Интернет-технологии в политическом менеджменте: современная практика и потенциальные возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть современную практику и потенциальные возможности Интернет технологий в политическом менеджменте. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятийные проблемы политических Интернет-технологий в политическом менеджменте;
2. Определить место Интернета в политическом процессе;
3. Рассмотреть преимущества и недостатки использования Интернет-технологий в современной политике;
4. Изучить роль политических Интернет-технологий в предвыборных кампаниях России;
5. Указать проблемы и перспективы применения информационных технологий на выборах в Российской Федерации;

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы интернет-технологий в политическом менеджменте 9
1.1 Понятийные проблемы политических Интернет-технологий 9
1.2 Интернет и политический процесс 14
1.3 Преимущества и недостатки использования Интернет-технологий в современной политике 22
2 Специфика использования Интернет-технологий в современной России 25
2.1 Роль политических Интернет-технологий в предвыборных кампаниях 25
2.2 Проблемы и перспективы применения информационных технологий на выборах в Российской Федерации 30
2.3 Опыт электронного правительства 36
Заключение 41
Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

крсв - копия.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

Электронное правительство (e-Government) - это новая модель государственного управления, построенная на возможностях современных информационных технологий, это система взаимодействия государства и общества при помощи интернет. Доминирующей задачей электронного правительства является трансформация внутренних и внешних взаимоотношений на основе применения сетевых операций, информационных технологий и коммуникационных сетей.

Создание электронного правительства связано с оптимизацией предоставления государственными структурами услуг населению и бизнесу, расширением степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной, а также обеспечением открытости, подотчетности правительства - гражданам и граждан - правительству. За этой формулировкой скрывается одна из важнейших современных тенденций в развитии государственного управления в мире. Идея "электронного правительства" появилась именно как следствие этой тенденции, а не исключительно благодаря бурному развитию информационных технологий.

Электронное правительство — это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Электронное  правительство позволяет:  

• проще и быстрее оказывать услуги населению и  бизнесу; 

• активнее включать граждан в процесс самообслуживания; 

• повысить уровень технологической грамотности граждан; 

• увеличить активность избирателей в процессах  руководства и управления страной; 

• снизить влияние географического местонахождения  граждан. 

Электронное  правительство обеспечивает:

• эффективное и менее затратное администрирование; 

• кардинальное изменение взаимоотношений  между обществом и правительством; 

• совершенствование демократии и повышение  ответственности власти перед народом. 

Одна из самых главных выгод пользователей  электронного правительства – это возможность оформить документы,  не выходя из дома или офиса, выполнять любые, даже платежные операции, не отходя от компьютера, уменьшение бумажной  волокиты и бюрократических препятствий.

От внедрения элементов электронного правительства ожидается  повышение эффективности государственного управления, прозрачности  государственных процедур и, возможно, это приведет к существенному снижению уровня коррупции в рядах госслужащих. Тем самым граждане получат реальный, хоть и виртуальный,  доступ к властям.

Услуги электронного  правительства уже в действии. В органах власти и других общественных местах установлено около полусотни терминалов,  с помощью которых можно ознакомиться с перечнем доступных государственных услуг.

Электронное правительство — это идеология, в которой государство  большую часть своих функций, все свои основные  услуги переводит в электронный вид. Общественная функция  электронного правительства — это взаимодействие государства  с бизнесом, государства с человеком и государства внутри государственных органов.

Поэтому основными моделями внутри электронного правительства  являются четыре отношения:

•  G2C -между государством и гражданами (Governmentto- Citizen),

•  G2B -между государством и бизнесом (Government-to- Business),

• G2G -между различными ветвями государственной власти (Government-to-Government),

• G2E -между государством и государственными служащими (Government -to- Employees)

Концепция электронного правительства была утверждена 6 мая 2008 года Правительством России. Согласно этой концепции «электронное правительство» будет создаваться в два этапа:

  • 2008 год — разработка и утверждение необходимых документов;
  • 2009—2010 годы — практическое внедрение.

10 сентября 2009 года вышло Постановление № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002—2010 годы)».

В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р)

Согласно положениям Программы построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной единой технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов — информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа — центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС «Управление»), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России.

