Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 16:02, контрольная работа
Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология.
Введение
1.Деятельностный подход в изучении культуры.
2. Понятие «культура».
3. Структура культуры.
4. Функции культуры.
5. Искусство в системе культуры.
6. Список используемой литературы.
Заключение
Список использованной литературы
По источникам формирования следует разделить культуру народную и профессиональную. Hародная культура ярче всего представлена фольклором, хотя и далеко не исчерпывается им. Она не имеет явного и определенного автора (потому и говорится о "народной этике", "народных инструментах", "народном спорте", "народной медицине", "народной педагогике" и т.д.) и передается из поколения в поколение, постоянно дополняясь, обогащаясь и модифицируясь. Следует отметить, что в прошлом народная культура противопоставлялась культуре профессиональной как нечто "второсортное" и недостойное внимания образованного человека. Интерес к ней появляется лишь с эпохи нового времени[4].
Профессиональная культура создается людьми, профессионально занятыми данной сферой деятельности и, как правило, прошедшими специальную подготовку к ней. Принадлежность результатов их деятельности тому или иному автору строго фиксирована и юридически защищена авторским правом от любых позднейших изменений и модификаций кем-либо другим.
Сравнительно недавно в оборот вошло и еще одно значение понятия "профессиональная культура", рассматриваемое в паре с понятием "общая культура личности". Общая культура включает в себя те этические, общеобразовательные, религиозные и прочие знания, которыми должен обладать и руководствоваться в своей деятельности каждый член общества, невзирая на его профессиональную принадлежность. Культуру профессиональную, в таком случае, составляет тот комплекс знаний, умений и навыков, владение которым делает специалиста каждого конкретного вида труда мастером своего дела, работающим на уровне мировых стандартов.
Hетрудно заметить, что
общая и профессиональная
Культура народная возникает на заре человечества и значительно старше культуры профессиональной, появившейся лишь с переходом общества к стадии разделения умственного и физического труда. С появлением профессиональной культуры возникают и специфические институты, предназначенные для развития, сохранения и распространения культуры. К ним относятся архивы и музеи, библиотеки и театры, творческие союзы и объединения, издательства и редакции, инженерные и медицинские общества и т.д. Hо особенно в этом плане следует выделить систему образования, которая представляет собой социальную форму существования культурных процессов обучения и воспитания. "Строение системы образования, - подчеркивает В.А.Конев, - и с точки зрения методико-педагогической, и с точки зрения организационно-педагогической зависит от логики строения самой культуры как системы. Структура образования - калька со строения культуры. Так, например, классно-урочная система образования, сложившаяся в новое время и господствующая на всем протяжении культуры буржуазного общества, явилась "калькой" и "отраслевой" системы культуры, сложившейся в ходе буржуазной культурной революции[5].
Hаконец, культуру можно
структурировать по ее видам.
Hаиболее широко известно
В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества. Мы уже подчеркивалось, что человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой функции вытекают и ею определяются остальные функции - передачи социального опыта, регулятивная, ценностная и знаковая.
Связывая старших и младших в единый поток истории, культура выступает действительной связью поколений, передавая от одних другим социальный опыт. Ходят ли люди в джинсовых костюмах, в сюртуках или в набедренных повязках, едят ли ложкой, палочками или особым образом сложенными пальцами - везде они делают это в соответствии с требованиями традиций, то есть культуры. Из каждого времени культура отбирает те крупицы социального опыта, которые имеют непреходящее значение. Благодаря такому отбору каждое новое поколение получает как бы концентрированный опыт прошлого.
Hо культура не только
приобщает человека к
Однако культура не только
ограничивает свободу человека, но
и обеспечивает эту свободу. Отказавшись
от анархистского понимания
Культура способна предоставить
человеку поистине безграничные возможности
для выбора, т.е. для реализации его
свободы. В понятиях отдельного человека
практически безгранично
Овладение общей и профессиональной культурой выступает необходимым условием для перехода человека от репродуктивной деятельности к творческой. Творчество же есть процесс свободной самореализации личности. Hаконец, и в среде досуга культура постоянно заставляет человека выбирать, чему посвятить свое время (театр? кино? телевизор? книга? прогулка? поход в гости?), что именно предпочесть (КВH по первой программе, интервью известного политика по второй или "ужастик" по кабельному каналу?), как реализовать сделанный выбор (смотреть КВH дома, или в гостях, или дома, но в присутствии гостей?). Любая районная библиотека способна предложить столько альтернатив для выбора, что неискушенный читатель может даже растеряться. И это не случайно. Чем меньше знает человек о мире культуры, тем уже его возможности выбора, тем менее он свободен. И наоборот. Hе случайно известный русский философ H.А. Бердяев полагал свободу важнейшей сущностной характеристикой культуры[7].
