Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:30, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть современную практику и потенциальные возможности Интернет технологий в политическом менеджменте. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятийные проблемы политических Интернет-технологий в политическом менеджменте;
2. Определить место Интернета в политическом процессе;
3. Рассмотреть преимущества и недостатки использования Интернет-технологий в современной политике;
4. Изучить роль политических Интернет-технологий в предвыборных кампаниях России;
5. Указать проблемы и перспективы применения информационных технологий на выборах в Российской Федерации;
Введение 5
1 Теоретические основы интернет-технологий в политическом менеджменте 9
1.1 Понятийные проблемы политических Интернет-технологий 9
1.2 Интернет и политический процесс 14
1.3 Преимущества и недостатки использования Интернет-технологий в современной политике 22
2 Специфика использования Интернет-технологий в современной России 25
2.1 Роль политических Интернет-технологий в предвыборных кампаниях 25
2.2 Проблемы и перспективы применения информационных технологий на выборах в Российской Федерации 30
2.3 Опыт электронного правительства 36
Заключение 41
Список использованных источников 43
Сайт является удобным и относительно недорогой ресурс для прямого взаимодействия политических партий с электоратом. Выделяются критерии оценки сайтов политических партий: графический дизайн сайта, структура, информативность, идеологическая составляющая, обратная связь.
Интернет-ресурсы, занимающие высокие позиции по критериям оценки, являются конкурентоспособными, интересными как гражданам, так журналистам.
Сравнительный анализ оценки сайтов политических партий в 2005 и 2009 гг. по выделенным критериям, показал тенденцию активизации взаимодействия с электоратом через политический сайт в период между выборами. Если в 2005 году наиболее удачными были сайты оппозиционных сил, особенно СПС и КПРФ, то к 2009 году партия власти «Единая Россия» так же стала вести активную политическую кампанию в Интернете, а новый «Единый Российский Портал» явился лучшим по всем критериям оценки.
Продолжение политической кампании после выборов, выражающееся в непрерывной двусторонней коммуникации через политические Интернет-технологии, является фактором, сокращающим дистанцию между политической властью и обществом. Постоянное использование технологий, формирующих климат доверия, повышает не только эффективность управления, но и легитимность власти, что значительно увеличивает шанс победы на следующих выборах. Политические технологии в Интернете можно рассматривать как предвыборные, независимо от избирательного цикла, так как они направлены на коммуникацию с избирателями, а целью подобной коммуникации у каждого политика, так или иначе, является власть [31, с. 38].
Повсеместное развитие информационных систем создает условия для разработки и внедрения современных информационных средств, позволяющих автоматизировать, и, тем самым, более эффективно реализовывать процессы управления. В то же время, в связи с возрастающей сложностью информационных систем и используемых в них информационных технологий, возрастает объем предъявляемых к ним требований.
С возможностями современных информационных технологий мы сталкиваемся каждый день. Для многих Интернет - это необходимое средство для повседневной деятельности, сегодня мы работаем, находясь в сети, общаемся и даже находим возможности для проведения досуга, поэтому нельзя не сказать о применении автоматизации в избирательных процессах.
Избирательные комиссии всегда интересуются новыми методами информирования участников избирательного процесса и подсчета голосов избирателей. Сведения размещаются на стендах, для избирателей готовятся именные приглашения. Периодические печатные издания, телевидение, радио тоже являются источниками информации, особое место в этой области отводится всемирной сети интернет.
Интернет-голосование оказывает существенное влияние на политическую активность молодых избирателей, для которых интернет стал во многом основным источником информации и едва ли не единственным средством коммуникации. Интернет-голосование объективно расширяет возможности волеизъявления граждан, снижая риск административного воздействия на них со стороны властных структур.
Вместе с тем мировой опыт показывает, что для внедрения и эффективного использования интернет-голосования требуется долгая и согласованная работа государства, политических и общественных организаций, экспертного сообщества по преодолению технических, организационных и правовых проблем, возникающих на пути внедрения данной системы.
