Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 20:41, дипломная работа
Целью дипломной работы является совершенствование управления социально-экономическими процессами на местном уровне для создания стабильных условий выполнения заданий государственной программы социально-экономического развития до 2015 года.
Задачами исследования явились:
- конкретизация параметров, условий и региональных особенностей социально-экономической сферы;
- анализ форм и методов управления, оценка их результативности - определение недостатков и Факторов,сдерживающих реализацию управленческого потенциала местных органов власти;
- определение путей, разработка предложений и мероприятий по улучшению механизма деятельности местных органов и эффективности управления социально-экономическими процессами.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕ-
СКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВ-
ЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬ-
НО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Опыт применения системы индикативного планирования в ряде развитых стран (ФРГ, Франция, Япония), где рыночные механизмы успешно сочетаются с государственным регулированием отдельных социально-экономических процессов, позволяет говорить о необходимости использования основных её принципов в странах с переходной экономикой, к числу которых относится и Республика Беларусь. Это обусловлено в первую очередь тем,что:
- посредством прогнозов
и индикативных планов
- индикаторы социально-экономического развития позволяют субъектам рынка ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними (стабилизационная Функция);
- между правительством и субъектами хозяйствования негосударственной формы собственности достигается единство по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласовании (согласительная функция).
Новая парадигма и
сущность планирования в системе
управления социально-экономическими
процессами в период перехода к рынку состоят не в движении
"сверху вниз" и "снизу вверх"
заданий, показателей и данных об их выполнении,
а в разработке государственной плановой
информации, правовых и экономических
норм и нормативов,
создании созидательной атмосферы в экономике,
разрешении экономических интересов государства
и предпринимательских структур.
Мнение автора, что
в направлении приватизации и
разгосударствлении необходима дальнейшая
планомерная работа базируется на данных
анализа работы пред-
приятий негосударственной формы собственности. Исходя
из анализа можно отметить только положительные
стороны хозяйственной деятельности:
устойчивые темпы роста, отсутствие задолженности
в бюджет, внебюджетные Фонды и за использование
энергоресурсов. Обновление
производственных Фондов здесь происходит
интенсивнее, чем на предприятиях государственной
Формы собственности, видны стабильные
сдвиги в наращивании производства конкурентоспособных
изделий.
Опыт многих стран
мира, в том числе осуществляющих
переход от плановой к рыночной экономике, показывает, что самым
эффективным способом создания новых
рабочих мест является развитие малого
предпринимательства, в первую очередь,
в сфере услуг. Небольшие фирмы способны
быстро реагировать на изменение рыночных
условий. На основе анализа хозяйственной
деятельности предприятий малого
и среднего бизнеса, их возрастающей роли
в социально-экономическом развитии города
делается заключение о необходимости
оказания содействия со стороны исполнительной
власти дальнейшему развитию
предпринимательства.
Процесс глубокого реформирования экономики занимает определенный период времени, в течение которого необходимо предпринимать меры, которые бы позволили в максимально возможной мере защитить неиболее уязвимые слои населения.
Наилучшей защитой от бедности было бы сознание условий, позволяющих иметь работу и зарабатывать столько сколько необходимо, чтобы обеспечить нормальный уровень жизни.
Намеченный в предыдущей главе комплекс мероприятий позволит обеспечить выполнение разработанной на 2000 год городской программы занятости населения и снизить уровень безработицы в городе.
Выполнение намеченных мероприятий позволит обеспечить выполнение прогноза социально-экономического развития города Бобруйска на 2000 год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование особенностей социально-экономического развития города Бобруйска позволило решить ряд методических и практических вопросов совершенствования управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных Факторов и региональных особенностей.
На конкретных примерах
деятельности городского исполнительного
комитета г.Бобруйска и опыте
государственного и местного управления
социально-экономическими процессами зарубежных стран видно, что
практическая реализация самоуправления
регионов, сковывание инициативы на местах
обусловлено нечёткостью разграничения
Функций центральных и местных органов,
неопределенностью генеральной линии
по таким важнейшим направлениям экономической
политики как приватизация, реструктуризация
экономики.
Исследование показало,
что в ускорении социально-
в отраслевом и региональном разрезах.
Анализ выполнения прогнозных
показателей социально-
промышленность города не обеспечивает
к 2001 году выход на уровень экономического
развития 1990 года.
Для обеспечения выполнения поставленных Президентом и Правительством задач необходимо ускоренное развитие в промышленности, социальной сфере. Все это приведет к росту денежных доходов населения, увеличению потребляемых им материальных и культурных благ и, в конечном итоге, к повышению уровня благосостояния населения.
Более эффективному развитию
промышленности города будет способствовать
своевременная разработка согласованных
в отраслевом и региональном разрезах
планов социально-экономического развития отраслей народного хозяйства
и региона в целом. Введение в практику
работы исполкома элементов индикативного
планирования свести до минимума издержки
на пути перехода от административно-командной
к социально-ориентированной системе
хозяйствования рыночного типа.
Предложенные новые
методологические подходы к разгосударствлению
и приватизации государственной
собственности позволят решить вопросы
дальнейшего повышения
Реализация мероприятий по дальнейшему развитию рыночной инфраструктуры и предпринимательства позволит решить в регионе ряд социальных задач: создать новые рабочие места, повысить уровень занятости населения, доходы.
