Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 20:41, дипломная работа
Целью дипломной работы является совершенствование управления социально-экономическими процессами на местном уровне для создания стабильных условий выполнения заданий государственной программы социально-экономического развития до 2015 года.
Задачами исследования явились:
- конкретизация параметров, условий и региональных особенностей социально-экономической сферы;
- анализ форм и методов управления, оценка их результативности - определение недостатков и Факторов,сдерживающих реализацию управленческого потенциала местных органов власти;
- определение путей, разработка предложений и мероприятий по улучшению механизма деятельности местных органов и эффективности управления социально-экономическими процессами.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕ-
СКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВ-
ЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬ-
НО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Следует упростить и
систему налоговых расчетов. Каждый
налог должен иметь свой, чётко
установленный объект исчисления, и
только за его сокрытие налогоплательщик
должен нести ответственность.
Необходимо исключить ситуации, когда
ошибка в исчислении одного из налогов
приводит к цепи налоговых нарушений по
другим платежам.
Экономическая и политическая стабильность в нашем обществе напрямую связана с эффективностью управления. Нет необходимости руководить всем из центра. Каждый уровень государственного управления должен решать вопросы своей компетенции. Дисциплина и ответственность, компетентность и последовательность -главный фактор достижения намеченных рубежей.
3.2. Мероприятия и предложения по совершенствованию управления социально-экономической сферой
В Послании Президента Национальному
собранию отмечено, что важнейшей
задачей в 2000 году по-прежнему остается
обеспечение устойчивого
Как отмечалось выше промышленность города Бобруйска по итогам работы за 1999 год обеспечила выполнение важнейшего прогнозного показателя - роста объема производства промышленной продукции. При задании 103,4% фактическое выполнение составило 107,9% (Приложение 4). К уровню 1990 года этот показатель составил лишь 88,1%.(Приложение №8).
Анализ порядка разработки
и сроков доведения вышестоящими
органами управления основных прогнозных
показателей до субъектов хозяйствования,
формирования прогноза социально-экономического
развития области и города Бобруйска в частности
показал, что эти
результаты были заложены ещё на стадии
планирования.
Основной причиной сложившегося такого положения дел является отсутствие согласованности планов в отраслевом и региональных разрезах. Из приложений 9 и 10 чётко видны расхождения в заданиях доведенных субъектам хозяйствования вышестоящими органами управления и городским исполнительным комитетом.
В связи с этим в
последних решениях исполкома более
отчётливо прослеживается такая
функция как планирование, форма её - индикативный план. Индикативное
планирование - это механизм координации
действий и интересов государства и других
субъектов экономики, основанный на разработке
системы показателей (индикаторов) социально-экономического
развития и включающий определение
его общенациональных приоритетов, целепологание,
прогнозирование, бюджетирование, программирование,
контрактацию и другие процедуры согласования
ре-
шений на микро и макроуровне.
В качестве индикаторов
социально-экономического развития для города Бобруйска, как крупного промышленного
центра, используются следующие показатели:
производство продукции промышленности
и товаров народного потребления, товарооборот
через все каналы реализации, оказание
платных услуг населению, в том числе бытовых,
внешнеэкономическая деятельность (экспорт
и импорт сырья, товаров, работ и услуг),
ввод в эксплуатацию жилых домов за счет
всех источников финансирования.
Прогноз социально-экономического
развития города Бобруйска дважды выносился
на рассмотрение
городского исполнительного комитета и только
16 марта текущего года Основные показатели
были утверждены сессией городского Совета
депутатов. После утверждения сессией
важнейшие параметры прогноза социально-экономического
развития в недельный срок были доведены
до администраций городских районов и
субъектов хозяйствования.
Однако к этому моменту 11 промышленным
предприятиям вышестоящими органами управления
(областного и республиканского уровня)
прогнозные показатели так и не были доведены.
По мнению автора работы
прогноз социально-экономического развития
на краткосрочную перспективу должен
разрабатываться ежегодно и формироваться
как минимум за месяц до начала прогнозируемого
периода. Прогнозы до их утверждения должны
быть согласованы в отраслевом и региональном
разрезах. Решение данного вопроса носит
чисто организационный характер и не требует
дополнительных финансовых затрат.
Вторым важным направлением
ускорения социально-
ности.
До сих пор, несмотря на принятые Законы и различные подзаконные акты, остаются неопределенными в деталях стратегия, технология и механизм проведения приватизации. Подходы к приватизации в республике всё время меняются не только в тактическом плане, но и по целевым установкам. Если на первых этапах проведения приватизации (1991-1992гг.)ставка была сделана на трудовые коллективы, которым отдавалось преимущественное право на приобретение объектов приватизации-преимущественно через аренду, то за тем в принятом 19 января 1993 года Законе "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" акцент сместился в сторону так называемой "народной" (чековой) приватизации.
В городе Бобруйске в 1934 году 13 государственных
предприятий и 2 предприятия городской
коммунальной собственности поменяли
форму собственности путем преобразования
в открытые акционерные общества. 8 1995
году были образованы ещё два открытых
акционерных
общества (ОАО"Консервный завод"
и ОАОТормолзавод"), в 1996 году ещё два
(ОАО"Бобруйский завод растительных
масел" и ОАО"Бобруйскбытмебель").