Интернет-голосование предполагает возможность граждан с помощью современных технологий осуществлять активное избирательное право на выборах различных уровней. В общем виде процедуру можно описать следующим образом.
1. Избиратель регистрируется на своем избирательном участке и получает ключ электронной цифровой подписи.
2. В день голосования с использованием компьютера, подключенного к Интернету, избиратель при помощи открытого ключа получает доступ к странице со своими персональными данными и виртуальному бюллетеню (списку кандидатов или партий) на специальном WEB-сайте.
3. Избиратель выбирает одного из кандидатов или партийный список.
4. Система запрашивает подтверждение выбора, указывая номер, фамилию и имя кандидата (или политическую партию), отмеченные избирателем.
5. Избиратель подтверждает свой выбор при помощи закрытого ключа электронной цифровой подписи.
6. Система выдает сообщение об окончании голосования.
Голосование через интернет или мобильные сети - всего лишь еще один способ подачи голоса избирателя непосредственно в избирательную комиссию. Электронное голосование - это, фактически, дистанционное голосование, позволяющее не привязывать волеизъявление гражданина к месту его нахождения. Но это далеко не единственное преимущество. Считается, что поддержка электронного голосования должна повысить явку избирателей за счет заинтересованной молодежи и людей с ограниченными возможностями, которые испытывают сложности с перемещением на избирательный участок.
Нельзя не отметить удобство подобной процедуры голосования. Избиратель может осуществить свое волеизъявление, не выходя из дома, не покидая места работы или в ближайшем интернет-кафе. Особенно важно это для людей с ограниченными возможностями или для людей, которые по каким-либо причинам не могут в день голосования посетить избирательный участок (например, находящихся за границей).
Организация работы информационных центров России в единые дни голосования стала одной из новых и эффективных избирательных технологий обеспечения публичного информирования общественности, представителей российских и зарубежных средств массовой информации о выборах в Российской Федерации.
Приоритетным направлением совершенствования
избирательного процесса и оптимизации
деятельности избирательных комиссий,
комиссий референдума является техническое
переоснащение избирательной системы,
а именно широкое применение современных
информационных технологий, в том числе
с использованием информационно-
Данные новации вводятся в избирательный процесс в целях обеспечения открытости и гласности в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, повышения уровня доверия граждан, обеспечения максимальной открытости и гласности процедуры голосования и подсчета голосов [32, с. 35-37].
Весь мир развивается, переходит на новые информационные технологии. Избирательная система также меняется, совершенствуется. Идет поиск и апробация новейших технических средств, позволяющих упростить процесс голосования и подсчета голосов, сделать его прозрачным, доступным и понятным для людей.
К таким новым устройствам относятся комплексы обработки избирательных бюллетеней, техническое средство подсчета голосов (КОИБ) и комплексы для электронного голосования (КЭГ), они являются составной частью государственной автоматизированной системы «Выборы».
В целях повышения уровня доверия граждан к избирательному процессу, обеспечения максимальной открытости и гласности процедуры голосования и подсчета голосов на избирательных участках комиссиями организуется видеонаблюдение и трансляция изображения в сети интернет. Средства видеонаблюдения и трансляции применяются с учетом требований избирательного и гражданского законодательства.
Средство видеонаблюдения и трансляции изображения представляет собой техническое устройство, так называемая веб-камера, предназначенное для видеонаблюдения за процессами, происходящими в помещении для голосования участка в день голосования. Трансляция полученного изображения с каждой веб-камеры осуществляется на специальной странице сайта в сети интернет. Переход на специальную страницу осуществляется с помощью гиперссылки, размещенной на сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
Веб-камеры устанавливаются в помещении для голосования таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей, участников референдума, а также контроля за участием гражданина РФ в выборах. Изображение гражданина не должно занимать большую часть снимка (экрана). Записанный видеоматериал хранится в организующей комиссии в течение срока, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации для хранения бюллетеней.
