Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 16:18, курсовая работа
Задачами данной работы является рассмотрение теорий политических партий; изложение особенностей методологии изучения партий; сравнение идеологических и исторических особенностей становления партий; выявление причин возникновения, механизмов строительства, а также выявление причин популярности партий-проектов власти “Нур-Отан” и “Ак Жол”, а также прогноз их будущего; сопоставление и изучение причин изменения законодательной базы деятельности политических партий, и изучение особенностей и итогов избирательного процесса, как результата деятельности партий.
Целью данной работы является сопоставление возникновения, становления и деятельности политических партий в Кыргызской Республике и Республике Казахстан, выявление общийх тенденций, а также отличий, анализ причин этихявлений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к изучению партий..........................................................................................................................5
§ 1.Теории партий.....................................................................................................5
§2.Особенности методологии изучения политических партий........................8
ГЛАВА 2. Историко-идеологические составляющие и современное
положение политических партий..........................................................................19
§1.Сравнение идеологических и исторических особенностей становления партий.........................................................................................................................19
§2.Партии проекты власти: “Нур-Отан” и “Ак Жол”......................................29
§3. Правовая база деятельности политических партий и избирательный процесс........................................................................................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
2. Организация.
Э. Уэллхофер в 1979 году
ввел понятие "организационной
К Дюверже восходят два критерия - организованность (степень сложности) и централизация власти (на основе которых он, например, определил партии старейшей демократической страны (США) как "архаичные". Централизм для Дюверже это причина сплоченности партии и следствие левой идеологии. Анализ партий по этим критериям и соцопросы избирателей показали, что централизм обуславливает более адекватное восприятие избирателями позиций партии. На уровень централизации влияют - условия возникновения партии, особенности избирательной системы, особенности взаимоотношения ветвей власти, размеры страны и численность населения, количество и степень активности конкурирующих партий.
Кросс-национальное, лонгитюдное исследование более чем 100 партий (Джанда) показало, что американские партии - наименее централизованные в мире. Ни одна из европейских в этом с ними не сравнится. Ниже их по степени централизации только бланкисты и колорадцы в Уругвае (которые скорее коалиции, а не партии) и Партия социального действия в Чаде (прекратила существование в 1962 году). Это - следствие американского федерализма и президентской системы в США (было бы все иначе, будь политическая система не федералистской и парламентской).
С другой стороны, партии США не уступают в степени организационной сложности, даже превосходят большинство партий мира по этому критерию. То есть одно не исключает другое. Многие американисты утверждают тенденцию к профессионализации и централизации в американских партиях. Сюда же отнесем фактор "согласованности". Понятие введено С. Хантингтоном в 1965 году и разработано Л. Андерсоном для изучения действий партий на местном уровне (штатов). Это "степень соответствия между общими установками партии и поведением отдельных членов партии". Самое сложное для изучения: много материала насчет поведения избирателей (более открытое для наблюдения), мало - активистов и членов партии.
Выделим "сплоченность" (уровень единства при голосовании в законодательных органах. Очень низка в США. В качестве определяющих факторов степени сплоченности политологи выделяют взаимоотношения ветвей власти и эффективность законодательного органа. Чем меньше последний - тем меньше сплоченность. Отметим региональный фактор в данном вопросе: до 1970 года в США демократы Юга и Севера часто противостояли друг другу при голосованиях в Конгрессе. С тех пор сплоченность выросла, по мнению многих, за счет идеологической гомогенизации партии демократов.
Добавим фактор "фракционности"
(внутрипартийные блоки/
Фактор "вовлеченности"
- "глубина психологической
А) Членство. В отношении США его использовать бессмысленно. Дюверже ввел важное понятие "коэффициент членства" - соотношение членов партии к числу голосов избирателей. Отметим противоречивые тенденции - в одних странах к уменьшению членства (в 20 из 29 партий Европы с 1945 по 1984 гг.), в других стабильность. Ограничение членства объясняется тем, что лидеры партий стали более (а голосовать то за партии все равно надо). Это говорит о том, что "партии постепенно перестают служить каналами связи между элитами и массами" (Кац на основе исследований 1990 г.). Общее правило Хакфельда и Спага: "Партийные организации мобилизуют энтузиастов, а их активность влияет на всех остальных".