Основная работа по формированию электронного правительства была начата с момента принятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р в соответствии с которой был выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства. В настоящее время разработаны и функционируют ключевые элементы национальной инфраструктуры электронного правительства, в том числе:

  • Единый портал государственных и муниципальных услуг;
  • Единая система межведомственного электронного взаимодействия;
  • Национальная платформа распределенной обработки данных;
  • Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
  • Информационная система головного удостоверяющего центра.

В заключении, необходимо помнить, что результатом практического внедрения технологии электронного правительства в самом широком плане является более качественное управление. Такой инструмент позволяет полнее реализовать политику правительства, предоставлять более качественные услуги и повысить уровень взаимодействия с гражданами. Именно в соответствии с данными критериями, являющимися залогом успеха, будет в дальнейшем оцениваться деятельность правительств и других государственных структур [28, с. 29-33].

 

 

Заключение

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

В последние годы в связи с возрастанием роли информационных технологий в политических процессах внимание ученых-политологов привлекают интернет-технологии.

Интернет-технологии -  совокупность наиболее целесообразных процедур и операций по использованию политическими субъектами особенностей и возможностей ГИС «Интернет» в интересах формирования политического сознания аудитории для достижения политических целей и задач.

Проникновение web-технологий в политику это сложный и противоречивый процесс. Условно его можно разделить на два этапа. Первый этап – информационный. Сущность его состоит в проникновении в сеть политической информации. В основном, это сайты политических партий и общественных организаций, отдельных политических лидеров, сайты газет и журналов, а также чисто электронные издания аналитических  и исследовательских организаций. Второй этап связан с медиатизацией политики и попыткой использования Интернета  в качестве инструмента политической коммуникации и политтехнологий.

Приоритетным направлением совершенствования избирательного процесса и оптимизации деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума является техническое переоснащение избирательной системы, а именно широкое применение современных информационных технологий, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет»; оснащение избирательных участков веб-камерами для осуществления видеонаблюдения и расширенное использование комплексов обработки избирательных бюллетеней.

С использованием возможности информационных технологий, в частности системы Интернет и прямой трансляции с избирательных участков с помощью веб-камер, наиболее эффективно решается задача правового обучения избирателей, повышения доверия граждан к избирательному процессу и власти в целом, осуществления наиболее полного информирования о проведении голосования и подведения итогов выборов

Интернет-голосование предполагает возможность граждан с помощью современных технологий осуществлять активное избирательное право на выборах различных уровней.

Электронное правительство (e-Government) - это новая модель государственного управления, построенная на возможностях современных информационных технологий, это система взаимодействия государства и общества при помощи интернет. Доминирующей задачей электронного правительства является трансформация внутренних и внешних взаимоотношений на основе применения сетевых операций, информационных технологий и коммуникационных сетей.

Современной России, несмотря на политические и экономические трудности, предстоит активнее внедрять интернет в работу органов государственной власти для подключения к мировым информационным ресурсам и дополнительным источникам сведений, участия в информационном обмене, вхождения в мировое информационное сообщество, прогрессивного развития, чтобы не упустить время и в XXI веке, не оказаться в хвосте цивилизованных стран.

Новые возможности и проблемы, порожденные информационно-коммуникативной революцией и ее передовым отрядом – технологиями интернета, - будут привлекать растущее внимание и интерес научного, политического, экономического сообществ, широкой общественности, стоящих еще только на пороге теоретического осмысления и практического освоения этого выдающегося феномена.

 

Список использованных источников

 

