Исследование социально-экономических и политических процессов в трудах К. Маркса
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 15:34, курсовая работа
Описание работы
Важнейшее методологическое положение марксизма, исходя из которого его представители исследуют происходящие в обществе социально-экономические и политические процессы.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….3 1.Основные положения марксистской теории…………………………………5 1.1.Возникновение марксизма…………………………………………………..5 1.2.Теоретические основы марксизма…………………………………….........5 2. Историческое развитие марксизма………………………………………….13 2.1.Место и роль марксизма в современном мире……………………………13 2.2. Формационная схема исторического прогресса………………………….13 2.3. Концепция всемирно-исторической миссии рабочего класса………......16 2.4. Ленинизм и большевизм……………………………………………………20 3.Использование теории марксизма в мировой практике…………………….24 3.1. Маоизм и современный китайский марксизм………………………….....24 3.2. Неомарксизм и еврокоммунизм……………………………………………26 Заключение……………………………………………………………………….30 Список литературы
После распада СССР,
в истории новой России, «наследницей»
КПСС, стала Коммунистическая Партия Российской
Федерации (КПРФ). Наряду с ориентацией
на возврат к традиционным ценностям идеологи КПРФ активно разрабатывают
проблемы многообразия форм
собственности, политического плюрализма,
социального партнерства (особенно с представителями
национально ориентированного капитала)
и т. д. В ряде публикаций обосновывается необходимость
перехода от нынешней модели глобализации,
сформированной транснациональными корпорациями,
к альтернативной, которая отвечала бы интересам
большей части населения планеты и основывалась на справедливых
и гуманных началах. Хотя нет оснований
утверждать о переходе КПРФ на идейно-политическую
платформу социал-демократии, проявляется стремление
учитывать современные реалии и тенденции
мирового развития.
3.Использование теории
марксизма в мировой практике.
3.1. Маоизм и современный
китайский марксизм.
Присущий большевизму революционный
радикализм был характерен и для маоизма - левацкого
националистического течения, доминировавшего
в Китае в 40-70-х гг. XXв. Его адепты, утилитарно
используя марксистскую фразеологию, пытались
выдать маоизм за «марксизм-ленинизм современной
эпохи».
Основные постулаты этого течения состояли
в следующем:
1) рабочий класс Запада утратил
революционные качества и «обуржуазился»;
2) компартии Запада, выражающие
интересы «обуржуазившегося» рабочего
класса, также перестали быть революционными
и «интегрировались» в капиталистическую
систему;
3) вооруженное насилие и война
представляют собой универсальное средство
решения всех социальных проблем;
4) социалистические страны во
главе с СССР заинтересованы в мирном
сосуществовании с Западом и поэтому не
могут быть авангардом мировой революции;
5) революционность присуща лишь
народам бывших колоний, чья борьба против
империализма может привести к ликвидации
эксплуатации и победе социализма.
6) Китай - естественный лидер
стран третьего мира в борьбе против гегемонии
сверхдержав - СССР и США.
Нынешнее китайское руководство, учтя
опыт собственной страны периода «большого
скачка» (1958-1960 гг.) и «культурной революции»
(1966-1976 гг.), в противоположность чрезмерному
упору Мао Цзэдуна на классовую борьбу, считает, что
в определенных рамках она будет долго
продолжаться и при известных условиях
даже обостряться, но в целом перестала
быть главным противоречием китайского
общества. Заслугой Мао Цзэдуна в Китае
считается китаизация марксизма, т. е.
соединение общих принципов марксизма
с конкретной практикой китайской революции.
В настоящее время оформленной
концепции китайского марксизма не существует.
Ее теоретическую основу составляют взгляды Дэн
Сяопина, чьи суждения о марксизме и социализме
содержатся в выступлениях и беседах.
Их смысл заключается в осознании специфики
Китая и направленности необходимых стране
преобразований. Достигнутую Китаем стадию
социализма, бывший глава партийного руководства
оценивал как начальную и не пытался (или
не считал нужным) определять ее продолжительность.
Сущностным свойством «китайского
социализма» объявлена «социальная гармония»,
предполагающая всестороннее, сбалансированное
развитие общества с акцентом на экономике,
демократическое управление на основе
законов, обеспечение социальной справедливости,
гарантий прав и свобод граждан.
