Министерство образования
и науки Российской Федерации
Подольский Корпоративный Социально
– Спортивный институт
Кафедра ГМУ Кадровая Политика
Курсовая
работа
по
дисциплине
«Исследование социально-экономических
и политических процессов»
на тему: «Исследование социально-экономических
и политических процессов в трудах К. Маркса»
Выполнил
студент: группы 4 ЗГМУ
Ахмедов Джамал Магомедович
проверил преподаватель:
Горбунов
Максим Александрович
Подольск 2014
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….3
1.Основные положения марксистской
теории…………………………………5
1.1.Возникновение марксизма…………………………………………………..5
1.2.Теоретические основы
марксизма…………………………………….........5
2. Историческое развитие
марксизма………………………………………….13
2.1.Место и роль марксизма
в современном мире……………………………13
2.2. Формационная схема
исторического прогресса………………………….13
2.3. Концепция всемирно-исторической
миссии рабочего класса………......16
2.4. Ленинизм и большевизм……………………………………………………20
3.Использование теории
марксизма в мировой практике…………………….24
3.1. Маоизм и современный
китайский марксизм………………………….....24
3.2. Неомарксизм и еврокоммунизм……………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………33
Введение.
В последние годы многие положения
марксистского направления были подвергнуты
острой критике в работах авторов многих
стран, в том числе России. В то же время
ряд положений марксизма стал достоянием
современного обществознания и является
исходным пунктом анализа общественных
явлений, проводимого исследователями
разных стран.
Основоположниками данного
направления являются, как известно, немецкие
мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс. Их видными
единомышленниками, сыгравшими значительную
роль в распространении и дальнейшем развитии
марксизма, были А. Бебель (Германия), А.
Лабриола (Италия), Г.В. Плеханов и В.И. Ленин
(Россия), Мао Цзэдун (Китай) и др.
Исходным теоретическим и методологическим
положением марксизма в исследовании
происходящих в обществе экономических,
политических и других процессов является
рассмотрение самого общества как саморазвивающейся
социальной системы. Каждая такая исторически
сформировавшаяся система рассматривается
как общественно-экономическая формация,
которая, с одной стороны, предстает как
определенный социальный организм, развивающийся
на основе присущего ему способа производства,
а с другой - как качественно своеобразный
этап мирового исторического процесса.
С точки зрения марксизма социальная
природа любой общественно-экономической
формации определяется содержанием присущих
ей общественных отношений между людьми,
которые составляют структуру того или
иного общества. Характер и содержание
общественных отношений в том или ином
обществе в решающей степени определяют
характер и содержание происходящих в
нем социально-экономических и политических
процессов, их социальную природу.
Так, экономические и политические
процессы в социалистическом обществе
имеют принципиально иную природу и иной
характер, чем экономические и политические
процессы в обществе буржуазном, ибо возникают
и развиваются они на почве принципиально
разных общественных отношений.
В этом заключается еще одно
важнейшее методологическое положение
марксизма, исходя из которого его представители
исследуют происходящие в обществе социально-экономические
и политические процессы.
Решение проблемы взаимодействия
различных общественных явлений и процессов
с обоснованием противоречивого характера
и ведущей стороны этого взаимодействия
составляет основное содержание социальной
диалектики марксизма, т.е. диалектики
исследования этих явлений и процессов,
в том числе социально-экономических и
политических.
Учение о диалектическом характере
взаимодействия экономики и политики
определяет тематику и направление марксистских
исследований, касающихся как непосредственного
содержания экономических и политических
процессов, так и объективных и субъективных
факторов их развития и взаимодействия.
1.Основные положения
марксистской теории.
1.1.Возникновение
марксизма.
Марксизм возник в 1840-х гг. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) пытались выяснить
условия и указать пути освобождения
трудящихся от эксплуатации и всех форм социального
гнета. Они стремились наметить контуры строя, который
сможет преодолеть отчуждение рабочих
от собственности и власти, разумно организует
общественную жизнь, обеспечит свободное
и гармоничное развитие личности. Теория
К. Маркса задумывалась как наука,
однако его идеи превратились
в идеологию, стали обоснованием программы
политических действий.
1.2.Теоретические
основы марксизма.
Используя в качестве теоретической
основы наследие великих классиков В.
Петти, Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо, а также
других экономистов, К. Маркс и Ф. Энгельс
обосновали экономическое учение, в центре
которого оказалась теория эксплуатации
труда капиталом. С учетом нарастающих
социально-экономических противоречий
того времени был сделан вывод об исторической
ограниченности строя частного предпринимательства,
т.е. капитализма как общественно-экономической
формации.
Марксистский подход основан
на характеристике экономической системы
как способа производства - единства двух
составляющих: производительных сил и
соответствующих им производственных
отношений. Производительные силы - отражают
отношение человека к природе и являются
комплексом основных факторов производства:
вещественного и личного.
Производительные силы включают
в себя средства труда, предметы труда
и рабочую силу. Производственные отношения
- объективные отношения, возникающие
между людьми по поводу материальных благ
и услуг в процессе их производства, распределения,
обмена и потребления. Основу этих отношений
образуют отношения присвоения - отчуждения,
т.е. отношения собственности, определяющие
способ соединения рабочей силы и средств
производства, как основных факторов производства.
Согласно марксистской трактовке
совокупность производственных отношений
образует базис общества. Он обслуживается
соответствующей надстройкой в виде политических,
религиозных, юридических и т.п. отношений.
