Исследование социально-экономических и политических процессов в трудах К. Маркса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Важнейшее методологическое положение марксизма, исходя из которого его представители исследуют происходящие в обществе социально-экономические и политические процессы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Основные положения марксистской теории…………………………………5
1.1.Возникновение марксизма…………………………………………………..5
1.2.Теоретические основы марксизма…………………………………….........5
2. Историческое развитие марксизма………………………………………….13
2.1.Место и роль марксизма в современном мире……………………………13
2.2. Формационная схема исторического прогресса………………………….13
2.3. Концепция всемирно-исторической миссии рабочего класса………......16
2.4. Ленинизм и большевизм……………………………………………………20
3.Использование теории марксизма в мировой практике…………………….24
3.1. Маоизм и современный китайский марксизм………………………….....24
3.2. Неомарксизм и еврокоммунизм……………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы

Файлы: 1 файл

ИСЭиПП курсовая.docx

— 83.25 Кб (Скачать файл)

Капитал в своем движении постоянно увеличивается за счет прибавочной стоимости. Возрастание капитала за счет прибавочной стоимости К. Маркс называет накоплением капитала. Накопление капитала сопровождается изменением его структуры, которая представлена органическим строением капитала, выраженным отношением постоянного капитала к переменному.

Поскольку органическое строение капитала вследствие технического прогресса повышается, спрос на рабочие руки растет медленнее, чем величина капитала. Отсюда, по К. Марксу, неизбежность роста армии безработных, следовательно, ухудшение положения рабочего класса по мере развития капиталистического производства. К. Маркс, сформулировал «всеобщий закон капиталистического накопления»: накопление богатства на одном полюсе, у класса капиталистов, сопровождается накоплением нищеты, ухудшением положения рабочего класса на другом полюсе.

Рост органического строения капитала обусловлен тем, что в погоне за прибылью, в борьбе с конкурентами капиталист вынужден применять новые технологи и машины, заменяя ими живой человеческий труд. Такая стратегия экономического поведения имеет далеко идущие последствия:

во-первых, она ведет ко все большей концентрации производства и капитала в руках немногочисленной верхушки общества, которая быстро обогащается на фоне обнищания огромного большинства населения; во-вторых, снижается потребность в живом труде, а значит, растет число безработных, не имеющих средств к существованию; в-третьих, постепенно снижается норма прибыли на применяемый капитал, так как, по Марксу, новая стоимость создается только живым трудом, а его требуется все меньше и меньше.

Главный вывод, к которому приходит Маркс, состоит в том, что положение и интересы капиталистов и наемных рабочих диаметрально противоположны, непримиримы в рамках капиталистической системы, которая непрестанно делит общество на два полюса: собственников средств производства, покупающих и эксплуатирующих чужую рабочую силу, и пролетариев, у которых нет ничего, кроме рабочей силы, которую они вынуждены постоянно продавать, чтобы не умереть с голода. Таким образом, учение о внутренних законах развития капитализма превратилось в учение об исторической неизбежности его гибели и обосновании революционного перехода к социализму. В недрах капитализма создаются объективные и субъективные условия его уничтожения, предпосылки замены капитализма новым, лишенным эксплуатации обществом. Решение этой проблемы происходит революционным путем. Исследованием исторической тенденции капиталистического накопления завершается первый том «Капитала».

Второй том «Капитала» вышел в свет в 1885 году. Он посвящен исследованию процесса производства как единства производства и обращения сначала применительно к индивидуальному, а затем - к общественному капиталу. К. Маркс анализирует кругооборот трех функциональных форм капитала, денежного, производительного и товарного. В этом томе вводятся категории основного и оборотного капитала, издержек обращения. Рассматриваются проблемы воспроизводства.

К. Маркс построил схемы простого (неизменного по масштабу) и расширенного воспроизводства. Все общественное воспроизводство он разбивает на два подразделения: производство средств производства и производство предметов потребления. Их взаимосвязь представлена уравнением, в котором фигурируют постоянный и переменный капитал и прибавочная стоимость. Вывод из модели сводится к следующему: при простом воспроизводстве сумма переменного капитала и прибавочной стоимости первого подразделения должна равняться постоянному капиталу второго подразделения, а при расширенном воспроизводстве - больше этого постоянного капитала. Схемы простого и расширенного воспроизводства показывали, каким образом осуществляется обмен между двумя подразделениями, воспроизводятся экономические отношения. Рассматривая проблемы воспроизводства, К. Маркс разрабатывает теорию цикла. Капиталистическое производство движется через фазы кризиса, депрессии, оживления, подъема - к новому кризису. Внутренняя логика развертывания экономического кризиса раскрывается через следующие положения: зависимость инвестиционной активности от нормы прибыли; обратную зависимость уровня заработной платы и нормы прибыли; наличие «резервной армии труда», т.е. постоянное превышение предложение над спросом на рынке рабочей силы.