В 1997 году 3 промышленных предприятия (мебельная
фабрика им.П.Осипенко, завод"Спецавтотехника",
комбинат хлебопродуктов) и одно транспортное
предприятие (Бобруйск АТЭП) поменяли
форму собственности став открытыми акционерными
обществами. В 1999 году разгосударствление
не осуществлялось.
Основными факторами, сдерживающими процесс приватизации являются:
- понимание и сведение приватизации к смене собственника
государственных объектов. Функционирующих
в народном хозяйстве,
т.е. трансформирование государственной
(республиканской и коммунальной) собственности
в частную собственность. И в меньшей степени
уделяется внимание созданию условий
для возникновения и развития новых субъектов
(объектов) хозяйствования негосударственной
собственности в дополнение к функционирующим
субъектам (объектам) государственной
соб-
ственности и созданию равных условий
для конкуренции всех форм собственности;
- слабая материально-
подлежат продаже), недостаток собственных
оборотных средств ( имущество объектов торговли, общественного
питания, как правило на 80% состоит из оборотных
средств).
В целом оценка хода и механизма приватизации республиканской и коммунальной собственности в городе свидетельствует о том, что процесс пока ещё в полной мере нельзя назвать приватизацией . Это в большей мере коммерциализация предприятий.
Совершенствование стратегии и механизма приватизации республиканской и коммунальной собственности города должно включать следующие моменты:
- стратегия приватизации
должна быть конструктивной и многовариантной.
Содержательная часть проектов и программ
приватизации должна заключаться в разработке
и тщательном обосновании плана будущего
производственно-Финансового развития
(бизнес-плана) и механизма его реализации
на любом предприя-
тии, обеспечивающего рост эффективности
производства;
- при проведении приватизации
приоритеты должны быть отданы
не столько трудовым
вые коллективы выбирают метод проведения
приватизации) приватизацию;
-приватизацию следует
проводить на базе Финансовой
аттестации предприятий, их
В дальнейшем предлагается акционировать предприятия лёгкой и пищевой промышленности, бытового обслуживания и торговли.
Одной из важных задач органов исполнительной власти является создание оптимальных условий для становления и развития предпринимательства как одного из направлений экономического развития города Бобруйска.
Основные проблемы, тормозящие развитие предпринимательства: отсутствие стартового капитала и возможности пользования банковскими кредитами, недостаток и недоступность производственных и непроизводственных помещений,низкий уровень квалификации предпринимателей.
Основными задачами поддержки малого предпринимательства являются:
- расширение системы
финансовой поддержки малого
предпринимательства,
района, банками-агентами, оказание безвозмездной
помощи по направлениям;
- создание лизингового фонда;
- подготовка предложений
по Формированию венчурного
- завершение формирования
местного целевого фонда нежилы
- создание льготных
условий по использованию
- создание бизнес-инкубатора,
территориального центра
- оказание информационной
и учебно-методической
- обеспечение экономической
безопасности малых
Как отмечено в ежегодном
Послании Президента Национальному
собранию, стратегической задачей социально-экономической
политики государства является повышение
эффективности использования трудовых
ресурсов и качественное совершенствование
структуры занятости
населения.
Поставлена задача поддерживать
высокий и стабильный уровень занятости на основе сохранения и создания
новых рабочих мест, повышения профессионального
и образовательного уровня работников
и производительности труда, удержать
уровень безработицы не выше
2,2^ к экономически активному населению.
В городе Бобруйске уровень безработицы по состоянию на 1.01.
2000 года составил 2,5% (Приложение 6). Для
обеспечения выполнения поставленной
задачи и создания адекватного рыночной
экономике регулируемого и организационного
рынка рабочей силы (труда), являю-
щегося необъемлимым элементом рыночного
механизма предлагается осуществить в
городе ряд мероприятий, ориентированных
на создание новых рабочих мест, оказание
помощи в трудоустройстве и материальной
поддержке граждан, развитие системы общественных
работ, обеспечение дополнительных гарантий
занятости для граждан, не способных на
равных условиях конкурировать на рынке
труда, содействие самостоятельной занятости
граждан и поддержку их предпринимательской
деятельности, профессиональную ориентацию
и переподготовку незаня-
того населения:
- создать банк данных создания новых рабочих мест и вакансий;
- активизировать работу
по созданию новых рабочих
мест субъектами
- организовать проведение общественных работ;
- ежегодно проводить "Ярмарку вакансий" и "Ярмарку учебных мест;
- ежегодно пересматривать
квоты приёма на работу
- шире практиковать
выделение ссуд и субсидий
в целях поддержки
- развивать систему профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки безработных;
- разработать положение
о стимулировании нанимателей
по сохранению и созданию
3.3.Обоснование
целесообразности и
путей реализации предложений и
мероприятий
Разрушение директивно- плановой экономики отнюдь не означает абсолютного отрицания роли государства в регулировании социально-экономических процессов и применяемости в рыночной экономике планирования.
Одним из направлений
совершенствования управления социально-экономической
сферой города Бобруйска выбрано индикативное
планирование. Целесообразность его применения
состоит в том, что оно
одновременно выступает и инструментом
государственного регулирования, и инструментом
её саморегулирования, корректируя как
дефекты сугубо рыночного механизма, так
и изъяны прямого государственного вмешательства
в производственные процессы.
Индикативное планирование
предполагает обоснование целей, задач,
направлений и методов
в интересах совершенствования экономической
системы в целом и отдельных её элементов.