Внимание акцентируется на
решении таких задач, как
- создание «среднезажиточного
общества»,
- достижение «единства экономического
эффекта с социальным»,
- преодоление существенной
имущественной дифференциации населения,
- формирование экологической
культуры,
- усиление внимания к человеку
как важнейшее условие модернизации,
- обеспечение мирного развития
и гармонизации международных отношений,
- продвижение в мир достижений
китайской культуры,
- создание позитивного цивилизационного
образа Китая.
Можно утверждать, что модель
модернизационного развития, избранная
руководством КПК, в целом не соответствует
общим принципам классического марксизма
и его учению о социализме. Представляется
неправомерным отождествление лидерами
КПРФ китайского опыта реформ с марксистскими
представлениями о социализме. По ряду
параметров (прежде всего экономических)
просматривается сходство этой модели
с путем развития, пройденным Японией,
Южной Кореей, Сингапуром и Тайванем.
При всей грандиозности успехов
и достижений Китая за годы реформ он остается
перенаселенной бедной страной с гигантскими
масштабами социального расслоения и
безработицы, диспропорциями в развитии
западных и восточных регионов, во многом
неразвитой инфраструктурой, высоким
уровнем загрязнения окружающей среды.
Неясно, сможет ли существующая политическая
система адаптироваться к росту социального
плюрализма и появлению многочисленного
среднего класса. Существует и вероятность
внутренней дестабилизации страны, которая
будет иметь глобальные последствия.
3.2. Неомарксизм и
еврокоммунизм
Неадекватность ряда ключевых
положений и внутренняя противоречивость
марксизма стимулировали попытки его
модернизации. Одной из наиболее известных
модификаций марксизма в XX в. был так называемый неомарксизм,
организационно оформившийся в 1930-х гг.
на базе Франкфуртской школы социальных
исследований.
Франкфуртская школа являлась
центром притяжения приверженцев марксизма,
критически относившихся к капитализму,
но в то же время считавших, что идеологи
ортодоксально левых партий выхолостили
и вульгаризировали диалектический подход
к его анализу. Основными методологическими
принципами школы были
- приверженность марксистской
диалектике, гуманизму и освобождению
человека от всех форм эксплуатации;
- акцентирование значимости
человеческого начала в социальных отношениях.
Ведущие представители неомарксизма Теодор
Адорно (1903-1969) и Герберт Маркузе (1898-1979),
спасаясь от гитлеровского режима, перебрались
в США и поэтому считаются «немецко-американскими»
философами. Они отвергали марксистские
положения о классовой борьбе как способе
установления диктатуры пролетариата
и ленинскую идею «первенства политики
над экономикой» и другими сферами общественной
жизни. У К. Маркса и его предшественников
наследовалось только одно - критическое
отношение к буржуазному обществу, которое
было перенесено на «поздний капитализм».
Новациями неомарксистов Франкфуртской
школы стали два главных положения.
Первое, движущей силой революции
является не пролетариат, который обуржуазился
и интегрировался в капитализм, а «аутсайдеры»
- люмпены, безработные, преследуемые национальные
и сексуальные меньшинства, радикальные
слои студенчества и гуманитарной интеллигенции,
нищее население «бедных» стран, противостоящее
«богатым» странам.
Второе положение: слабое звено
буржуазного общества - не власть и государство,
а система духовных ценностей - культурных,
моральных, религиозных и определяемых
ими семейно-брачных отношений. Единственное,
что сближало старых и новых марксистов,
это понимание морали: все, что способствует
революции - нравственно, что препятствует
ей - аморально.
Альтернативу западной культуре
неомарксисты видели в «сексуальной революции». Г.
Маркузе в книге «Эрос и цивилизация» объявил «принцип
получения удовольствия» главным принципом
жизни. Эта идея была с энтузиазмом встречена
в студенческих кампусах Европы. Г. Маркузе
стал «культовой фигурой» молодежи. Во
время студенческих выступлений в Париже
в 1968 г. развевались знамена с надписью
«Маркс, Мао, Маркузе». Хотя впоследствии
Г. Маркузе отказался от наиболее нигилистических
положений своей концепции, они оставили
заметный след в общественном сознании
Запада.
Вариантом неомарксизма были
и идеи Антонио Грамши (1891-1937), одного из
основателей Итальянской компартии. В
ряде работ, особенно в основном труде
«Тюремные тетради», написанном в заключении
с 1929 по 1935 гг.. он развивал политико-философский
аспект марксизма, расширяя рамки первоисточника
и частично ревизуя его. Новаторской была
мысль о том, что движущей силой истории
является не развитие производительных
сил, как утверждал К. Маркс, а конкуренция
гегемонии и культурных моделей, причем
не обязательно связанных с экономикой.
