Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 16:18, курсовая работа
Задачами данной работы является рассмотрение теорий политических партий; изложение особенностей методологии изучения партий; сравнение идеологических и исторических особенностей становления партий; выявление причин возникновения, механизмов строительства, а также выявление причин популярности партий-проектов власти “Нур-Отан” и “Ак Жол”, а также прогноз их будущего; сопоставление и изучение причин изменения законодательной базы деятельности политических партий, и изучение особенностей и итогов избирательного процесса, как результата деятельности партий.
Целью данной работы является сопоставление возникновения, становления и деятельности политических партий в Кыргызской Республике и Республике Казахстан, выявление общийх тенденций, а также отличий, анализ причин этихявлений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к изучению партий..........................................................................................................................5
§ 1.Теории партий.....................................................................................................5
§2.Особенности методологии изучения политических партий........................8
ГЛАВА 2. Историко-идеологические составляющие и современное
положение политических партий..........................................................................19
§1.Сравнение идеологических и исторических особенностей становления партий.........................................................................................................................19
§2.Партии проекты власти: “Нур-Отан” и “Ак Жол”......................................29
§3. Правовая база деятельности политических партий и избирательный процесс........................................................................................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
Своими целями Партия декларирует: усиление государственного регулирования и поддержку агросектора; защиту интересов тружеников села; активное содействие претворению в жизнь экономических и политических реформ, направленных на дальнейшую демократизацию общества; осуществление обоснованных форм рыночных отношений во всех отраслях экономики; повышение жизненного уровня граждан, утверждение социальной справедливости и сохранение стабильности в стране; укрепление межнационального и межконфессионального согласия.
Для Партии характерны отсутствие известных имен в списках, неопределенность в направлении деятельности. Анализ программных установок не позволят выявить каких-либо принципиальных отличий, какие обычно являются базой для политического структурного обособления.
По данным партийных источников, численность партии насчитывает 150 тысяч человек. По данным ЦИК Казахстана - 61 тыс. человек. Организационная структура Партии строится по территориальному принципу. Партия имеет структурные подразделения во всех областях, городах, районах, городах Астане и Алматы. Членство в Партии добровольное, равноправное, индивидуальное и фиксированное. Высшим органом является Съезд, руководящим исполнительным органом - Политсовет, рабочим органом - Политбюро Политсовета, контролирующим органом - Центральная ревизионная комиссия.
Партия выступает как лояльная действующей власти политическая сила25.
Политические партии Кыргызстана:
Партия «Ар намыс». Была впервые зарегистрирована 19 августа 1999 года26. Её лидером является Кулов Феликс Шаршенбаевич. Партия возникла, как реакция на сужение возможностей политических партий влиять на властные решения, расширение полномочий президента и запрет проведения митингов27. Она официально объявила себя оппозиционной тогда существовавшей власти Акаева. Были здесь и другие причины, а именно арест лидера партии. Эта партия одной из первых ратовала за создание парламентской республики и это было также отмечено в её программе. Девиз Партии: Достоинство, Порядок, Благоденствие. Цель партии- строительство демократического, светского, социально-правового государства. Партия не предлагает отдельную идеологию государству, она утверждает, что всё должно быть для человека. Приоритет – развитие агропромышленного комплекса. Высшим органом партии является Съезд, созываемый по мере необходимости, но не реже одного раза в год. По решению Председателя партии, Политсовета или требованию большинства региональных органов может быть созван внеочередной или чрезвычайный съезд. Делегаты съезда избираются на заседаниях региональных организаций по установленной Политсоветом норме представительства. В период между съездами руководящим органом партии является Председатель партии и Политсовет. То есть принцип работы партии не отличается от других партий. Другими активистами партии являются: Алиев Эмиль Турдугулович , Боотаев Усен Эркинбаевич, Бусель Виталий Владимирович, Дулатова Айгуль Бейшеналиевна, Суваналиев Омурбек Исаакович.
Партия Коммунистов Кыргызстана, была впервые зарегистрирована в 17 сентября 1992 года. Её лидером является Масалиев Исхак Абсаматович28. Девиз партии: “Пролетарии всех стран объединяйтесь!”. Цели партии: развитие и углубление интеграционных процессов в экономической, политической и духовных областях между странами бывшего СССР; воссоздание валасти народа в виде совета народных депутатов; перспектива как идеал коммунизма. Партия отмечает, что противодействует правящему режиму, который ущемляет права и свободы трудящихся. Партия выражает свою готовность сотрудничать с другими народно-ратриотическими, а также молодёжными и женскими движениями29. Основной состав пратии это люди старшего поколения, бывшие работники различных структур КПСС, молодёжи мало.
Социал-демократическая партия кыргызстана, была зарегистрирована 16 декабря 1994 года30. Лидером этой партии был Атамбаев А.Ш. Цели партии: интеграция Кыргызстана в мировое пространство на равных правах, равноправие многообразных форм собственности, умеренное вмешательство государства в экономику по мере необходимости, укрепление связей с соседними государствами, прагматизм,центризм во всём, эволюционный характер преобраований и реформ31.