Б) Стимулы (к участию и деятельности активистов ("природа участия", как выражался Дюверже). Кларк и Вильсон, первые аналитики проблемы назвали три: материальные (личная выгода), целевые (вера в политическую программу и желание ее реализации) и солидарные (стремление к общению и развлечению). На этой основе Райт разделил партии на "рационально-эффективные" (голоса и победа на выборах, как в США) и "партийно-демократические" (ориентированы на политику и идеи, как европейские социалисты). Шлезингер разделял интересы лидеров, стремящихся к должностям, приобретаемым только через победу на выборах, и активистов, которые преследуют "выгоды", не обязательно связанные с такой победой11.
Далее фактор автономности, то есть структурной независимости партии от других институтов и организаций, действующих внутри страны или за ее пределами12. Структурные ограничения на партию накладывают спонсоры, избиратели, взаимоотношения с другими партиями и организациями ("договоры"), в том числе и из других стран.
А) Источники финансирования. В 1950-1960-х годах только четверть партий мира полагались на членские взносы (в Европе - только СДПГ покрывала текущие расходы за счет индивидуальных взносов). Очень интересны сравнительные исследования финансовых источников партий. Выделяются ряд тенденций - государственное финансирование партий (Австрия, Италия, Швеция, ФРГ, Израиль) приводит к бюрократизации партии и большей независимости лидеров от активистов, а также к большему подчинению местных организаций высшему партийному руководству. В Израиле государственное финансирование партий приводит к их большей идеологизации.
Б) Источники пополнения. Дюверже разделил прямое и непрямое (из участия в другой организации, которая поддерживает партию или состоит в ней - профсоюз) членство13. Непрямое членство - основа, например, Лейбористской партии в Англии. В 1960 г. менее 10 % партий в мире допускали только прямое членство, 20 % - вообще обходились без формализации членства. Европейские исследования (с 1974 по 1989 на основе опросов Евробарометра) показывают тенденцию снижения количества людей, чувствующих себя "близкими" к какой-нибудь партии (кроме ФРГ).
В) Источники руководства. В 1960 году лидеры 25% партий (некоторые политологи называют их "доминирующей коалицией") - выходцы из одной социальной группы (свидетельство неавтономности партии).
Г) Отношения с партиями внутри страны. По Дюверже альянсы бывают предвыборные, парламентские и правительственные. Первые - подрывают автономию в наименьшей степени, вторые - в наибольшей (партии-сателлиты в социалистической Восточной Европе14. Сартори в 1976 г. выделяет "коалиционный" (проводить решения) и "шантажный" потенциал партий (способность блокировать соглашения), то есть, ничего не решая сами, могут выступать тем, от чего зависят другие партии. СДПГ, ЛДПР в России - могут выступать "политическим маятником", влиять не сами по себе, а примыкая к разным группам. Они - не автономны и способны определять неавтономность других партий.
Д) Отношения с организациями за пределами страны. Отметим ограниченность автономии коммунистических партий, связанных с Интернационалом, некоторых социалистических партий, христианских демократов, связанных с международными органами (были попытки создания и "Консервативного Интернационала"). То есть это случай неких "транснациональных партий" (о чем первый начал мечтать и реализовывать - К. Маркс, потом Ленин/Сталин). Значение этого вопроса в связи с укреплением ЕС (соперничество партий за места в Европарламенте на первых выборах 1989 года).
3. Социальная поддержка (институционализация).
