Государственное управление социально-экономическим развитием города и пути его совершенствования (на примере г. Бобруйска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 20:41, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является совершенствование управления социально-экономическими процессами на местном уровне для создания стабильных условий выполнения заданий государственной программы социально-экономического развития до 2015 года.
Задачами исследования явились:
- конкретизация параметров, условий и региональных особенностей социально-экономической сферы;
- анализ форм и методов управления, оценка их результативности - определение недостатков и Факторов,сдерживающих реализацию управленческого потенциала местных органов власти;
- определение путей, разработка предложений и мероприятий по улучшению механизма деятельности местных органов и эффективности управления социально-экономическими процессами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕ-
СКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВ-
ЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬ-
НО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 610.00 Кб (Скачать файл)

 --8

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Отделение академической  подготовки 
Кафедра государственного управления 
Специальность : Государственное управление

Допущена к защите 
Заведующий кафедрой

_____Осмоловский  В.В 
"   "              1999г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на  тему : Государственное управление 
социально-экономическим развитием 
города и пути его совершенствования 
(на примере г. Бобруйска)

 

В.П. Пригода



Слушатель

Заместитель председателя 
Бобруйского городского 
исполнительного комитета

 

В.С. Волошин



Руководитель :

Профессор

кандидат экономических

наук

 

МИНСК - 1999г.

 

АННОТАЦИЯ

В дипломной работе рассмотрены  вопросы управления социально-экономическими процессами на местном уровне.

Основное внимание уделено  анализу и совершенствованию  Форм и методов управления развитием социальной и экономической сферы с  учетом рыночных Факторов  и региональных, особенностей, присущих в частности, г.Бобруйску.

Изучение отечественного и зарубежного опыта в данной области позволило разработать  ряд предложений и практических мероприятий, направленных на совершенствование системы местного управления, по- 
вышения эффективности применяемых Форм и методов работы, улучшение результатов развития социально-экономической сферы.

В работе широко освещены такие пути формирования новой экономической среды как приватизация государственной (республиканской и коммунальной) собственности, развитие рыночной инфраструктуры и 
предпринимательства, формирование и развитие рынка труда, вопросы индикативного планирования.

Основные результаты работы, выводы и предложения используются в практической деятельности Бобруйского горисполкома и могут представлять интерес для руководителей и специалистов местных органов 
управления.

.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРОБЛЕМЫ  УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕ- 
СКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ

1.1.Сущность, цели и  задачи социально- 
экономического управления городом

1.2.Формы и методы  управления социально- 
экономического развития города

1.3.Особенности социально-экономического 
развития в условиях социально ориен- 
тированной рыночной экономики

1.4.Опыт зарубежных  государств в системе 
муниципального управления на примере 
ФРГ

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ  И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВ- 
ЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 
г.БОБРУЙСКА

2.1.Характеристика и  состояние промышлен- 
ности и социальной сферы города

2.2.Анализ организации  и результатов управ- 
ления социально-экономическими процес- 
сами в городе

2.3.Анализ результативности  использования 
рыночных инструментов в управлении со- 
циально-экономического развития города

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬ- 
НО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

3.1.Факторы влияющие  на результативность 
деятельности органов местного управ- 
ления

3.2.Мероприятия и предложения  по совершен- 
ствованию управления социально-эконо- 
мической сферой

3.3.Обоснование целесообразности и путей 
реализации предложений и мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

Построение демократического правового государства неразрывно связано с развитием и укреплением  системы местного управления и самоуправления которая выступает как форма организации и деятельности граждан, а также в качестве представителя центральных (республиканских) органов управления на местах и  предназначена для самостоятельного решения социально-экономических проблем с учетом интересов населения, особенностей регионов и городов.

Учитывая важную роль местных органов в реализации функций государственного управления и самоуправления общества, в Республике Беларусь создана развитая система  местных органов управления и  самоуправления, действующая на достаточно разработанной законодательной основе.

Тем не менее, многообразие и сложность развития общества, регионов и городов, формирование новой модели государственного устройства, изменение  экономических условий и параметров народного хозяйства вызывают острую потребность в совершенствовании нормативной и правовой базы, организации и механизма управления.

За последние годы произошли существенные изменения  в объекте управления, которым  являются регионы и города. Значительно  возросла доля негосударственного сектора в народном хозяйстве, изменились пропорции в производственной и непроизводственной сфере занятости 
населения, получила развитие рыночная инфраструктура и, соответственно, рыночные рычаги и механизмы управления.

Эти обстоятельства требуют применения новых Форм и методов управления, совершенствования организации и технологии деятельности органов управления на местном уровне и указывают на особую актуальность исследуемой проблемы. В свою очередь это обусловило выбор 
темы дипломной работы и предопределило ее структуру.

Целью дипломной работы является совершенствование управления социально-экономическими процессами на местном уровне для создания стабильных условий выполнения заданий государственной  программы социально-экономического развития до 2015 года.

Задачами исследования явились:

- конкретизация параметров, условий и региональных особенностей  социально-экономической сферы;

- анализ форм и методов  управления, оценка их результативности - определение недостатков и Факторов,сдерживающих  реализацию управленческого потенциала местных органов власти;

- определение путей,  разработка предложений и мероприятий  по улучшению механизма деятельности  местных органов и эффективности  управления социально-экономическими  процессами.

Объектом исследования является социально-экономическая сфера ( на примере города Бобруйска).

Предметом исследования является система управления и, в  частности, механизм реализации функции  управления социально-экономическими процессами городским исполнительным комитетом.

В решении поставленных задач использованы законодательные акты Республики Беларусь, научные, методические и нормативные материалы, отечественный и зарубежный опыт по местному управлению и самоуправлению.