Средства видеонаблюдения и трансляции изображения применяются во всех помещениях для голосования на территории Российской Федерации, за исключением избирательных участков, образованных в больницах и других медицинских учреждениях, имеющих стационарные отделения, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, воинских частях, на судах, находящихся в плавании, и на полярных станциях, в труднодоступных и отдаленных местностях, где не имеется возможности передавать информацию в один из региональных центров, а также образованных руководителями дипломатических представительств, консульских учреждений. Подобное ограничение касательно особых участков представляется справедливым и обоснованным, ведь, например, есть части специального назначения, дислокация которых держится в секрете и иногда даже не разрешается показывать лиц военнослужащих, принимающих участие в ликвидации бандформирований. А снимать участки в больницах неприемлемо по морально-этическим нормам.
Следует помнить, что законность цели внедрения систем видеонаблюдения в избирательный процесс не существует в изоляции от конституционных прав граждан. Да, съемка процесса голосования гражданина, а тем самым использование его изображения, не противоречит смыслу статьи 152 Гражданского кодекса РФ именуемой «охрана изображения гражданина». Она гласит, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе видеозаписи, на которой он изображен) допускается без его согласия в случаях, когда: использование изображение гражданина осуществляется в государственных, общественных и иных публичных интересах; изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях.
Усовершенствование информационных технологий в сфере обеспечения выборов в виде организации онлайн видеонаблюдения за избирательным процессом дало нам повышение прозрачности голосования, обеспечение максимальной открытости и гласности, к тому же Россия, благодаря активному применению подобных технологий, шагнула далеко вперед, по сравнению со всеми странами – ни одно из государств подобной системы не создавало. Этим мы заслужили мировое признание. В дальнейшем планируется использование этой системы для всех последующих выборов, а так же для внедрения подобных технологий в иные сферы общественной жизни, такие как образование и экономика [2, с. 221].
Таким образом, с использованием возможности информационных технологий, в частности системы интернет и прямой трансляции с избирательных участков с помощью веб-камер, наиболее эффективно решается задача правового обучения избирателей, повышения доверия граждан к избирательному процессу и власти в целом, осуществления наиболее полного информирования о проведении голосования и подведения итогов выборов.
В настоящий момент процедура электронного голосования описана во Временном порядке электронного голосования и использования комплексов для электронного голосования на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, который утвержден Постановлением ЦИК РФ от 10 марта 2011 года № 249/1602-5.
Избиратель в день голосования после предъявления паспорта и проставления росписи в списке избирателей получает в участковой избирательной комиссии специальную уникальную карточку со штрих-кодом, которая до этого активируется членом комиссии с правом решающего голоса. При голосовании карточка со штрих-кодом вставляется избирателем в КЭГ, после чего избиратель получает возможность проголосовать. После голосования карточка раз активируется, второй раз проголосовать по одной и той же карточке невозможно. Описанная система предупреждает многократное голосование одного и того же избирателя.
Передача результатов голосования в региональные избирательные суды осуществляется специальными передатчиками, установленными в крупных пунктах голосования. Устройство электронного голосования работает под управлением операционной системы с использованием специального программного обеспечения. Все приложения работают только в день голосования и только после 7 часов утра. Специальное программное обеспечение идентифицируется и устанавливается под контролем Верховного избирательного суда. Все оперативные действия регистрируются, чтобы в случае обнаружения нарушения или изменения используемых кодов, устройство электронного голосования прекратило свою работу.
Главным элементом электронной системы голосования помимо вышеназванного электронного устройства является карточка избирателя - документ, который гражданин обязан получить по достижению им 18-летнего возраста.
Таким образом, можно отметить, что применение технических средств подсчета и современных информационных технологий ведет к образованности и грамотности общества в целом, использование этих возможностей в избирательной системе повышает прозрачность избирательных процедур [32, с. 33].