Способ производства и соответствующая
ему надстройка, находящиеся в тесном
взаимодействии, образуют общественно-экономическую
формацию.
С этих позиций выделяется 5
исторических общественно-экономических
формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая,
феодальная, капиталистическая, коммунистическая
(социалистическая).
Позитивным моментом формационного
подхода выступает признание решающей
роли экономики или материального производства
в обеспечении общественного развития,
выделении господствующих форм собственности
и ее реализации через присвоение части
создаваемого продукта. Но к существенным
недостаткам формационного подхода следует
отнести доминирование идеологических
моментов, недооценку нематериального
производства, эволюционных форм развития
общества и переоценку насильственных
факторов в его динамике (военные перевороты,
революции). Историческое развитие предстает
как прерывистое, дискретное, игнорируются
закономерности развития смешанных экономических
систем. В итоге формационный подход значительно
упрощал понимание эволюции общества.
В научном наследии К. Маркса
главным является его экономическое учение.
Раскрытию основного экономического закона
движения капиталистического общества
К. Маркс посвятил свое основное произведение
«Капитал». В нем анализ системы экономических
отношений начинается с товара как «элементарной
клеточки» капитализма. В товаре, по мнению
К. Маркса, в зародыше заложены все противоречия
исследуемой системы. Товар имеет двойственную
природу: во-первых, товар способен
удовлетворять потребности людей, т.е.
он обладает потребительной стоимостью;
во-вторых, производится для обмена и способен
обмениваться на другие товары, т.е. обладает
стоимостью.
Теория стоимости является
фундаментом грандиозного здания марксистской
политической экономии. Суть ее в том,
что обмен товарами в обществе происходит
в соответствии с тем количеством абстрактного
труда, который затрачен на их производство.
Продолжая рикардистскую традицию понимания
стоимости, К. Маркс внес в ее анализ принципиально
новый момент - учение о двойственном характере
труда.
Двойственный характер труда
означает, что труд в товарном производстве
является одновременно конкретным и абстрактным.
Конкретный труд - труд, отличающийся определенной
целью, навыками, организацией, профессиональным
умением, направленный на создание какого-то
конкретного продукта. Результатом конкретного
труда является потребительская стоимость.
Абстрактный труд это общественный труд
(затраты мускулов, энергии, мозга), отвлеченный
от его конкретной формы. Абстрактный
труд является мерилом разных конкретных
частных видов труда. Его результатом
является стоимость товара, проявляющаяся
в меновой стоимости, т.е. пропорции обмена
одного товара на другой.
Величина стоимости товара
определяется количеством общественно
необходимого рабочего времени, затраченного
для его изготовления. Общественно необходимое
рабочее время - время, которое требуется
для изготовления какой-либо стоимости
при наличных общественно нормальных
условиях производства и при среднем в
данном обществе уровне умелости и интенсивности
труда. С помощью этих понятий формулируется
закон стоимости: в процессе обмена товары
обмениваются по их стоимости как эквивалент
на эквивалент. Это - закон равновесия
на рынке, закон товарного обмена.
К. Маркс ввел в экономическую
науку понятие прибавочной стоимости.
Учение о двойственном характере труда
позволило К.Марксу раскрыть «тайну» прибавочной
стоимости. Классическая школа не смогла
объяснить происхождение прибыли на основе
трудовой теории стоимости: ведь если
богатство создается трудом, а труд обменивается
по эквивалентной цене, то прибыль должна
отсутствовать. Принципы трудовой стоимости
и эквивалентности обмена оказывались
во взаимном противоречии. К. Маркс решает
проблему, вводя новое понятие – «товар
рабочая сила». Рабочая сила, по Марксу,
имеет потребительскую стоимость и стоимость.
Стоимость этого товара соответствует
стоимости жизненных средств, необходимых
для воспроизводства рабочей силы, а потребительская
стоимость определяется способностью
рабочей силы к труду. Капиталист покупает
на рынке не труд, а рабочую силу, т.е. способность
трудиться. Разницу между стоимостью рабочей
силы и стоимостью, которую она может создать,
Маркс называет прибавочной стоимостью.
Прибавочная стоимость является источником
прибыли капиталиста. Рабочая сила, таким
образом, является особенным товаром,
способным создавать стоимость большую,
чем стоимость рабочей силы.
К. Маркс, создав учение о прибавочной
стоимости, показал капиталистическую
эксплуатацию, как процесс присвоения
капиталистами прибавочной стоимости,
созданной рабочими. К. Маркс видит два
пути повышения степени эксплуатации:
1) прямое увеличение прибавочного труда
за счет удлинения рабочего дня; 2) изменение
соотношения прибавочного и необходимого
труда в пределах фиксированного рабочего
дня. Первый путь он называет получением
абсолютной прибавочной стоимости, второй
- получением относительной прибавочной
стоимости.
Первый характерен для раннего
капитализма, второй – для зрелых его
форм. Сокращение необходимого времени
может быть достигнуто при удешевлении
средств существования рабочих, за счет
роста производительности труда.
Маркс выделяет еще один путь
увеличения прибавочной стоимости: получение
избыточной прибавочной стоимости путем
снижение индивидуальных издержек производства
по сравнению с общественно необходимым.
Но этот вид прибавочной стоимости не
может присваиваться всеми капиталистами,
и даже у отдельных капиталистов он носит
временный характер, связанный с применением
инноваций до тех пор, пока они не станут
общественным достоянием. Следовательно,
прибавочная стоимость всегда выступает
как результат эксплуатации рабочего,
который бесплатно работает на капиталиста.