное управление
социально-экономическим развитием
города и пути его совершенствования
(на примере г. Бобруйска)
В.П. Пригода
Слушатель
Заместитель председателя
Бобруйского городского
исполнительного комитета
В.С. Волошин
Руководитель :
Профессор
кандидат экономических
наук
МИНСК - 1999г.
АННОТАЦИЯ
В дипломной работе рассмотрены вопросы управления социально-экономическими процессами на местном уровне.
Основное внимание уделено анализу и совершенствованию Форм и методов управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных Факторов и региональных, особенностей, присущих в частности, г.Бобруйску.
Изучение отечественного
и зарубежного опыта в данной
области позволило разработать
ряд предложений и практических мероприятий, направленных
на совершенствование системы местного
управления, по-
вышения эффективности применяемых Форм
и методов работы, улучшение результатов
развития социально-экономической сферы.
В работе широко освещены
такие пути формирования новой экономической среды как приватизация
государственной (республиканской и коммунальной)
собственности, развитие рыночной инфраструктуры
и
предпринимательства, формирование и
развитие рынка труда, вопросы индикативного
планирования.
Основные результаты работы, выводы и предложения используются
в практической деятельности Бобруйского
горисполкома и могут представлять интерес
для руководителей и специалистов местных
органов
управления.
.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-
СКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ
ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и
задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы
управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных
государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ
И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВ-
ЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и
состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации
и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности
использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬ-
НО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие
на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения
по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Построение демократического
правового государства
Учитывая важную роль местных органов в реализации функций государственного управления и самоуправления общества, в Республике Беларусь создана развитая система местных органов управления и самоуправления, действующая на достаточно разработанной законодательной основе.
Тем не менее, многообразие
и сложность развития общества, регионов
и городов, формирование новой модели
государственного устройства, изменение
экономических условий и
За последние годы
произошли существенные изменения
в объекте управления, которым
являются регионы и города. Значительно
возросла доля негосударственного сектора в народном хозяйстве,
изменились пропорции в производственной
и непроизводственной сфере занятости
населения, получила развитие рыночная
инфраструктура и, соответственно, рыночные
рычаги и механизмы управления.
Эти обстоятельства требуют применения новых Форм и методов
управления, совершенствования организации
и технологии деятельности органов управления
на местном уровне и указывают на особую
актуальность исследуемой проблемы. В
свою очередь это обусловило выбор
темы дипломной работы и предопределило
ее структуру.
Целью дипломной работы
является совершенствование управления
социально-экономическими процессами
на местном уровне для создания стабильных
условий выполнения заданий государственной
программы социально-
Задачами исследования явились:
- конкретизация параметров,
условий и региональных
- анализ форм и методов
управления, оценка их результативности
- определение недостатков и
- определение путей,
разработка предложений и
Объектом исследования является социально-экономическая сфера ( на примере города Бобруйска).
Предметом исследования является система управления и, в частности, механизм реализации функции управления социально-экономическими процессами городским исполнительным комитетом.
В решении поставленных задач использованы законодательные акты Республики Беларусь, научные, методические и нормативные материалы, отечественный и зарубежный опыт по местному управлению и самоуправлению.
На основе проведенного анализа разработан ряд предложений и практических мероприятий направленных на совершенствование системы местного управления, повышения эффективности применяемых форм и методов работы, улучшение результатов развития социально-экономической сферы.
Результаты работы могут
быть использованы в практической деятельности исполнительных
комитетов, отраслевых министерств и ведомств.
1.ПРОБЛЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО
1.1.Сущность, цели
и задачи управления социально-
Становление Республики Беларусь как суверенного
государства, переход её экономики к рыночным
отношениям требуют проведения целенаправленной
региональной политики. Рациональное
внутриреспубликанское разделение труда
и комплексное социально-экономическое
развитие административно-
Региональная политика
в Беларуси определяется системой целей
и задач органов
в Беларуси выступают области и г.Минск,
которые существенно различаются как
по уровню социально-экономического развития
так и по структуре хозяйства. Сложившееся
административно-
В результате в каждой из них сформировался
свой территориально-хозяйственный комплекс,
особенности которого необходимо учитывать
при проведении региональной политики.