Партия “Ата Мекен” была зарегистрирована 4 апреля 1998 года и образовалась в результате раскола партии “Эркин Кыргызстан”. Её лидером является Текебаев Омурбек Чиркешович. Основные цели партии: построение правового, демократического государства; построение многопратийной системы; на первое место выдвигает социальную политику; призанёт и требует ведущей роли государства в регулировании и управлении экономикой. Основной состав партии это научная интеллигенция, представители малого бизнеса, сельские учителя. В парти представлены почти все слои населения.
Если сравнить политические программы данных партий, то это можно представить в виде таблицы 1 и 2.
Левые |
Лево-центристские |
Центристские |
Право-центристские |
Правые |
Партия коммунистов Кыргызстана |
Ата Мекен |
Демократическое движение Кыргызстана |
Партия глас народа |
Ар Намыс |
Коммунистическая партия Кыргызстана |
СДПК |
Аграрная партия |
Республиканская партия |
Эркиндик |
Партия Новый Кыргызстан |
Партия Эркин Кыргызстан |
Ак Жол |
Партия Туран |
Демократическая партия женщин Кыргызстана |
Партия ветеранов войны в Афганистане и участников других локальных боевых конфликтов |
Таблица 1. Разделение политичечких партий КР по идеологической и политической платформе.
Левые |
Лево-центристские |
Право-центристкие |
Правые |
Партия коммунистов Казахстана |
Казахстанская социал-демократическая партия “Ауыл” |
Нур-Отан |
Демократическое движение Казахстана |
Коммунистическая народная партия Казахстана |
Партия патриотов Казахстана |
Асар |
Демократический выбор Казахстана |
Гражданская партия Казахстана |
Ак Жол | ||
Аграрная партия Казахстана |
Таблица 2. Разделение политичечких партий РК по идеологической и политической платформе.
Данное разделение партий является весьма условным, так как при грубом подходе партии в двух странах можно разделить на партии у власти и оппозиционные. Наши партии так и не основываются на определённом электорате. Не разрабатывают оличную от других партий программу. В основном они строятся вокруг неких политиков и лидеров, нежели программ.
§2. Партии проекты власти: Нур-Отан и Ак Жол.
Более успешными является строительство и продвижение партий власти, здесь используются не только административные, но и финансовые ресурсы, а также авторитет некоторых политиков.
Партия "Ак-Жол", на
которую сделал ставку президент
К.Бакиев, поразительно напоминает партию семьи Акаевых
- "Алга, Кыргызстан", которая тоже
была в своё время партией власти.
Старт этой партии оказался скомканным
- не произошло ожидающегося единения
всех пропрезидентских сил в одной команде.
Российские политтехнологи, обслуживающие
Бакиева, мало чем отличаются от тех, которые
работали на Аскара Акаева. Все они мало
представляют жизнь простого кыргызстанца.
Они не понимают структуру и символику
тесного кыргызского мира, вторгаться
в который, а тем более, рассчитывать манипулировать
им, могут только самонадеянные пришлые.
Законы кыргызского общества, динамика
его устройства слишком запутаны и архаичны,
для того, чтобы подвергаться раскодировке.
Они переоценивают влияние разгона митинга
19 апреля и не совсем понимают всю флюидность
и гибкость кыргызской политики, когда
вчерашние оппоненты уже сегодня могут
стать ближайшими соратниками.
Ситуация уже нагнеталась сообщениями
о принудительном вступлении в новую президентскую
партию не только государственных и муниципальных
руководителей, бюджетников, учителей
и медиков, но даже и поголовно жителей
отдельных сел и городских улиц.
Слишком многое ассоциируется в этой партии
с временами Акаева.32
Создание партии власти
в Кыргызстане –
Строительство партии власти
в Казахстане не столь спонтанно и более продумано. Президент нарушил
свое самое главное правило – быть всегда
над политической схваткой. Выступать
арбитром. Сегодня получилось так, что
всеказахстанский арбитр стал еще и капитаном
одной из команд. И уже только это обстоятельство
исключает всякую возможность честной
конкурентной борьбы между партиями, которая
и так была под вопросом, учитывая стремительно
набранный «Нур Отаном» за последние полтора
года политический вес. Судя по всему,
вес показался недостаточно весомым, и
политическую сборную президента усилили
самим президентом.
Так вот, продолжая разговор о негативных
моментах этого решения, упомянем отрицательную,
прежде всего для самого президента, сторону
этой медали. Она заключается в том, что
Нурсултан Назарбаев сам сошел с вершины
пирамиды своей власти и оказался на том
же уровне, что и прочие лидеры казахстанских
политических партий. Президент вынужден
опираться на «Нур Отан» по двум причинам:
- ему в любом случае нужна опора в виде
субъекта гражданского общества
- в «Нур Отане» сконцентрированы его явные
сторонники, точнее, те, кто без поддержки
главы государства не смогут удержаться
на плаву.
