Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 20:41, дипломная работа
Целью дипломной работы является совершенствование управления социально-экономическими процессами на местном уровне для создания стабильных условий выполнения заданий государственной программы социально-экономического развития до 2015 года.
Задачами исследования явились:
- конкретизация параметров, условий и региональных особенностей социально-экономической сферы;
- анализ форм и методов управления, оценка их результативности - определение недостатков и Факторов,сдерживающих реализацию управленческого потенциала местных органов власти;
- определение путей, разработка предложений и мероприятий по улучшению механизма деятельности местных органов и эффективности управления социально-экономическими процессами.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕ-
СКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВ-
ЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬ-
НО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Особое значение имеет
государственное регулирование
территориального развития через целевые
внебюджетные фонды - фонд занятости
населения, регионального развития. Фонд для финансирования расходов
на содержание ведомственного жилищного
фонда и др.
Источниками их формирования могут быть
сэкономленные за счет организационных
мероприятий местных Советов финансовые
ресурсы, добровольные взносы предприятий,
общественных организаций,граждан, доходы
от местных займов, денежно-вещевых лотерей
и аукционов,
штрафы за получение необоснованной прибыли
за счет завышения цен, нарушение природоохранного
законодательства, загрязнение окружаю-
щей среды и др. Эти фонды могут использоваться
для кредитования целевых программ, выплаты
дотации, социальной защиты населения.
Могут привлекаться средства
предприятий и организаций, населения
для нужд регионального развития
путем выпуска облигаций, стимулирования
создания совместных предприятий и привлечения иностран-
ного капитала, стимулирования приватизации
и создания рынка акций и других ценных
бумаг, а также доходы от продажи государственного
имущества.
Политика стимулирования
развития проблемных районов активно
используется во всех европейских странах. К примеру, в странах
ЕЭС насчитывается 25 основных поощрительных
мер, которые можно объединить в 5 групп:
субсидии и премии за создание рабочих
мест,
налоговые льготы, скидки на амортизацию
основного капитала,оплата части стоимости
проекта, предоставление Финансовых льгот.
Система мер по проведению
целенаправленной региональной политики,
разработанная западными
санкций с целью побудить компанию изменить
свои намерения по размещению, особенно
в условиях кризиса.
В странах ЕЭС с 60-х
годов проводится координированная
региональная политика. В рамках этой
организации созданы такие
Важной формой государственного
регулирования развития регионов является
планирование и прогнозирование. Управлять-
значит предвидеть. Без видения
перспективы невозможно принимать управленческие решения. К объективным
предпосылкам регионального планирования
относятся: социально-экономические, обусловленные
территориальным разделением труда, различиями
в природных условиях, и административно-правовые,
связанные с административно-
трансформация характера и содержания
регионального планирования.
Оно должно отражать, прежде всего, интересы
региона как субъекта рыночных отношений.
Цель регионального
планирования - обеспечение комплексного социально-экономического
развития региона. Его назначение заключается
в обосновании направлений и перспектив
развития региона, представления информационного
материала для выработки экономической
и социальной политикии принятия управленческих
решений.
Надо отметить, что в новых условиях меняется
назначение планирования; из инструмента
оперативного управления регионом оно
превращается в инструмент принятия стратегических
решений.
Таким образом, предвидение социально-экономической ситуации в регионе на перспективу и выработка на этой основе региональной политики как комплекса стратегических управленческих решенийэто и есть назначение территориального планирования в новых условиях.
При этом усиливается его вероятностный, прогнозный характер в связи с большой степенью неопределенности в рыночной экономике и нестабильностью экономического и социального развития в переходный период.
Логика регионального
планирования должна определяться требованиями
системного подхода к социально-экономичес
Сессией городского Совета
депутатов утвержден прогноз
социально-экономического развития города
Бобруйска на 2000 год. Важнейшие параметры
социально-экономического развития города приведены
в приложении 1. В частности, производство
промышленной продукции в 2000 году возрастет
по сравнению с 1999 годом на 2,3%, производство
потребительских товаров - на 3,6%. Розничный
товарооборот через все каналы реализации
увеличится
по сравнению с 1999 годом на 3,0%. Объем платных
услуг населению возрастет на 1,4%, бытовых
услуг - на 1,5%.
Важное значение имеет
раздел "Капитальное строительство";.
С целью выработки и проведения единой
инвестиционной политики в городе в этом разделе объединены показатели
ввода объектов капитального строительства
и объема капитальных вложений.
Детально проработаны также разделы "Жилищное строительство", "Коммунальное строительство", "Транспорт и связь".
В разделе "Трудовые ресурсы"
дается характеристика положения дел на
рынке труда. В частности предусматривается,
что к концу 2000 года уровень безработицы
в городе снизится с 2,5% до 2,43%
к численности трудоспособного населения.
Число безработных составит 3300 человек.
Раздел "Охрана окружающей среды" предусматривает дальнейшее выполнение комплекса природоохранных мероприятий, определенных городской программой "Экология" на 1996-2000 годы.
В планировании и прогнозировании
развития города в основном применяются
те же методы, что и на республиканском уровне. Для реализации намеченных
приоритетов, структурных сдвигов,комплексного
решения социальных и экономических проблем
используется,
прежде всего, программно-целевой метод,разрабатываются
целевые программы.