Еще Ленин в статье
"Опыт классификации русских
Партии создаются не только для того, чтобы отстаивать позиции по политическим проблемам (мнение Э. Берка), но и для политической защиты социальных интересов. Основная сложность - упрощенность традиционной формулы ("социальные различия структурируют политические предпочтения"). Липсет и Роккан в 1969 году выделили 4 социальных раскола, при- ведших к появлению в Европе политических партий: центр/периферия, государство/церковь, город/деревня, работники/собственники. Вечность этих расколов стала основой для вывода об неизменности уровня электоральной поддержки ("застывшая партийная система в Европе"). Липсет и Роккан показали неизменность уровня поддержки за 40 лет. Есть критики, утверждающие "электоральную нестабильность". Однако, если иметь ввиду не отдельные партии, а политические группировки (правые/левые) гипотеза о стабильности выглядит более предпочтительной.
Партии создаются не только для того, чтобы отстаивать позиции по политическим проблемам (мнение Э. Берка), но и для политической защиты социальных интересов. Основная сложность - упрощенность традиционной формулы ("социальные различия структурируют политические предпочтения"). Липсет и Роккан в 1969 году выделили 4 социальных раскола, при- ведших к появлению в Европе политических партий: центр/периферия, государство/церковь, город/деревня, работники/собственники. Вечность этих расколов стала основой для вывода об неизменности уровня электоральной поддержки ("застывшая партийная система в Европе"). Липсет и Роккан показали неизменность уровня поддержки за 40 лет. Есть критики, утверждающие "электоральную нестабильность". Однако, если иметь ввиду не отдельные партии, а политические группировки (правые/левые) гипотеза о стабильности выглядит более предпочтительной.
Сегодня же можно говорить о "размывании классов". Есть богатые, бедные, собственники и трудящиеся, но общее осознание классовых интересов уходит в прошлое. Общество атомизируется и этот аспект истории партий (социальные интересы поддерживающих) уходит в прошлое. Теперь партии сами формируют свою поддержку (рекламой, идейными фишками), ориентируясь на атомарные вкусы (как реклама товаров для предпочтений атомизированных людей, а не для коллективных интересов), а не возникают на основе первично сформировавшихся интересов "не-партийных" людей.
Лоусон и Меркл в книге "Когда партии терпят крах"
(1988) выдвинули гипотезу об упадке партий
и замене их движениями, ориентированными
на решение какой-либо одной проблемы.
Вместо партий с целостными программами
и общенациональными стратегиями - просто
политико-
Выделим фактор "институционализации" - процесс посредством, которого партия УПРОЧИВАЕТСЯ (не "возникает" или "формируется"), приобретает значение и устойчивость15 (Хантингтон, статья "Политическое развитие и политическая деградация", 1965).
Как свойство/состояние
"иституционализация" - степень
представленности (материализации) партии
в общественном сознании, то есть то,
насколько ей удается существовать
(вовлекать избирателей и
Механизм измерения "институционализации" очень просто - минимальная продолжительность существования (количество расколов и слияний) и минимальная поддержка избирателей. Роуз и Маки утверждают, что об "институционализации" партии можно говорить, если она участвовала более чем в 3-х общенациональных выборах. Сами они провели анализ 369 партий в 19 демократических странах от первых свободных выборов в стране до 1983 года, участвовавших хотя бы в одних выборах и набравших хотя бы 1 % голосов - подтвердили право на "институционализацию" только для чуть больше половины из них); возможна более сложная шкала со множеством параметров ("возраст", электоральная стабильность, стабильность представительства в законодательных органах и побед на выборах в исполнительную власть).
Явления, которые следует считать краткосрочными и для анализа долгосрочных тенденций не подходящими: "Солидарность" на выборах 1989 года захватила все должности, которые только были возможны, но связывать это следует не с прочной "институционализацией" "Солидарности", а с общим антиправительственным, радикальным настроем населения - после парламентских выборов 1991 года в Сейме на 460 мест сидело уже около 30 партий и групп, причем самая мощная владела только 62 местами. Ибо такова особенность ситуации без политико-партийной "институционализации" (кроме бывших коммунистов и "ветеранов оппозиции" партий вообще как бы нет).
Роуз и Маки выделили
4 фактора, облегчающих быструю "институализацию"
для партии: возникнуть одновременно
с первыми свободными выборами, пропорциональная
избирательная система (голосование
по списку - можно маскировать
Информация о работе Историко-идеологические составляющие и современное положение политических партий