  1. Большаков С. В. Избирательные информационные правоотношения // Право и власть. - 2011. - № 2. - С. 12-15.
  2. Василенко И. А. Политология. Учебник / И. А. Василенко. - Издательство: Юрайт , 2013. – 432 с.
  3. Вешняков А. А. Проблемы использования Интернета на выборах в Российской Федерации // Информационное право. – 2006. - N 3. – С. 16-19.
  4. Володенков С. В. Управление современными политическими кампаниями / С. В. Володенков. – Изд-во: МГУ, 2012. – 312 с.
  5. Георгиева Н. Г., Георгиев В. А., Орлов А. С. Исторический словарь / Н. Г. Георгиева, В. А. Георгиев, А. С. Орлов. – Изд-во: Проспект, 2013. – 592 с.
  6. Горчева А. Ю. Основы манипулирования людьми в избирательном процессе // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 2002. - №1. - С. 91-103.
  7. Грачев Г. В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях // Политические исследования. - 2000. - № 3. - С. 151-156.
  8. Дмитриев А. В., Латынов В. В., Яковлев И. Г. Политика, политология, интернет / А. В. Дмитриев, В. В. Латынов, И. Г. Яковлев. - М., 2002. – 102 с.
  9. Доброхотов Р. А. Политика в информационном обществе // Полис.- 2004. - № 03. - С.154.
  10. Зорин В. А. Интернет и политика // Русский журнал. - 2002. - 29 июля. – С. 18-21.
  11. Киселев А. А., Самаркина И. В. Интернет. Модель и практики политического участия / А. А. Киселев, И. В. Самаркина. – Изд-во: Краснодар, 2007. -  104 с.
  12. Комаровский С., Мараховская М. Интернет - новая избирательная технология? // Советник. - 2001. - № 3. - С. 8-13.
  13. Кондрашина Н. В. Интернет как технология политических кампаний в России // Современные проблемы международных отношений и политологи: Сборник научных и образовательных трудов. Часть V / Под ред. Я. Я. Гришина - Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, 2006. - С. 93-103.
  14. Кулаков В. В., Кашина Е. И. Политология. Учебный курс / В. В. Кулаков, Е. И. Кашина. – Изд-во: Феникс , 2011. – 192 с.
  15. Мазуренко А. П. Правотворческая политика и современные информационные технологии // Российский юридический журнал. – 2010. - N 3. – С. 41-43.
  16. Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии / Е. Малкин, Е. Сучков. - Издательство: SPSL-"Русская панорама", 2012. – 688 с.
  17. Недяк И. Л. Политический маркетинг. Основы теории / И. Л. Недяк . - Издательство: Весь Мир, 2008. – 352 с.
  18. Поликанов Д. Политические технологии и Интернет // Азия и Африка сегодня. - 2002. - №.9. - С. 28-36.
  19. Пономарев Н. Ф. Политические коммуникации и манипуляции / Н. Ф. Пономарев. – Изд-во: Аспект Пресс, 2007. – 128 с.
  20. Почепцов Г. Г. Информационно-политические технологии / Г. Г. Почепцов. – М., 2003. -103 с.
  21. Пугачев В. П. Технологии скрытого управления в современной российской политике // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. - 2003. - №3. - С. 66-102.
  22. Рыбьяков В. Так будет искоренен обман //Советник. - 2005. - № 01 (109). - С. 30-31.
  23. Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для вузов / А. И. Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 559 с.
  24. Тедеев А. А. Перспективы реализации избирательных прав граждан в информационной среде в условиях глобализации // Информационное право. -  2009. - N 2. – С. 36-38.
  25. Трыканова С. А. Основы избирательного права и процесса. Учебное пособие / С. А. Трыканова. – Изд-во: Флинта, 2012. – 96 с.
  26. Туронок С. Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность. - 2001. - №2. – С. 28-31.
  27. Федосеева Н. Н. Блоги как новый инструмент современной демократии и форма реализации гражданами права на участие в управлении делами государства // Информационное право. - 2010, - N 3. – С. 18-20.
  28. Федосеева Н. Н., Чайковская М. А Понятие и сущность концепции электронного государства // Российская юстиция. – 2011. - N 11. – С. 28-33.
  29. Цыганов В. В., Бухарин С. Н. Информационный менеджмент. Механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике / В. В. Цыганов, С. Н. Бухарин. – Изд-во: Академический Проект, 2009. – 512 с.
  30. Шемелин А. В., Гаджиев Р. Д. Роль интернет-ресурса в предвыборной агитации в России // Информационное право. – 2008. - N 4. – С. 18-19.
  31. Шемелин А. В., Макарова Н. С Избирательные технологии проведения выборов в условиях реформирования избирательного права // Государственная власть и местное самоуправление. – 2010. - N 12. – С.  35-38.
  32. Шульга-Морская Т. В. Электронное голосование: опыт и перспективы Швейцарии и России // Адвокат. – 2013. - N 3. – С.33-37.



Информация о работе Интернет-технологии в политическом менеджменте: современная практика и потенциальные возможности