Другое дело, что его истинные намерения
и цели могут разниться с целями и намерениями
функционеров его собственной партии.
Сам же Нурсултан Назарбаев, возможно,
и не планирует задерживаться во главе
государства дольше некоего определенного
срока.
И вот это противоречие интересов (если
оно действительно имеется) в любом случае,
рано или поздно, ударит по «Нур Отану».
Ну а пока что мы можем определить партию
«Нур Отан» как организацию ультраконсерваторов,
чья цель нам известна и оттого последующие
за выборами шаги очень легко просчитываются.
При этом реально ни партия власти, ни
партия радикалов не предлагают ничего
внятного. Программы и стратегии исходят
от президента и рождаются они отнюдь
не в центральном аппарате «Нур Отана».
Радикалы же, последние пару лет ничего,
кроме слоганов, не выдававшие, даже свою
предвыборную программу скроили из популистских
лозунгов, которые выглядят очень привлекательно,
но на деле либо недостижимы, либо приведут
к коллапсу экономики в стране.
Но отметим такие различные моменты: Бакиев начал строить партию не с нуля, членство приобрели в партии не другие партии, а конкретные политики и чиновники; Назарбаевым строилось две партии, которые потом объединились, входили затем в партию не отдельные политики, а конкретные партии. Также правовая база была подготовлена в Казахстане заранее, нежели в Кыргызстане.
§3. Правовая база деятельности политических партий и избирательный процесс.
Конституционно – правой статус политических партий в Кыргызстане и Казахстане определяется Конституцией, и Законом «о политических партиях», Законом “о выборах”.
Политические партии создаются по инициативе не менее 10 граждан. Инициаторы создания политической партии созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав и формируются руководящие органы.
Членство в политической партии. Политические партии имеют фиксированное и/или нефиксированное членство. Членами политических партий могут быть дееспособные граждане Кыргызской Республики, достигшие 18-летнего возраста, добровольно вступившие в партию, признающие ее устав и программу34.
Согласно Законам Кыргызской Республики и Республики Казахстан "0 государственной регистрации юридических лиц"35, политические партии проходят государственную регистрацию в Министерстве юстиции. По данным Министерства юстиции Кыргызской Республики на конец 2007 года, зарегистрировано 122 политических партии, а в Республике Казахстан -4536.
Итак,
новый закон "О политических партиях"
прошел парламент, и если бы не одна
малюсенькая статья никто бы внимания
на него и не обратил. Однако, закон
содержит минимальное ограничение
по численности политических партий
в пятьдесят тысяч человек и требует создания
филиалов во всех областных центрах и
обеих столицах.
Ограничение вполне разумное, если бы
не одно "но" – численность, превышающую
искомые 50000 штыков имеют только три партии
– "Отан", Гражданская и Аграрная.
Оппозиция и примкнувший к ней "Ак жол"
заявили о геноциде и партийной диктатуре
"Отана". "Отан", несмотря на
превышение лимита более чем в три раза,
никогда не инициировал подобный законопроект
без соответствующего решения сверху.
Кроме этого согласно законоспроекту
устанавливается 7 процентный барьер.
Через 4 года. Но уже в Кыргызстане вводятся аналогичные процентные барьеры в 0, 5 процентов по республике и 5% по каждому региону.
Это было
проведено действительно с
Есть выборы на Западе, где любое отступление от закона приравнивается к госпреступлению; есть выборы в России, где все политические процессы проецируются на лидера страны.
А есть выборы в Кыргызстане, которые напоминают цирк, где ареной служит нищая страна, а бездарные клоуны-политики развлекают бедный и озлобленный народ37. Это слова казахстанского политолога Ибрагима Рустанбека о выборах в Кыргызстане 2007 года. В Кыргызстане сформирован трехпартийный парламент: 71 место (из 90) в новом Жогорку Кенеше заняла партия власти "Ак Жол", 11 - за социал-демократами, 8 - за коммунистами. Недавно аналитики спорили: какой вариант парламента выберет Бакиев: казахский (однопартийный) или российский (несколько партий). Теперь говорят: выбрал "смешанный" - другие партии есть, но нет оппозиционеров. Впрочем, "любое сравнение хромает" - как говорил вождь мирового пролетариата. А уж сравнение с Россией и Казахстаном (тем более с Европой и США, где "тоже имеются нарушения") - на обе ноги. Данные выборы были очень интересны тем, что и наблюдатели и приезжие эксперты оценили выборы как легитимные и без особых правонарушений, в то время как местные политологи утверждали абсолютно иное. Например политолог Казакпаев М.С отметил, что выборы, включая избирательную кампанию, прошли с большими нарушениями. Он считает, что те оппозиционные партии, которые подавали различные иски, в большей степени правы. Многие кандидаты не попали в списки, другие почему-то голосовали без маркировки, сама организация была на нуле. В этом виновато само государство, а в большей степени ЦИК38.
Информация о работе Историко-идеологические составляющие и современное положение политических партий