Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 16:02, контрольная работа
Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология.
Введение
1.Деятельностный подход в изучении культуры.
2. Понятие «культура».
3. Структура культуры.
4. Функции культуры.
5. Искусство в системе культуры.
6. Список используемой литературы.
Заключение
Список использованной литературы
Рыбинский филиал ФГБОУ ВПО
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ»
По курсу «Политология»
Тема: «Характеристика авторитарных режимов. Авторитаризм в современной России»
Студент: Иванова О. В.
Группа: ГП-11
№ зач.кн 79
Ст.преподаватель: Савинов С.Г.
Оценка:_______________________
Дата:_________________________
Рыбинск
2013 г.
План
Введение
1.Деятельностный подход в изучении культуры.
2. Понятие «культура».
3. Структура культуры.
4. Функции культуры.
5. Искусство в системе культуры.
6. Список используемой литературы.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль,культура и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология.
Так как культура — это
неотъемлемая часть
Вне философской рефлексии
культура может быть осознана лишь
в виде отдельных ее проявлений,
а не как социально-историческая
и эстетическая целостность. Поэтому для определения сущности
культуры я использую философско-эстетический
анализ проблемы. При этом следует отличать
историю представлений о культуре от истории
самой культуры. Хотя ее «зачатки» обнаруживаются
на самых ранних этапах развития общества,
они не сразу получают адекватное отражение
в сознании людей. Такое отражение становится
возможным на более высоком уровне развития
общества и самого человека. Пока жизнедеятельность
людей зависела от неподвластных им сил
природы, решающую роль в своей жизни они
приписывали не самим себе, а обстоятельствам,
которые они обожествляли, превращая в
предмет религиозного почитания и культа.
Природа наделялась специфическими человеческими
чертами сознанием, волей, способностью
предопределять ход событий. И лишь в результате
последующего развития люди смогли осознать,
что многое в их жизни зависит от них самих,
от их собственной продуктивно-творческой
деятельности. По мере такого осознания
и вырабатывались первые представления
о культуре.
1. Деятельностный подход в
изучении культуры
Поскольку субъектом культуры является сама человеческая личность, сущность которой раскрывается через активное, творческое начало, заложенное в природе человека, то среди многообразия взглядов на сущность культуры и самого человека одним из наиболее плодотворных в науке является деятельностный подход. В отличие от животного, именно человек обладает способностью целенаправленно и сознательно взаимодействовать с природой и другими людьми. В то время как жизнедеятельность животных подчинена в большей степени их приспособлению к условиям окружающей среды обитания, деятельный труд человека носит продуктивный характер и направление на преобразование не только своего непосредственного окружения, но и себя самого. Жизнедеятельность животных словно запрограммирована к определенной и относительно стабильной экологической среде и отсюда ее одномерный характер, практически неизменный в пределах нескольких поколений.
Жизнь человека в значительной степени направлена на осмысление своего бытия, на постановку сущностных вопросов этого бытия. Что есть мир и что есть Я в этом мире? В чем истина бытия и Кому принадлежит эта тайна? Что есть Благо, Любовь? Что такое Счастье, Добро, Красота? Нескончаемая череда вопросов и попытки найти на них ответы. Поиском ответов и их символизацией посредством языка искусства, науки, религии, мифологии и других форм духовного бытия и занята культура на протяжении многих тысячелетий своей истории.
Человек – венец творения. Но всякий ли человек? Всегда ли он реализует свой талант или направляет свои усилия и волю на что-то иное? От чего зависит его свобода выбора? Является ли он творцом своей судьбы? От мифологических представлений и художественных образов в искусстве – до научных теорий и политических дискуссий в культуре каждого народа накоплено немало ответов на эти вечные вопросы.
Роль каждого вида
духовной культуры здесь поистине неоценима.
Искусство – с помощью
В понимании культуры
нашло выражение осознание
1.2. Виды культуры
Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. С начала 80-х годов специфика конкретных проявлений культуры привлекает серьезное внимание исследователей. С этого времени активно разрабатываются такие понятия, как "коммуникативная культура", "культура человеческих отношений", "культура общения", "культура условий труда", "культура рабочего и свободного времени", "культура управления", "информационная культура". Не вдаваясь в анализ имеющихся определений, следует отметить, что одни исследователи связывают культуру с информацией и знаковыми системами, в которых она закодирована. У других она предстает как уникальная технология человеческой деятельности. Третьи видят в ней внебиологическую систему адаптации человека. Четвертые - степень свободы в человеческой деятельности. Hаконец, всем чуть ли не со школьной скамьи известно понимание культуры как совокупности созданных человеком материальных и духовных ценностей. Такое многообразие не случайно. Универсальность родового понятия (культура) проявляется и в каждом из его видов. Поэтому, о каком бы виде (или аспекте) культуры ни шла речь, предварительно необходимо четко определить ракурс рассмотрения.
В отечественной социальной
философии пока нет единых общепринятых
принципов деления культуры по ее
видам. Эти принципы довольно расплывчаты
и неопределенны, что делает возможным
множественность вариантов
Hе меньшие основания
есть и у тех исследователей,
которые осуществляют деление
культуры по сферам
Hе менее правомерен
третий подход к выделению
видов культуры. В его основание
закладываются определенные
Аналогично правомерно выделение видов культуры сообразно неким профессиональным общностям. В литературе, особенно конкретно-социологического характера, нередко встречаются исследования культуры, культурного уровня и культурной деятельности учащихся и студентов, врачей и учителей, инженеров и техников. За основание для деления можно принять какие-либо социально-демографические параметры. Ученые, занявшие такую позицию, исследуют и сопоставляют, например, культуру молодежи и культуру людей взрослого возраста, культуру мужчин и культуру женщин и т.д.
В качестве основания деления можно рассматривать происхождение культуры, ее генезис. Этот аспект позволяет вести речь о культуре народной и профессиональной, их специфике и зависимости, закономерностях формирования и развития. По степени общности логично и целесообразно выделяется общая культура, характерная для всего общества, и культура профессиональная, присущая лишь людям данного рода занятий.
Разумеется, семь перечисленных
вариантов подхода к делению культуры по видам, при всем различии
исходных оснований, не только не исключают,
но дополняют и конкретизируют друг друга.
Графически их можно было бы выразить
в виде "ромашки" из семи частично
накладывающихся друг на друга окружностей,
где совпадающий центр выражает сущность
культуры, а несовпадающие секторы "лепестков"
- специфику ее проявления на уровне конкретных
явлений.
2. Структура и функции культуры
Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Как любая система, она может быть структурирована по различным основаниям. По носителю культура делится на культуру общечеловеческую (или мировую); национальную; культуру социальной группы (классовую, сословную, профессиональную, молодежную, ибо понятно что культура дворянская весьма отличалась от культуры буржуазной, а культура молодежная - от культуры тех, кому далеко за пятьдесят); территориальную (одно дело - культура городская и иное - сельская); культуру малой группы (формальной или неформальной) и культуру отдельного человека.
Информация о работе Характеристика авторитарных режимов. Авторитаризм в современной России