В послевоенные десятилетия
неомарксизм, распространившийся в значительной
степени под влиянием разочарования в
опыте «реального социализма» внес заметный
вклад в исследование международных отношений
второй половины XX в. В работах неомарксистов
ключевым элементом международной системы
(согласно их терминологии, «мир-системы»)
выступают отношения собственности.
В целом неомарксизм отражал
поиск марксистскими и марксистски ориентированными
мыслителями «третьего пути», свободного
как от буржуазности, отчуждения и манипуляций
массовым сознанием, так и от тоталитаризма
с присущими ему засильем бюрократии и
государственной идеологии.
К неомарксизму близок еврокоммунизм - идейное
течение, сформировавшееся в компартиях
Западной Европы в 1970-1980-х гг. минувшего
века. Еврокоммунисты критиковали претензии
КПСС на руководство коммунистическим
движением и советскую модель социализма
за недостаток политических свобод, стремились
к реформированию идейных и политических
платформ путем отказа от тезисов «классовой
борьбы», «мировой революции», «диктатуры
пролетариата» и т. д. Вместе с тем, онидекларировали
свою приверженность марксизму (но не
марксизму-ленинизму) и не идентифицировали
себя с социал-демократией.
Основные тезисы еврокоммунизма состоят
в следующем:
1) советская модель социалистических
преобразований не универсальна, компартии
должны в своей деятельности учитывать
специфические национальные особенности
своих стран;
2) необходимо объединение
всех прогрессивных сил (рабочих, крестьян,
интеллигенции, студенчества, женщин,
служителей церкви, представителей средних
классов) во имя демократического и социалистического
обновления общества, для изоляции реакционных
групп и противостояния «неспособности
капитализма удовлетворить общие потребности
развития общества» (Леггорнское заявление
итальянской и испанской коммунистических
партий, июль 1975 г);
3) коммунистические партии
должны демократизировать свои
структуры и ввести внутрипартийные дискуссии.
Им следует учитывать влияние изменившихся
экономических отношений на структуру
классов (сокращение численности традиционного
рабочего класса, появление новых групп),
чтобы не лишиться своего статуса и поддержки
избирателей.
Еврокоммунистическое течение
в мировом коммунистическом движении
пользовалось значительным влиянием,
прежде всего, в Итальянской, Испанской
и некоторое время во Французской компартиях.
Его наиболее известные деятели - руководители
КПИ Сантьяго Каррильо (автор книги «Еврокоммунизм
и государство») и ИКП Энрико Берлингуэр.
Еврокоммунизм поддерживался
также компартиями Нидерландов, Великобритании,
Австрии, пользовался влиянием и вне Европы,
в частности, в компартиях Японии и Австралии,
левых партиях Венесуэлы и Мексики. На
него как источник идей перестройки ссылался
в своих мемуарах М. С. Горбачев. После
исчезновения СССР еврокоммунизм потерял
смысл.
Заключение.
Выше изложенное позволяет
сделать некоторые выводы о месте марксизма
в истории общественной мысли.
В условиях грандиозных сдвигов
в самих основах существования человечества
обнаружилась узость и ограниченность
формационного подхода к истории. Более
широкий взгляд на процессы, происходящие
в мире, может обеспечить цивилизационный
подход к общественному развитию, который
свободен от абсолютизации роли материально-производственной
сферы в жизни общества, открыт для изучения
новых явлений.
К концу XX в. выявилась неадекватность
ключевых положений марксистской теории - об
освободительной миссии рабочего класса,
неизбежности революционного свержения
буржуазии и установления диктатуры пролетариата.
Эти положения марксизма отталкивались
от реалий XIX в., а сам марксизм был идеологией
традиционного рабочего класса - предшественника
совокупного работника эпохи НТР.
В теории К. Маркса есть ряд
тезисов, которые ни логически, ни исторически
либо не доказаны, либо доказываются с
помощью аргументации, которая сама нуждается
в доказательствах. Например, тезисы о
возможности преодоления частной собственности,
денег, государства и политики как сферы
деятельности, прогноз о переходе к коммунизму
и бесклассовому обществу.
К. Маркс смутно представлял
себе, кому будут принадлежать фабрики,
заводы, орудия материального производства,
кто будет реально распоряжаться ими.
В этих вопросах у него имеются суждения
общего характера о совместном владении
ими то ли со стороны всего общества, то
ли со стороны трудовых коллективов («ассоциированных
производителей»).