Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 16:18, курсовая работа
Задачами данной работы является рассмотрение теорий политических партий; изложение особенностей методологии изучения партий; сравнение идеологических и исторических особенностей становления партий; выявление причин возникновения, механизмов строительства, а также выявление причин популярности партий-проектов власти “Нур-Отан” и “Ак Жол”, а также прогноз их будущего; сопоставление и изучение причин изменения законодательной базы деятельности политических партий, и изучение особенностей и итогов избирательного процесса, как результата деятельности партий.
Целью данной работы является сопоставление возникновения, становления и деятельности политических партий в Кыргызской Республике и Республике Казахстан, выявление общийх тенденций, а также отличий, анализ причин этихявлений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к изучению партий..........................................................................................................................5
§ 1.Теории партий.....................................................................................................5
§2.Особенности методологии изучения политических партий........................8
ГЛАВА 2. Историко-идеологические составляющие и современное
положение политических партий..........................................................................19
§1.Сравнение идеологических и исторических особенностей становления партий.........................................................................................................................19
§2.Партии проекты власти: “Нур-Отан” и “Ак Жол”......................................29
§3. Правовая база деятельности политических партий и избирательный процесс........................................................................................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
Другие ученые (Панебьянко) выделили 3 фактора из "условий возникновения": развивалась из центра или из местных организаций (проникновение или диффузия), с опорой на свои силы или на предшествующий институт власти (внешняя и внутренняя легитимация), стоял ли у истоков харизматический лидер.
4. Стратегия и тактика.
Широкое определение партии включает и состязательные, сдерживающие (партийный авторитаризм) и подрывные партийные организации. Делить по стратегиям партии сложно (хотя кажется, что они могут быть легко противопоставлены): Французская коммунистическая партия в 1950-е участвовала в выборах (брала четверть голосов), но одновременно пользовалась и антисистемной стратегией - дестабилизация правительства через забастовки и шествия (то есть "смешанная стратегия"). Институционально-революционная партия Мексики использовала как состязательную, так и сдерживающую стратегию - препятствия оппозиции и контроль за ней. Исследования 1960 года показали, что треть партий мира использовали смешанную стратегию, (около половины - состязательную, 11 % - сдерживающую, 3% - подрывную).
Для определения состязательных стратегий существует формула Даунса: "Партии формулируют политические цели, чтобы выиграть выборы, а не выигрывают выборы, чтобы формулировать политические цели". Партии заинтересованы в должностях, в проведении политики и в расширении поданных за них голосов. Трем целям соответствуют разные типы стратегии. Модель США - увеличение голосов (ими определяется президентство в двухпартийной системе), модель Европы - обретение должностей (особенность парламентской системы). Состязательная тактика (в военном деле стратегия это план достижения цели, а тактика это действия по ее достижению (то есть тактика это действия по достижению стратегической цели)). Это стили избирательной борьбы (компроматные, интеллигентные, грязные и т.п.). Новые приемы ведения избирательных компаний с использованием СМИ и опросов общественного мнения впервые использовали консервативные партии Европы. Произошло "заражение справа" - левые партии перешли к аналогичным действиям
5. Правительственный (политический) статус.
Это понятие отражает степень участия партии в общенациональной политике. Определяется электоральной мощью и политическим значением. Не всегда одно предполагает другое. КПРФ в современной России - огромная электоральная мощь и минимальное влияние на реальную политику (парадоксы демократии, определяемые особенностями политической системы (президент выше парламента) и политического сознания избирателей - люди, не голосовавшие за КПРФ в первом туре, во втором (выбор из двух) в большинстве своем проголосуют против КПРФ, а не примкнут к ней).
ГЛАВА 2. Историко-идеологические составляющие и современное положение политических партий .
§1. Сравнение идеологических и исторических особенностей становления партий.
1990-1993 годы были отмечены знаком перехода от перестройки к строительству двух данных суверенных государств, их собственной политической системы. Причем суть произошедших тогда важнейших событий заключалась в сломе существовавшей до той поры тоталитарной системы и коренной реформе всей системы общественных отношений. Что это означает? То есть республики были вынуждены начинать строить государственность на базе старой Конституции и союзных законов, которые абсолютно не отвечали новым реалиям.