Государственное регулирование развития регионов
осуществляется на различных уровнях
управления - республиканском и региональном.
Оно включает, с одной стороны, регулирование
республиканскими органами развития областей,
районов, городов; а с другой стороны -
регулирование местными органами власти
развития соответствующих регионов.
Переход экономики к
рыночным отношениям меняет Формы и
методы взаимодействия территориальных
органов управления с республиканскими
органами, а также с хозяйственными
субъектами рыночной системы. Необходимо четкое разграничение
функций государственных
республиканских и местных органов управления,
их прав и сфер деятельности при обеспечении
наиболее благоприятных условий и возможностей
для самоуправления регионов. Это обусловлено,
прежде всего, децентрализацией процессов
управления, переносом ряда направлений
реформы на региональный уровень, особенно
в малом предпринимательстве, социальной
сфере, охране природы и использовании
природных ресурсов, а также усилением
ответственности региональной администрации
за ход экономической реформы. Каждый
регион имеет право
самостоятельно использовать свои ресурсы,
созданный научно-технический и социально-экономический
потенциал для ускорения территориального
развития. Должна проводиться дифференцированная
региональная политика в зависимости
от местных условий. Вместе с тем необходимо
обеспечение экономической целостности
экономики республики, единства экономической
системы. Следует учитывать при этом неодинаковые
стартовые условия вхождения в рынок различных
регионов, ограниченные
возможности самообеспечения и самофинансирования.
Государство должно способствовать поддержанию экономической, социальной и политической стабильности в каждом регионе, обеспечению эффективного взаимодействия регионов, сочетанию конкретных подходов к решению проблем в отдельных регионах и единства общих принципов функционирования рынка на всей территории. Основные параметры регионального развития задаются центром в виде законодательных и нормативных актов. Это касается порядка и механизма приватизации, ценообразования, налоговой политики и др. Центр должен вырабатывать единую научно-техническую политику, которая стала бы фактором стабилизации экономики в регионах; формировать интеллектуальный и кадровый потенциал, особенно это касается фундаментальной науки.
На республиканском
уровне формируется
Серьёзно осложнил решение
региональных проблем последовавший
в результате распада СССР глубокий
социально-экономический
активизации производства, проведению
экономических реформ,социальной защите
населения, решению экологических проблем.Для
этого Программой неотложных мер по выходу
экономики из кризиса, разработанной в
сентябре 1994 года, предусматривалось восстановить
вертикальную подчиненность экономических
органов управления (Министерств
экономики- Комитеты по экономике и рыночным
отношениям облисполкомов и Минского
горисполкома - экономические структуры
горрайисполкомов).В связи с этим в сентябре
1994 года в Минске состоялось совещание
председателей областных, городских и
районных Советов депутатов, на котором
обсуждался вопрос " Реформа системы
государст-
венного управления и роль местных органов
власти в преодолении кризиса". В докладе
Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко
и выступлениях участников совещания
рассматривался важный вопрос
о совершенствовании системы государственного
и местного управления, которая должна
обеспечивать как жесткую вертикальную
централизацию, так и самостоятельность
на местах. Были поставлены задачи найти
оптимальное сочетание взаимодействия
государственного управления
территориями и местного самоуправления,
создать такую систему управ ления от
центральных до местных исполнительно-распорядительных
орга нов, которая была бы способна обеспечивать
решение множества сложнейших задач переходного
периода.
Основные направлениями
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 1996-2000 годы определена главная
цель региональной политики - рациональное
использование социально-
- максимально задействовать внутренний потенциал каждого региона;
- сократить неоправданный
разрыв в уровнях социально-
- удержать в социально безопасных рамках безработицу в крупных городах;
- преодолеть отрицательные
последствия радиоактивного
В ближайшей перспективе важнейшими направлениями региональной политики являются: