Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:30, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть современную практику и потенциальные возможности Интернет технологий в политическом менеджменте. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятийные проблемы политических Интернет-технологий в политическом менеджменте;
2. Определить место Интернета в политическом процессе;
3. Рассмотреть преимущества и недостатки использования Интернет-технологий в современной политике;
4. Изучить роль политических Интернет-технологий в предвыборных кампаниях России;
5. Указать проблемы и перспективы применения информационных технологий на выборах в Российской Федерации;
Введение 5
1 Теоретические основы интернет-технологий в политическом менеджменте 9
1.1 Понятийные проблемы политических Интернет-технологий 9
1.2 Интернет и политический процесс 14
1.3 Преимущества и недостатки использования Интернет-технологий в современной политике 22
2 Специфика использования Интернет-технологий в современной России 25
2.1 Роль политических Интернет-технологий в предвыборных кампаниях 25
2.2 Проблемы и перспективы применения информационных технологий на выборах в Российской Федерации 30
2.3 Опыт электронного правительства 36
Заключение 41
Список использованных источников 43
Итак, на данный момент невозможно с определенностью утверждать, как развитие подобных интернет технологий скажется на политическом процессе, но приходится признать, что этот движение содержит в себе потенциал способный в корне изменить многие представления о демократическом управлении. Несомненно, что политикам будущего придется уделить самое серьезное внимание проблеме голосования через Интернет и найти механизмы, которые обеспечат повышение явки избирателей, рост политической активности населения и, в то же время, не позволят поколебать основополагающие принципы и традиции демократической системы [15, с. 42].
Интернет дает современным политикам новые возможности по сравнению с общепринятыми средствами массовой информации и коммуникации. Это:
- предоставление доступа к мировым базам данных и информационным ресурсам, в том числе в реальном масштабе времени;
- возможность связи и свободного общения с коллегами, единомышленниками, создание общественных организаций, не требующих никаких регистраций и разрешений, неконтролируемых в сети, ненавязчивая пропаганда взглядов;
- подготовка предвыборной кампании на страницах Интернет в плане представления кандидатов и общения с ними (прямая и обратная связь с избирателями);
- возможность ставить вопросы и получать ответы компьютерных респондентов, что позволяет сформировать представление об электорате, его настроениях, проводить мониторинг общественного мнения;
- реализация других положений технологий подготовки и проведения предвыборных кампаний;
- свобода распространения информации в сети Интернет: коммуникация в компьютерных сетях пока меньше всего подвержена правовому регулированию, цензуре и другим видам фильтрации;
- неограниченные возможности размещения компьютерной информации в сочетании с достоинствами всех других СМИ - зрелищность ТВ, удобство восприятия сообщения, присущее чтению газет, возможность общения в диалоговом режиме, как по радио или телефону [9, с. 154].
Главным недостатком Интернета перед другими медиа, является его сравнительно небольшая аудитория. Естественно, что Интернет очень не скоро сможет соревноваться по охвату аудитории с телевидением, однако до радио, и печатной прессы не так уж далеко.
Интернет не охватывает большинства населения России, состоящего из избирателей с низкими доходами. Эта проблема в какой-то степени актуальна даже для США, в России же она приобретает глобальное значение. Несмотря на высокие темпы роста Интернета, на процессе ощутимо сказывается низкое экономическое благополучие в нашей стране, ограничивающее покупательскую способность значительной части «среднего класса» и, следовательно, ограничивающее возможности пользоваться довольно дорогим, по российским меркам, коммуникационным каналом.
На пути политического Интернета стоят ограничения психологического свойства. Большая часть пользователей по-прежнему склонна рассматривать политическую жизнь как тесный контакт, реальную встречу электората и политика. Поэтому Сеть с ее отстраненностью и опосредованностью у подобных пользователей не вызывает особого энтузиазма.
Кроме того, Интернет, находя применение во многих областях человеческой практики, трансформирует деятельность человека, причем последствия применения информационных технологий носят амбивалентный характер: любая деятельность в компьютерных сетях (игровая, коммуникативная, познавательная) может привести к нежелательным последствиям. Чрезмерное увлечение может привлечь видоизменение мотивационно-личностной сферы субъекта, появление так называемой интернет-зависимости.
Использование Интернета в политических целях также не терпит шаблонов, простого переноса готовых рецептов из других областей. Так, по аналогии с почтовой рассылкой листовок широкое распространение получили, как уже говорилось, электронные письма с просьбой о поддержке или программой того или иного кандидата. Сама возможность охвата огромного количества адресатов (до нескольких миллионов) снискала этому приему определенную популярность. Однако чрезмерное использование электронной почты при проведении PR-кампаний начинает вызывать недовольство пользователей спамом и протесты негосударственных организаций, занятых регулированием отношений в сфере информационных технологий.
Современной России, несмотря на политические и экономические трудности, предстоит активнее внедрять Интернет в работу органов государственной власти для подключения к мировым информационным ресурсам и дополнительным источникам сведений, участия в информационном обмене, вхождения в мировое информационное сообщество, прогрессивного развития, чтобы не упустить время и в XXI веке, не оказаться в хвосте цивилизованных стран.
Таким образом, наличие развитой информационной инфраструктуры, интегрирующей все уровни органов государственного власти и управления, применение эффективных средств сбора, систематизации, классификации, передачи и хранения больших объемов информации, современных технологий получения и обработки данных, их анализа и моделирования есть условие и показатель эффективности политико-административного управления [31, с. 35-38].
Выявим динамику использования Интернета в предвыборных кампаниях современной России.
Парламентские и президентские выборы 1999-2000 гг. оказали существенное влияние на развитие интернета в России. Политические инвестиции в сетевые СМИ, широкое распространение интернет-представительств субъектов политического процесса, использование интернета для осуществления информационных и пропагандистских операций - все это способствовало развитию российского интернета как средства политической коммуникации.
Включение сети в качестве еще одного коммуникативного инструмента в существующую систему обмена смыслами между субъектами политического процесса было предопределено рядом факторов, решающим из которых был процесс медиатизации российской политики - фактического перемещения политической жизни в символическое пространство СМИ. Технологии формирования средствами массовой информации картины политической реальности были особенно востребованы в ходе выборов. Массовая аудитория преимущественно получала сведения об интернете не напрямую, а из традиционных СМИ. Эта особенность способствовала активному использованию различными политическими субъектами в ходе осуществления информационных операций в интернете модели двухступенчатой коммуникации: интернет-проект (интернет-событие) в качестве импульса; отклик в традиционных СМИ; привлечение внимания целевых аудиторий. Подобная "посредническая" функция журналистского сообщества во многом способствовала мифологизации интернет-среды в общественном сознании.
Распространение стереотипных представлений об интернете активно использовалось политическими субъектами для достижения необходимых имиджевых результатов. Особенно часто интернет в политике был востребован как олицетворение прогресса, символ будущего, воплощение технологий завтрашнего дня. В политических целях были использованы и другие мифы вокруг интернета, например, популярное представление об обилии компромата в сети.
Обобщение опыта использования сети в России позволяет построить следующую типологию, реализуемых посредством интернета PR-технологии:
· демонстрация в масс-медиа приобщения политика (политической структуры) к интернету как к символу прогресса;
· предъявление средствам массовой информации позиции политика в интернете, адекватной его положению в политической жизни;
· конструирование (имитация) в интернете действующего политического субъекта;
· создание видимости поддержки политика интернет-аудиторией;
· использование интернета как канала коммуникации, не имеющего жестких содержательных, стилистических, форматных и иных ограничений традиционных СМИ;
· легитимация информации посредством ее публикации в интернете и ретрансляции в традиционных СМИ;
· удовлетворение информационных запросов различных аудиторий о политике (политической кампании, структуре) посредством интернета [30, с. 18-19].
Политическая кампания 1999-2000 гг. характеризовалась ростом политического сектора в Интернете. Несмотря на ограниченное количество пользователей в 1999 году интернет-проекты создавались многими политическими группами, но целенаправленное и осознанное использование новых технологий осуществляли партии «Яблоко» и «СПС», так как первыми пользователями Сети были граждане, в основном разделяющие демократические взгляды. Однако после выборов активность со стороны кандидатов и партий снизилась как в интернете, что было предсказуемо в связи с малым количеством пользователей на тот момент, так и в других информационных ресурсах. В целом же специфика избирательных технологий в России в данный период предполагала их кратковременный характер и активизацию именно в предвыборный период, то есть субъекты власти от выборов до выборов практически не заботились о поддержании доверительных отношений с избирателями и о своей легитимности. Коммуникация носила односторонний характер и выражалась в манипулировании общественным мнением при помощи избирательных технологий в короткий предвыборный период.
Избирательная кампания во время парламентских и президентских выборов 2003-2004 гг. происходила в условиях отсутствия жесткой конкурентной борьбы, что обусловило предсказуемость победы партии «Единая Россия» и В. В. Путина. Отмечается, что технологии выборов так же заключались в эффективном манипулировании общественным сознанием. Использование административного ресурса подавило действия конкурентов, а, следовательно, уничтожило условия для политической конкуренции, что недопустимо в демократическом государстве, в гражданском обществе.
Именно Интернет, в условиях административного ресурса стал едва ли не единственно свободным инструментом для политической конкуренции многих партий и кандидатов.
Данная предвыборная кампания, так же как и предыдущая, показала активность демократических партий («СПС», «Яблоко») в интернете, однако использование политических интернет-технологий стало характерным и для партии КПРФ, вследствие существенного прироста сетевой аудитории и дифференциации политических взглядов пользователей.
После выборов 2003-2004 гг. можно было наблюдать уже другую тенденцию, чем после предыдущих. Сайты партий не закрылись, напротив, они постоянно обновляли информационную составляющую и использовали все более новые технологии продвижения в интернете. Следовательно, на примере использования Сети как простого, дешевого и оперативного средства коммуникации для взаимодействия с электоратом можно говорить о следующих позитивных тенденциях: политики стали частично информировать о результативности своей работы на протяжении всего срока на политическом посту, а так же получать срез общественного мнения по основным проблемам, требующим решения [4, с. 114].
В период избирательной кампании 2007-2008 гг. сетевое пространство было наполнено информацией по соответствующей тематике. Как парламентские, так и президентские выборы имели свою особенность и значимость. В частности, выборы в государственную Думу происходили не по смешанной системе как раньше, а по пропорциональной, что обусловило появление новых партий со своими программами, призывами, лозунгами.
Проблемой президентских выборов стал вопрос о преемнике В. В. Путина, заканчивающего свой срок пребывания на посту, а так же дальнейшей политической судьбе уходящего президента. Все эти темы породили много дискуссий, которые нашли свое выражение в интернете в блогах, форумах, чатах, конференциях, появилось много специализированных порталов, посвященных выборам.
Несмотря на завершение выборной кампании, президент Д. А. Медведев продолжает поддерживать свой имидж и формировать благоприятную атмосферу со своими избирателями, в том числе используя Интернет. Д. А. Медведев ведет активную политику продвижения интернет-технологий и становится первым президентом России, открывшим сетевой дневник (Интернет-блог), через который граждане информируют его напрямую о проблемах в развитии общества, государства и выносят предложения по их разрешению. Д. А. Медведев, в свою очередь, использует полученную информацию в принятии политических решений, о чем свидетельствуют цитирование Президентом комментариев посетителей блога на проводимых им совещаниях. Это говорит об инновационной форме политического взаимодействия субъектов власти с обществом через сетевые дневники.