Период экономического подъема характеризуется наличием стимулов к накоплению капиталов, растущим спросом на рабочую силу, сокращением безработицы, повышением заработной платы и, следовательно, снижением нормы прибыли. Падение нормы прибыли достигает такой точки, что стимулы к накоплению капитала перестают действовать и инвестиции прекращаются, растет безработица, снижается заработная плата, падают цены, обесцениваются накопленные запасы. Эти процессы в свою очередь вызывают повышение нормы прибыли, что восстанавливает стимулы к накоплению капитала, начинается оживление, а затем и подъем в экономике.

Маркс обратил внимание на то, что цикл приобретает повторяющийся, регулярный характер, поскольку получает материальную основу в виде цикла обновления основного капитала. Кризис синхронизирует выбытие оборудования, начало фазы подъема создает условия для новых массовых закупок и, соответственно, синхронизации процессов его морального старения, последующего выбытия и массовых закупок. Выделение материальной основы 10-летних циклов развития производства при капитализме - важное теоретическое достижение Маркса. В течение каждого цикла происходит реструктуризация экономики, сопровождающаяся ростом инвестиций и созданием рабочих мест ради максимизации прибыли до тех пор, пока в процессе накопления не возобладают тенденции нормы прибыли к понижению, влекущие за собой сокращение производства, занятости, доходов, вследствие чего наступает новая кризисная ситуация. Конечной причиной кризисов, по мнению К. Маркса, является бедность населения и ограниченность спроса, что свидетельствует о необходимости изменения экономической системы.

К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что коммунистическое общество пройдет в своем развитии две стадии («социализм» и «коммунизм»). На первый стадии исчезает частная собственность, планирование сломает анархию производства, распределение будет осуществляться по труду, товарно-денежные отношения постепенно будут отмирать. На второй стадии реализуется принцип «от каждого по способности – каждому по потребности».

Научное наследие, оставленное К. Марксом, прочитывается по-разному и остается предметом непрекращающихся дискуссий, обсуждений, споров.

Одни пытаются опровергнуть теорию К. Маркса, другие отстаивают ее справедливость, а порой и незыблемость его основных положений и выводов.

Не все идеи марксизма нашли подтверждение в жизни. Не оправдались такие предположения, как положения о непрерывном снижении реальной заработной платы и уровня жизни рабочих, об обнищании пролетариата и классовой поляризации, неизбежности социалистической революции.

К. Марксом и Ф. Энгельсом были недооценены потенциальные силы рыночной системы, ее способности к саморазвитию и видоизменению.

Более взвешенной, объективной оценкой марксистского наследия является стремление уточнить и переосмыслить идеи, содержащиеся в его трудах, с позиций происходящих перемен, выводов экономической науки, достижений общечеловеческой культуры.

 

 

 

 

 

 

2. Историческое  развитие марксизма.

2.1.Место и роль марксизма в современном мире.

Вопрос о месте и роли марксизма в современном мире является предметом острых дискуссий. Суждения на сей счет таковы.

1.Марксизм в целом был верен для своего времени, но в дальнейшем утратил актуальность, и отношение к нему должно быть, как к любому классическому учению.

2.Марксизм выдвинул привлекательные  принципы, но не разработал механизм  их применения.

3.Марксистские прогнозы  в принципе верны, но относятся  к отдаленному будущему человечества.

Эти суждения высказываются и в различных сочетаниях. Для формулирования позиции по сложному и спорному вопросу попытаемся определить специфику марксизма. Марксизм - это учение о прогрессе как смене общественных формаций и росте производительных сил, о социалистической революции во главе с субъектом прогресса - пролетариатом, о сломе буржуазной государственной машины и замене ее диктатурой пролетариата, отмирающей впоследствии, о построении коммунизма - безтоварного и безрыночного общества ассоциированных производителей.

Рассмотрим, в какой мере эти идеи выдержали испытание временем, насколько они соответствуют реальностям современной цивилизации при переходе от индустриального общества к постиндустриальному и информационному.

