Исследование социально-экономических и политических процессов в трудах К. Маркса
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 15:34, курсовая работа
Описание работы
Важнейшее методологическое положение марксизма, исходя из которого его представители исследуют происходящие в обществе социально-экономические и политические процессы.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….3 1.Основные положения марксистской теории…………………………………5 1.1.Возникновение марксизма…………………………………………………..5 1.2.Теоретические основы марксизма…………………………………….........5 2. Историческое развитие марксизма………………………………………….13 2.1.Место и роль марксизма в современном мире……………………………13 2.2. Формационная схема исторического прогресса………………………….13 2.3. Концепция всемирно-исторической миссии рабочего класса………......16 2.4. Ленинизм и большевизм……………………………………………………20 3.Использование теории марксизма в мировой практике…………………….24 3.1. Маоизм и современный китайский марксизм………………………….....24 3.2. Неомарксизм и еврокоммунизм……………………………………………26 Заключение……………………………………………………………………….30 Список литературы
Противоречащими действительности
оказались положения марксизма о прогрессе
как движении к «прозрачности» и перманентном
упрощении социальных связей. Суть исторического
процесса состоит как раз в противоположном
- в развитии общественных отношений от
простейших к все более сложным.
Классический марксизм недооценил
мобилизационный потенциал национализма.
Он исходил из безусловного примата классовой
солидарности и определял мировоззрение,
отвечающее интересам рабочего движения,
как пролетарский интернационализм. Национализм
рассматривался упрощенно и односторонне
— как идеология, используемая господствующими
классами для удержания власти и блокирования
классовой солидарности.
Заслуживают внимания неоднократные высказывания
К. Маркса о необходимости критического
отношения к созданной им теории и постоянного
ее переосмысления с учетом новых реалий.
Такого рода высказывания не пользуются
популярностью у ортодоксов коммунизма,
отторгаются механизмом «закрытого сознания».
Важнейшее значение для науки
имеет разработанная К. Марксом методология
исследования - материалистическая диалектика,
предполагающая изучение взаимосвязи
и взаимозависимости общественных явлений,
следование принципам историзма и конкретности
истины, рассмотрение практики как критерия
истинности тех или иных теорий и концепций.
В целом, несмотря на упрощенность
экономикоцентричного видения исторического
процесса, утопичность ряда положений, марксизм
является одной из наиболее фундаментальных
идейных систем. Вклад К. Маркса в науку
об обществе отмечался таким выдающимся
мыслителем, как М. Вебер, известными учеными
Р. Миллсом, Дж. Гэлбрейтом и др. Многие
западные интеллектуалы считают его великим
философом, социологом и экономистом.
В настоящее время коммунизм
как идеология и политическая практика
переживает кризис, ряд компартий Западной
Европы ищет новые идейные принципы и
наименования, многие компартии на территории
СНГ и Восточной Европы прекратили существование
или преобразовались в другие партии,
резко сократилась численность коммунистов
и оказываемая им поддержка со стороны
избирателей. Компартии являются правящими
лишь в Китае, Вьетнаме, КНДР и на Кубе.
Одной из самых важных
ошибок марксизма, по мнению автора,
является его представление о том, что
материальное мировозрение преобладает
над духовным, а религиозность искореняется
из жизни человека. Ярким подтверждением
этого является борьба последователей
марксизма с религией в России в советское
время. Для правильной жизни человеку
недостаточно лишь образования и моральных
внушений, ему нужна особая исцеляющая
и духовно направляющая сила, наличествующая
в христианской религии «Когда марксизм
вычеркивает религию из человеческого
бытия, он вынимает из жизни человека самую
ее сердцевину и оставляет выхолощенную
оболочку. Именно этим марксизм доказал
свою нежизнеспособность и свою антигуманность».
Список литературы:
Альтюссер Л., За Маркса. М., Праксис, 2010
Балибар Э., Валлерстайн И. Раса. Нация. Класс, М., Логос, 2010
Валлерстайн И., После либерализма. М., УРСС, 2012
Гегель В.Ф. Философия религии. Т. 1, М., Наука, 1975
Кагарлицкий Б.Ю. Глобализация и левые. М., Логос, 2011
Корню О.К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность.
М., Прогресс, 1976
Луи П. Утопический и научный
социализм во Франции. Харьков, Главполитпросвет УССР, 1923
Лукач Г. История и классовое
сознание. М., LogosAltera, 2012
Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.3,
С. 1–4
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.
М., Политиздат, 1988
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.
20
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.
23
Маркс К. Восемнадцатое брюмера
Луи Бонапарта // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 8
Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической
партии // Избранные сочинения. М.: Политиздат, 1985. Т.3
Маркс К.К. Маркс – Иосифу Вейдемейеру в Нью-Йорк // Маркс К., Ф. Энгельс. Избранные сочинения. М.: Издательство
политической литературы, 1986. Т.4
Уин Э., Карл Маркс. М., АСТ, 2010
Философский словарь под ред.
Розенталя М.М.М., Политиздат, 1972
Энгельс Ф. Диалектика природы.
М., Политиздат, 1987
Энгельс Ф. Происхождение семьи,
частной собственности и государства.
Киев-Харьков, Изд. Ф.А. Иогансона, 1899