На основе проведенного анализа разработан ряд предложений и практических мероприятий направленных на совершенствование системы местного управления, повышения эффективности применяемых форм и методов работы, улучшение результатов развития социально-экономической сферы.

Результаты работы могут  быть использованы в практической деятельности исполнительных комитетов, отраслевых министерств и ведомств. 

 

1.ПРОБЛЕМЫ  УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИМИ  ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ

1.1.Сущность, цели  и задачи управления социально-  экономического развития города

Становление Республики Беларусь как суверенного государства, переход её экономики к рыночным отношениям требуют проведения целенаправленной региональной политики. Рациональное внутриреспубликанское разделение труда и комплексное социально-экономическое развитие административно-территориальных единиц во многом способствуют этому процессу.

Региональная политика в Беларуси определяется системой целей  и задач органов государственной  власти по управлению социально-экономическим  развитием внутриреспубликанских  регионов, а также механизмом их реализации. В качестве внутриреспубликанских регионов 
в Беларуси выступают области и г.Минск, которые существенно различаются как по уровню социально-экономического развития так и по структуре хозяйства. Сложившееся административно-территориальное деление республики на 6 областей существует неизменным с 1960 года. 
В результате в каждой из них сформировался свой территориально-хозяйственный комплекс, особенности которого необходимо учитывать при проведении региональной политики.

Государственное регулирование развития регионов осуществляется на различных уровнях управления - республиканском и региональном. Оно включает, с одной стороны, регулирование республиканскими органами развития областей, районов, городов; а с другой стороны - 
регулирование местными органами власти развития соответствующих регионов.

Переход экономики к  рыночным отношениям меняет Формы и  методы взаимодействия территориальных  органов управления с республиканскими органами, а также с хозяйственными субъектами рыночной системы. Необходимо четкое разграничение функций государственных 
республиканских и местных органов управления, их прав и сфер деятельности при обеспечении наиболее благоприятных условий и возможностей для самоуправления регионов. Это обусловлено, прежде всего, децентрализацией процессов управления, переносом ряда направлений реформы на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов, а также усилением ответственности региональной администрации за ход экономической реформы. Каждый регион имеет право 
самостоятельно использовать свои ресурсы, созданный научно-технический и социально-экономический потенциал для ускорения территориального развития. Должна проводиться дифференцированная региональная политика в зависимости от местных условий. Вместе с тем необходимо 
обеспечение экономической целостности экономики республики, единства экономической системы. Следует учитывать при этом неодинаковые стартовые условия вхождения в рынок различных регионов, ограниченные 
возможности самообеспечения и самофинансирования.

Государство должно способствовать поддержанию экономической, социальной и политической стабильности в каждом регионе, обеспечению эффективного взаимодействия регионов, сочетанию  конкретных подходов к решению проблем в отдельных регионах и единства общих принципов  функционирования рынка на всей территории. Основные параметры регионального развития задаются центром в виде законодательных и нормативных актов. Это касается порядка и механизма приватизации, ценообразования, налоговой политики и др. Центр должен вырабатывать единую научно-техническую политику, которая стала бы фактором стабилизации экономики в регионах; формировать интеллектуальный и кадровый потенциал, особенно это касается фундаментальной науки.

На республиканском  уровне формируется общегосударственная  единая концепция развития и размещения производительных сил с соответствующей  ей схемой межрегионального разделения труда, определяется приоритетность развития отдельных регионов.

Серьёзно осложнил решение  региональных проблем последовавший  в результате распада СССР глубокий социально-экономический кризис. Вместе с тем преодоление кризисного состояния экономики требовало  единства действий республиканских  и местных органов управления по 
активизации производства, проведению экономических реформ,социальной защите населения, решению экологических проблем.Для этого Программой неотложных мер по выходу экономики из кризиса, разработанной в сентябре 1994 года, предусматривалось восстановить вертикальную подчиненность экономических органов управления (Министерств 
экономики- Комитеты по экономике и рыночным отношениям облисполкомов и Минского горисполкома - экономические структуры горрайисполкомов).В связи с этим в сентябре 1994 года в Минске состоялось совещание председателей областных, городских и районных Советов депутатов, на котором обсуждался вопрос " Реформа системы государст- 
венного управления и роль местных органов власти в преодолении кризиса". В докладе Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и выступлениях участников совещания рассматривался важный вопрос 
о совершенствовании системы государственного и местного управления, которая должна обеспечивать как жесткую вертикальную централизацию, так и самостоятельность на местах. Были поставлены задачи найти оптимальное сочетание взаимодействия государственного управления 
территориями и местного самоуправления, создать такую систему управ ления от центральных до местных исполнительно-распорядительных орга нов, которая была бы способна обеспечивать решение множества сложнейших задач переходного периода.

Основные направлениями  социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы определена главная  цель региональной политики - рациональное использование социально-экономического и экологического потенциалов регионов объективных преимуществ территориального разделения труда для создания благоприятных условий жизни населения во всех регионах страны. Для её достижения необходимо:

- максимально задействовать  внутренний потенциал каждого региона;

- сократить неоправданный  разрыв в уровнях социально-экономического  развития регионов;

- удержать в социально  безопасных рамках безработицу  в крупных городах;

- преодолеть отрицательные  последствия радиоактивного загрязнения  в Гомельской и Могилевской областях, отдельных районах других областей.

В ближайшей перспективе  важнейшими направлениями региональной политики являются:

Информация о работе Государственное управление социально-экономическим развитием города и пути его совершенствования (на примере г. Бобруйска)