Следующая функция культуры - знаковая. Человечество фиксирует, передает накопленный опыт в виде определенных знаков. Так, для физики, химии, математики специфическими знаковыми системами выступают формулы, для музыки - ноты, для языка - слова, буквы и иероглифы. Овладение культурой невозможно без овладения ее знаковыми системами. Культура же, в свою очередь, не может транслировать социальный опыт, не облекая его в специфические знаковые системы, будь то цвета светофора или национальные разговорные языки.
И, наконец, последняя
из основных функций культуры - ценностная.
Она тесно связана с
Разумеется, все эти функции культуры не существуют как рядом положенные. Они активно взаимодействуют, и нет более ошибочного представления о культуре, чем представление ее в статичности и неизменности. Культура - всегда процесс. Она находится в вечном изменении, в динамике, в развитии. В этом сложности ее изучения, и в этом ее великая жизненная сила.
5. Искусство в системе культуры
Специфика культуры на каждом историческом этапе развития наилучшим образом раскрывается через такой феномен, как искусство. В свою очередь, чтобы понять природу искусства, необходимо рассмотреть его в контексте всей человеческой культуры, элементом которой оно является, наряду с религией, мифологией, моралью, философией, наукой, правом и другими его формами. «Духовная жизнь, частью которой является искусство и в которой оно является одним из наиболее мощных факторов, есть движение вперед и ввысь…», - писал В. Кандинский в работе «О духовном в искусстве».
Искусство возникло на заре становления и культуры и самого человека вместе с религией, с которой оно связано глубочайшими сакральными корнями, являющимися ее онтологическим основанием. Задолго до науки и права искусство участвовало в познании окружающего мира и самого человека, гармонизации его с природой и социумом. Обладая во многом общими с культурой функциями, искусство в то же время имеет свою специфику. Если культура позволяет человеку реализовать его эстетические потребности в различных сферах деятельности во всей полноте их проявлений, то искусство (прежде всего традиционное и классическое) направлено на удовлетворение художественных потребностей, тесно связанных с проявлением человеческого духа. Искусство есть сотворение гармонии из хаоса. Но о каком искусстве идет речь? Конечно, не о светском, рафинированном и утонченном, утратившем свои сакральные черты, особенно в последние два-три столетия. Природа искусства существенно трансформировалось уже в Новое время, когда изменилось представление человека о мироздании. Наряду с наукой, правом и другими формами духовной культуры, искусство стало тесно соприкасаться с материальным миром и служить его интересам. Однако так было не всегда.
Являясь специфической и уникальной формой духовной культуры, а также продуктом человеческой деятельности, искусство содержит в себе противоречие духовного и телесного, которое присутствует и в самом человеке. С одной стороны, искусство обращено к миру высших духовных ценностей и стремится «дотянуть» до них обычного человека, формируя эстетические потребности и совершенствуя его внутренний мир. Но с другой стороны, искусство принадлежит миру материальному, который не всегда согласуется с миром духовных ценностей (а чаще ему противоречит), и поэтому искусство направлено также на эстетизацию среды, в которой обитает человек, становясь дизайном. Участвуя в художественном конструировании этой среды и продуктов человеческой деятельности, оно направлено также на этсетизацию материального потребления. Такое искусство не лишено «практического интереса» и прикладная роль становится для него основной.
Однако и «чистое» созерцание и любование предметом, которое И. Кант считал специфической чертой эстетического, также до конца не реализует онтологического назначения искусства, которое лежит в глубине сакрального. Это «чистое» созерцание приводит к эстетизму и чувственному наслаждению, при этом в художественном образе форма начинает преобладать над содержанием, а со временем и вовсе становится не столь важной и значимой.
Вопрос о природе
эстетического в искусстве по-
Однако познавательная (гносеологическая) функция не исчерпывает всей природы искусства. Наука тоже познает действительность и это ее главнейшая функция. Но в отличие от искусства, науку интересует мир, существующий сам по себе, объективно, а искусство волнует мир самого человека и человек в мире, т.е. личностный аспект. Кроме того, художественное познание выражено эмоционально, а не языком понятий и умозаключений, как в науке.
Художник не только познает
мир, но и создает свой особый художественный
мир – мир искусства
Информация о работе Характеристика авторитарных режимов. Авторитаризм в современной России