2.2. Формационная схема исторического прогресса.

Согласно марксизму, история представляет собой однолинейный процесс смены общественных формаций: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Этот процесс расценивается как революционный и прогрессивный, детерминируемый потребностью производительных сил и таких производственных отношений, которые открывали бы простор для их функционирования и обеспечивали бы решение общественных проблем.

В XX в. обнаружились узость и ограниченность формационного подхода к истории. Они проявились прежде всего в абсолютизации роли материально-технической сферы жизни общества как основы прогресса. Эта сфера действительно оказывает значительное, во многом определяющее воздействие на общественные процессы. Вместе с тем она испытывает на себе существенное, а нередко и решающее влияние множества нематериальных факторов - доминирующих в обществе настроений, воли элит и лидеров, деятельности политических партий и т. д.

Марксистская концепция общественного развития создавалась на основе анализа исторического опыта западноевропейского региона и механически переносилась на все человечество. Поэтому она нередко оказывалась в явном противоречии с развитием различных стран и регионов, не учитывались их цивилизационные характеристики. В России, например, не было рабовладельческой формации.

Наконец, трансформация индустриального общества в постиндустриальное и информационное со всей очевидностью демонстрирует ограниченность марксистских представлений о направленности исторического процесса.

По своей сути марксистская концепция формаций с коммунизмом как счастливым финалом человечества была отголоском дарвиновской теории эволюционного развития форм жизни, от низших к высшим. Для этой концепции характерно телеологическое видение исторического процесса, принижающее роль общественного и индивидуального сознания.

Слабым местом марксизма является недооценка роли личностного фактора в общественном развитии. Взгляд К. Маркса на историю носит в значительной степени обезличенный характер. В этом смысле он - прямой продолжатель гегелевского понимания истории. Разница в том, что у Гегеля сущность истории сводится к движению Мирового духа, а у К. Маркса - к развитию экономического базиса, т. е. производственных отношений. По отношению же к базису все остальные сферы жизни (политика, религия, искусство, мораль), согласно марксизму, носят производный характер.

Следует отметить, что марксистская концепция истории как последовательной смены социально-экономических формаций в определенной мере корректировалась самим К. Марксом, обратившимся к изучению азиатского способа производства, отличающегося от пройденных Европой типов общественного устройства. При исследовании этого способа производства он обнаружил, что целостность обществу здесь придает не экономика, а властные факторы. Однако открытие этого феномена осталось не разработанным ни К. Марксом, ни его последователями.

 

 Оказывается возможным иной тип формации, интегрирующим стержнем которого служат отношения власти, а не отношения собственности. Возникшее в России тоталитарное антикапиталистическое образование и представляло собой своеобразное сочетание промышленной цивилизации и пережитков азиатской общественной структуры.

В современном обществознании преобладает так называемый цивилизационный подход к изучению исторического процесса. Его суть - в осмыслении роли и значения исторических цивилизаций в общественном развитии, которые выделяются по разным основаниям - типу культуры, религии, географическому положению, уровню технико-экономического развития. В этой связи говорят о таких цивилизациях, как славяно-православная, мусульманская, азиатская, индустриальная и постиндустриальная и т. д.

Цивилизационный подход к истории - более содержательный и плодотворный, чем формационный, поскольку не сводится к взаимодействию производительных сил и производственных отношений. Объект его внимания - совокупность всех форм жизнедеятельности общества - материальных, духовных, нравственных и прочих в их единстве и неразрывности. Он отражает происходящие в мире интеграционные процессы, прогрессирующую взаимозависимость народов. Этот подход открыт для изучения вновь возникающих тенденций, способен охватить всю сложность и многообразие мирового развития.

2.3. Концепция всемирно-исторической миссии рабочего класса

Центральными положениями марксистской теории являются тезисы о классовой борьбе как главном содержании всемирной истории и революционном насилии как радикальном способе ликвидации эксплуатации человека человеком.

К. Маркс и Ф. Энгельс полагали, что победа пролетариата во всемирном масштабе превратит человечество в единую общность без классовых различий и национальных границ, обеспечив тем самым возможность искоренения войн и достижения вечного мира. Марксистское понимание проблем мировой политики основывалось на экономическом детерминизме, согласно которому формирование всемирного рынка определит глобальный характер социального конфликта и последующих изменений в системе международных отношений.

Информация о работе Исследование социально-экономических и политических процессов в трудах К. Маркса