Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:30, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть современную практику и потенциальные возможности Интернет технологий в политическом менеджменте. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятийные проблемы политических Интернет-технологий в политическом менеджменте;
2. Определить место Интернета в политическом процессе;
3. Рассмотреть преимущества и недостатки использования Интернет-технологий в современной политике;
4. Изучить роль политических Интернет-технологий в предвыборных кампаниях России;
5. Указать проблемы и перспективы применения информационных технологий на выборах в Российской Федерации;
Введение 5
1 Теоретические основы интернет-технологий в политическом менеджменте 9
1.1 Понятийные проблемы политических Интернет-технологий 9
1.2 Интернет и политический процесс 14
1.3 Преимущества и недостатки использования Интернет-технологий в современной политике 22
2 Специфика использования Интернет-технологий в современной России 25
2.1 Роль политических Интернет-технологий в предвыборных кампаниях 25
2.2 Проблемы и перспективы применения информационных технологий на выборах в Российской Федерации 30
2.3 Опыт электронного правительства 36
Заключение 41
Список использованных источников 43
Электронное правительство (e-Government) - это новая модель государственного управления, построенная на возможностях современных информационных технологий, это система взаимодействия государства и общества при помощи интернет. Доминирующей задачей электронного правительства является трансформация внутренних и внешних взаимоотношений на основе применения сетевых операций, информационных технологий и коммуникационных сетей.
Создание электронного правительства связано с оптимизацией предоставления государственными структурами услуг населению и бизнесу, расширением степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной, а также обеспечением открытости, подотчетности правительства - гражданам и граждан - правительству. За этой формулировкой скрывается одна из важнейших современных тенденций в развитии государственного управления в мире. Идея "электронного правительства" появилась именно как следствие этой тенденции, а не исключительно благодаря бурному развитию информационных технологий.
Электронное правительство — это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Электронное правительство позволяет:
• проще и быстрее оказывать услуги населению и бизнесу;
• активнее включать граждан в процесс самообслуживания;
• повысить уровень технологической грамотности граждан;
• увеличить активность избирателей в процессах руководства и управления страной;
• снизить влияние географического местонахождения граждан.
Электронное правительство обеспечивает:
• эффективное и менее затратное администрирование;
• кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;
• совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.
Одна из самых главных выгод пользователей электронного правительства – это возможность оформить документы, не выходя из дома или офиса, выполнять любые, даже платежные операции, не отходя от компьютера, уменьшение бумажной волокиты и бюрократических препятствий.
От внедрения элементов электронного правительства ожидается повышение эффективности государственного управления, прозрачности государственных процедур и, возможно, это приведет к существенному снижению уровня коррупции в рядах госслужащих. Тем самым граждане получат реальный, хоть и виртуальный, доступ к властям.
Услуги электронного правительства уже в действии. В органах власти и других общественных местах установлено около полусотни терминалов, с помощью которых можно ознакомиться с перечнем доступных государственных услуг.
Электронное правительство — это идеология, в которой государство большую часть своих функций, все свои основные услуги переводит в электронный вид. Общественная функция электронного правительства — это взаимодействие государства с бизнесом, государства с человеком и государства внутри государственных органов.
Поэтому основными моделями внутри электронного правительства являются четыре отношения:
• G2C -между государством и гражданами (Governmentto- Citizen),
• G2B -между государством и бизнесом (Government-to- Business),
• G2G -между различными ветвями государственной власти (Government-to-Government),
• G2E -между государством и государственными служащими (Government -to- Employees)
Концепция электронного правительства была утверждена 6 мая 2008 года Правительством России. Согласно этой концепции «электронное правительство» будет создаваться в два этапа:
10 сентября 2009 года вышло Постановление № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002—2010 годы)».
В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р)
Согласно положениям Программы построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной единой технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов — информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа — центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС «Управление»), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России.
Основная работа по формированию электронного правительства была начата с момента принятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р в соответствии с которой был выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства. В настоящее время разработаны и функционируют ключевые элементы национальной инфраструктуры электронного правительства, в том числе:
В заключении, необходимо помнить, что результатом практического внедрения технологии электронного правительства в самом широком плане является более качественное управление. Такой инструмент позволяет полнее реализовать политику правительства, предоставлять более качественные услуги и повысить уровень взаимодействия с гражданами. Именно в соответствии с данными критериями, являющимися залогом успеха, будет в дальнейшем оцениваться деятельность правительств и других государственных структур [28, с. 29-33].
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
В последние годы в связи с возрастанием роли информационных технологий в политических процессах внимание ученых-политологов привлекают интернет-технологии.
Интернет-технологии - совокупность наиболее целесообразных процедур и операций по использованию политическими субъектами особенностей и возможностей ГИС «Интернет» в интересах формирования политического сознания аудитории для достижения политических целей и задач.
Проникновение web-технологий в политику это сложный и противоречивый процесс. Условно его можно разделить на два этапа. Первый этап – информационный. Сущность его состоит в проникновении в сеть политической информации. В основном, это сайты политических партий и общественных организаций, отдельных политических лидеров, сайты газет и журналов, а также чисто электронные издания аналитических и исследовательских организаций. Второй этап связан с медиатизацией политики и попыткой использования Интернета в качестве инструмента политической коммуникации и политтехнологий.
Приоритетным направлением совершенствования
избирательного процесса и оптимизации
деятельности избирательных комиссий,
комиссий референдума является техническое
переоснащение избирательной системы,
а именно широкое применение современных
информационных технологий, в том числе
с использованием информационно-
С использованием возможности информационных технологий, в частности системы Интернет и прямой трансляции с избирательных участков с помощью веб-камер, наиболее эффективно решается задача правового обучения избирателей, повышения доверия граждан к избирательному процессу и власти в целом, осуществления наиболее полного информирования о проведении голосования и подведения итогов выборов
Интернет-голосование предполагает возможность граждан с помощью современных технологий осуществлять активное избирательное право на выборах различных уровней.
Электронное правительство (e-Government) - это новая модель государственного управления, построенная на возможностях современных информационных технологий, это система взаимодействия государства и общества при помощи интернет. Доминирующей задачей электронного правительства является трансформация внутренних и внешних взаимоотношений на основе применения сетевых операций, информационных технологий и коммуникационных сетей.
Современной России, несмотря на политические и экономические трудности, предстоит активнее внедрять интернет в работу органов государственной власти для подключения к мировым информационным ресурсам и дополнительным источникам сведений, участия в информационном обмене, вхождения в мировое информационное сообщество, прогрессивного развития, чтобы не упустить время и в XXI веке, не оказаться в хвосте цивилизованных стран.
Новые возможности и проблемы, порожденные информационно-коммуникативной революцией и ее передовым отрядом – технологиями интернета, - будут привлекать растущее внимание и интерес научного, политического, экономического сообществ, широкой общественности, стоящих еще только на пороге теоретического осмысления и практического освоения этого выдающегося феномена.