Социально ориентированная
рыночная экономика - это высокоэффективная
экономика с развитым предпринимательством
и рыночной инфраструктурой, действенным
государственным регулированием распределения
доходов, заинтересовывающим предпринимателей
в расширении и совершенствовании производства,
а наёмных работников - в высокопроизводительном
труде. Она гарантирует высокий уровень
благосостояния добросовестно работающим
членам общества при соблюдении принципов
конституционных гарантий прав и свобод
граждан, выбора
профессии и места работы, равенства всех
форм собственности, гарантии её неприкосновенности
и использования в интересах личности
и общества, обеспечения увязки благосостояния
работника и результатов его труда, социальной
защиты нетрудоспособных и других групп
населения.
Решение рассматриваемых в дипломной работе проблем
потребует дальнейших усилий и повышения
ответственности органов власти и управления
всех уровней, компетентности и профессионализма
управленческих кадров, будет способствовать
в конечном итоге повышению
жизненного уровня населения города Бобруйска.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция Республики Беларусь. Минск "Беларусь" 1997.
2.Закон Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь" // Национальная экономическая газета- 1995. ^22.
3.Лукашенко А.Г. От авторитета власти напрямую зависит состояние дел в экономике и настроение людей. Доклад Президента А.Г.Лукашенко на совещании "О задачах республиканских и местных органов власти по социально-экономическому развитию Республики Беларусь в 1999 году" // Газета"Советская Белоруссия".-1999. - 11 февр. ^25.С.1-3.
4.Послание Президента Национальному собранию // Газета "Советская Белоруссия".-1399.-8 апр.^70.С.1-3.
5.Основные направления
социально-экономического
6.Национальная стратегия
устойчивого развития
Национальная комиссия по устойчивому
развитию Республики Беларусь 1997. С.201-231.
7.Государственное регулировани
З.Богданович А.В. Региональная политика в Республике Беларусь в переходной период //Мн.Белорусский экономический журнал.^2.- 1998.С.47-54.
9.Никитенко П.Н. и др.Концепция социально-экономического развития города: технология формирования и реализации (на примере г.Минска).Мн. АУ.-1995.С.28-72.
10.Осмоловский В.8.,Шудрий
В.Н. Основы управленческой
11.Рыночное реформирование Экономики Беларуси: проблемы и пути их решения // Под общей редакцией Г.М.Лыча. Мн."Право и экономика". - 1996. С.5-10. 15-18. С.24-32.81
12.Шимов В.Н. Становление
и развитие социально
13.Шимов В.Н. Индикативное планирование: опыт развитых стран и задачи переходного периода // Мн. Белорусский экономический журнал. ^1.-1999. С.4-14.
14.Экономика Беларуси: Проблемы и возможности. //Всемирный банк. Международный банк реконструкции и развития. Мн.-1997. С.17-64.
Приложение 1
^сж^мм^ йс^азши^и
яр^ксзя с^ид^н^э^жс^и^с^^
^язсимия ^с^^я ^^йскя ия 7Р^ ^<).
Показатели |
1999 год | |
|
в действующих |
в сопоставимых |
Л^с^^ия ярйммим^ммссмм |
| |
Город |
39580,3 103,4 | |
в т.ч. |
| |
Ленинский район |
6590,3 105,4 | |
Первомайский район |
32990,0 102,9 | |
Л^йз^см^ ^м?<м^^ м^рс<)^^^ |
| |
Я^^^^^^ЙИ^ |
| |
Город |
9749,0 105,0 | |
в т.ч. |
| |
Ленинский район |
4129,1 105,7 | |
Первомайский район |
5619.9 104,5 | |
Р<щш'шмй м^^м^^рсм ^му<)я^смс^ж<ш | ||
|
| |
И ^М^МЩШС^И ^С^^б^И |
| |
Город |
5457,1 107,5 | |
<7^ъ^<^ая^зя^й лля^мм^сд^ |
| |
Город |
834,6 104.0 | |
в т.ч. |
| |
Ленинский район |
613,0 104,0 | |
Первомайский район |
221,6 104,0 | |
^ь^и^д/шзш^м ^мм^^я^-^с^^ |
| |
Город |
148,8 105,3 | |
в т. ч. |
| |
Ленинский район |
109,2 105,9 | |
Первомайский район |
39,6 103,7 | |
Э^ся^^м-.^м. <^л. СШ^ |
| |
Город |
227,6 104,0 | |
в т.ч. |
| |
Ленинский район |
37,2 104,0 | |
Первомайский район |
190,4 104,0 | |
^ия^^и-^илм. ^сл. СШ^ |
| |
Город |
151,9 102,0 | |
в т.ч. |
| |
Ленинский район |
25,4 111,8 | |
Первомайский район |
126,5 100.3 |
Приложение 2
Показатели |
|
|
|
|
Годы |
|
|
|
|
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 | |
Темп роста объёма производства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
промышленной продукции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к предыдущему году, % |
95,0 |
86,0 |
90,0 |
72,0 |
80,0 |
119,3 |
112,0 |
108,0 |
103,4 |
Темп роста объёма производства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
промышленной продукции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к уровню 1990 года, % |
95,0 |
81.7 |
73,5 |
52,9 |
42,3 |
50.5 |
57,0 |
61,6 |
64,2 |
Темп роста объёма производства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
товаров народного потребления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к предыдущему году, % |
100.5 |
88,7 |
93,1 |
96,2 |
73.7 |
106,7 |
117,0 |
113,2 |
105,0 |
Темп роста объёма производства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
товаров народного потребления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к уровню 1990 года, % |
100,5 |
89.1 |
83,0 |
79,8 |
58,8 |
62,7 |
73,4 |
83,2 |
87,4 |
Приложение 3
СТРУКТУРА
Бобруйского городского исполнительного
комитета.