Либерализация общественной жизни была ознаменована также введением в странах многопартийности. Однако образовавшиеся тогда первые политические партии не отвечали требованиям устойчивой политической организации. Для большинства из них были характерны приверженность самым общим принципам демократии и, одновременно, отсутствие реальных альтернатив правительственному курсу реформ.
В 1993-1995 годы изменения в политических системах общества происходили в связи с принятием Конституцийй в 1993 г., а также имели место парламентские кризисы. В эти годы произошло обострение противоречий между ветвями власти, а также внутри элиты. И одна из наиболее ярко выраженных линий разлома в этой борьбе проходила по линии «Президент – Парламент». В случае с Казахстаном – это намеченные планы на строительство централизованной президентской республики, в Кыргызстане- тоже, но также скандалы с золоторудными месторождениями18. В итоге конституционных реформ часть власти отбирается у парламента и отдаётся президенту, что затормаживает партийное строительство в обеих странах.
С позиции европейской модели политическая партия по своей природе и предназначению зарождается в недрах гражданского общества, граждане которого имеют достаточный уровень образования и политической культуры, чтобы иметь свои представления о справедливости и политических методах ее осуществления, уметь сформулировать свои ценности и интересы. Вторым необходимым условием партийного генезиса является наличие определенного набора гражданских и политических прав, т.е. формирование правового государства. Добавим третий необходимый компонент, а именно – наличие определенной избирательной правовой формулы для того, чтобы процесс партогенеза был запущен.
Эти условия в Европе и Америке были созданы в начале XIX века. Именно в это время в Великобритании и США зарождаются и быстро прогрессируют политические партии, которые с одной стороны обслуживают потребности гражданского общества (функции социализации), с другой – служат укреплению правового государства (функции формирования политических лидеров, связи государства с гражданским обществом). Для полноты анализа надо обратиться к рабочему определению политической партии из Закона КР «О политических партиях» (1999) – это добровольное объединение граждан Кыргызской Республики, которые имеют общие политические цели и задачи, способствующие осуществлению политической воли определенной части населения, и принимают участие через своих представителей в управлении делами государства. А также к определению политических партий в казахстанском законодательстве: Политической партией является общественное объединение, добровольно созданное гражданами Республики Казахстан на основе конституционного права на свободу объединений в целях формирования и выражения их политической воли. Участие политических партий в общественно-политической жизни и в осуществлении государственной власти через своих представителей является формой реализации признанного Конституцией идеологического и политического многообразия в Республике Казахстан19.
Политический и идеологический образ действий зарождающихся партий определяется теми проблемами, которые являются доминирующими в обществе, которые определяют политический ландшафт или политическое поле данной страны. С.Липсет и С.Роккан сформулировали в свое время в виде антитез четыре группы партиеобразующих факторов для модели западных стран: 1. Центр – периферия (регион). 2. Государство – церковь (конфессия). 3. Город - село. 4. Собственники – рабочие (богатые-бедные)20. Кроме этих объективных (т.е. независимых от непосредственной партиеобразующей деятельности людей), следует учитывать и субъективные партиеобразующие факторы. К ним, по нашему мнению, относятся: 1. Устройство политической системы. Место политических партий и их возможности в достижении власти; 2. Избирательная правовая
формула, которая стимулирует или не стимулирует партийную борьбу, формирует конфигурацию партийной системы; 3. Законодательство о партиях, дающее нормы, правила партийной «игры». Все отмеченные нами факторы носят общий характер и проявляются во многих странах Запада и Востока. Национальное своеобразие для Кыргызстана подчеркивают частные факторы партогенеза. Для Кыргызстана и Казахстана частными объективными факторами являются: конфликт идеологий (демократия-коммунизм); отношение к экономической реформе (рыночная экономика – государственная экономика); отношение к распаду СССР (независимость – зависимость).
Частными субъективными факторами явились: новые государственные устройства,
закрепленные в Конституции КР 1993 г. И Республики Казахстан 1993 г.; смешанная система выборов в Жогорку Кенеш и Мажилис, действующая система президентских выборов, региональные и местные выборы преимущественно на непартийной основе; настороженное или негативное отношение к партийной деятельности (особенно в регионах и на местах).
Все эти факторы и определили зарождение (1991-1994 гг.), становление (1994-1999 гг.) и функционирование (1 этап с 2000 г.; 2 этап с 2005 г. по настоящее время) партийного мира стран.