1.3. Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориентированной рыночной экономики
Грядущий рубеж тысячелетий
характерен для мирового сообщества
глубокими системными изменениями
в социально-экономических
неуклонное повышение роли социокультурной
сферы. Наряду с этим меняется облик и
многих стран из числа развивающихся,их
аграрные по существу экономики трансформируются
в достаточно развитые индустриально-аграрные
структуры.
Республика Беларусь
- новое независимое государство
в системе мирового сообщества. В нашей стране вырабатывается курс
на построение такой экономической системы,
которая бы сочетала в себе преимущества
современного высокоразвитого рыночного
хозяйства с
обеспечением эффективной социальной
защиты граждан.
Вопросы развития экономической
реформы в Беларуси вот уже около 7-8 лет являются
чрезвычайно актуальными.Осмысление результатов
реформы,проводившейся на протяжении
1991-1995гг.привело к осознанию необходимости
приведения в действие глубинных и долговременных
механизмов реформирования экономики,
направленных на оживление деловой активности,
стимулирование научно-технического прогресса,
расширение социальной базы преобразований.
Следствием
этого явились разработка и принятие в
октябре 1996 года Основных направлений
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 1996-2000 годы -концептуального
документа, определяющего стратегические
направления преобразований социально-экономической
жизни страны,её общесистемные условия
формирования.
В Основных направлениях
в качестве перспективной принята модель социально ориентированной
рыночной экономики, которая строится
на принципах конституционных гарантий
личных прав и свобод граждан, свободы
предпринимательства, выбора профессии
и места работы, равенства всех форм собственности,
гарантии её
неприкосновенности и использования в
интересах личности и общества, обеспечения
взаимоувязки благосостояния работника
и результатов его труда, социальной защиты
нетрудоспособных и других социально
уязвимых слоев населения, социального
партнерства.
Социальная ориентация
рыночной экономики позволяет, с
одной стороны, сохранить социальные
завоевания народа,а с другой использовать
рыночные механизмы для повышения
эффективности экономической
Создавая условия для формирования и развития
рыночной экономики, государство в своей
экономической политике должно стремиться
к достижению таких принципиальных целей,
как рост благосостояния народа, финансирование
базовых социальных услуг и инфраструктуры,
Финансовая и ценовая стабильность, высокая
степень занятости,благоприятная для
жизни окружающая среда.
К началу 1996 года назрели перемены в стратегии и тактике реформы.Суть этих перемен в обобщенном виде можно сформулировать следующим образом:
- активное включение регулирующих функций государства в механизм реформирования экономики;
- перенесение центра
тяжести на стимулирование
- усиление внимания
к социальным аспектам реформы,
Вышеназванные целевые установки нашли свое принципиальное отражение в уже упоминавшихся Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь до 2000 года. В этом документе стратегической целью социально-экономического развития страны провозглашено повышение благосостояния её народа.
Исходя из этой стратегической
установки, в качестве главней задачи
следует рассматривать стабилиз
Социальная ориентация
рыночной экономики предпологает смягчение таких черт модели чистого рыночного
хозяйства, как эксплуатация чужого труда,
безработица, социальная дифференциация
и др. Она осуществляется посредством
Конституции и всей системы законов демократического
правового государства, четкого определения
его
функций. Роль государства в управлении
экономикой при переходе к рынку отнюдь
не снижается, а во многих отношениях и
возрастает.
Реформирование экономики
Беларуси связано с необходимостью
установления приоритета проблем и
задач стратегического и тактич
Для микроэкономики, где создаются реальные материальные блага, важнейшими проблемами и задачами, требующими своего решения в ближайшей и среднесрочной перспективе, являются:
- структурная перестройка отраслей и предприятий;
- разгосударствление и приватизация;
- развитие предпринимательства и малого бизнеса;
- повышение эффективности
функционирования
- проведение активной
инвестиционной и
- финансовое оздоровление предприятий реального сектора экономики;
- развитие рыночной инфраструктуры, маркетинговых услуг.
На макроуровне процессы
стабилизации и создания предпосылок
экономического роста предусматривают
прежде всего решение таких
проблем,как:
- сдерживание инфляции;
- стабилизация обменного курса;
- регулирование безработицы
и рост реальных доходов
- снижение дефицита государственного бюджета;
- выравнивание торгового баланса.
Практика проводимой
в республике реформы, анализ многих
её недостатков показывают, что большое значение
в обеспечении более эффективного и последовательного
реформирования и в преодолении трансформационного
кризиса при Формировании социально ориентиро-
ванной рыночной экономики имело бы усиление
централизованного регулирования этих
процессов,связанное в частности, с Функциями
государства.
Особое значение это
приобретает в связи с тем,
что плановой экономике было присуще
сверхцентрализованное
понимается не в смысле восстановления
его прежних Функций, а в смысле овладения
сложившейся ситуацией распада, её преодоления
и осуществления на иных (экономических)
принципах.
Система государственного регулирования переходного периода должна включать следующие подсистемы и регуляторы:
- правовое регулирование
-законы и законодательные
- индикативное планирование (прогнозирование) социально-экономического развития;
- бюджетно-налоговую подсистему - госбюджет,налоги, льготы и преференции;
-кредитно-денежную подсистему- учетная ставка, нормы обязательных резервов, регуляторы банковской деятельности (уставной фонд, маржа и др.);