Несмотря на кажущуюся хаотичность, турбулентность и непредсказуемость партийного генезиса, в республике можно выделить его определенные закономерности в каждом из отмеченных периодов.
Зарождение политических партий в современном Кыргызстане и Казахстане проходило не по схеме М.Вебера (аристократические группировки – клубы – политические партии), характерной для европейских стран, и не по схеме А. де Токвиля (группы единомышленников – локальные клубы – политические партии [США])21, а по схеме: политические кружки – политические клубы – народные движения – политические партии. Определенный период замедления в формировании политических партий объясняется характером государства (неправовое) и сдерживался нарождающейся политической системой. Другой особенностью партогенеза и отличием его от западного была необходимость предварительного демонтажа системы КПСС.
Второй период также не способствовал нормальному росту и развитию партийных
структур, ибо вместо участия в выборах и в формировании политики стран
политические партии занимались мелкими склоками. Становление партий шло крайне сложно в силу специфики переходного периода. До недавнего времени невозможно было существование политических партий, представляющих интересы определенных социальных групп, поскольку социальная структура общества также находится в стадии трансформации. Основным типом партий, существовавших в стране, были немногочисленные объединения, группировавшиеся вокруг политических лидеров. Кроме того, существовали партии, сформированные из остатков КПСС, а также созданные с помощью административного ресурса в интересах выборных кампаний22.
Только с 1999 г., с момента начала избирательной кампании начинается более или менее нормальное функционирование политических партий, т.е. деятельность, дающая возможность здорового развития партий в условиях ограничений.
Так, а теперь перейду к конкретному описанию партий.
Своими целями Партия считает: укрепление и развитие государственности; формирование принципов правового государства; равенство всех граждан перед законом; очищение государственного аппарата от коррумпированных чиновников; наведение порядка и законности во всех сферах государственной и общественной жизни; реализацию принципа ответственности власти перед народом, подъем национальной экономики; укрепление материального благосостояния и социального статуса гражданина и семьи. Сотрудничает с партией "Отан", российской партией "Единая Россия", Компартией Китая, Демократической партией США, Украинской партией "Батькивщина". По данным СМИ, Партия аффилирована со структурами крупного казахстанского бизнесмена Александра Машкевича.
10 ноября 2006 г. VII съезд партии принял решение об объединении с пропрезидентской партией "Отан". Заявленное Партией количество членов составляет около 100 тысяч членов. По данным ЦИК Казхстана - 63 тыс. человек23.
Своими основными целями Партия считает: создание условий для построения в республике общества свободы и социальной справедливости, основанного на принципах научного социализма; построение коммунистического общественного строя. КПК сотрудничает с Компартий РФ, СКП-КПСС, компартиями стран СНГ; в Казахстане - с Народной партией "Демократический выбор Казахстана".
Партия издает газету "Правда Казахстана", пять газет местных партийных органов в Актюбинской, Акмолинской, Жамбыпской, Костанайской и Кызылординской областях. Сотрудничает с газетами "АиФ Казахстан", "XXI век".
28 марта 2007 года Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) и Коммунистическая партия Казахстана (КПК) провели совместную пресс-конференцию, на которой объявили о готовящемся объединении. Заявленное объединение двух партий так и не состоялось из-за серьезных разногласий между сторонами. По данным КПК, ее численность составляет около 100 тысяч членов. Организационная структура Партии строится по территориальному принципу.
Высшим органом Партии является Съезд, руководящим исполнительным - ЦК КПК, рабочим - Бюро ЦК КПК, контролирующим - Центральная контрольная комиссия.Средства Партии формируются за счет членских взносов, добровольных взносов граждан и иных поступлений.
Партия декларирует
следующие цели: формирование и осуществление
национального возрождения
Официально в Партии состоят 51188 человек. Организационная структура Партии строится по территориальному принципу. Членство в Партии - индивидуальное. Высшим органом является Съезд, избираемый руководящий орган - Центральный Комитет, рабочий - Бюро ЦК, контролирующий - Центральная ревизионная комиссия. Партийные средства формируются за счет членских взносов, доходов от финансово-хозяйственной деятельности.
Партия занимает нейтральную нишу. Критика действующей власти ограничивается выявлением недостатков чиновников и их злоупотреблений служебными полномочиями. Лидер Партии , генерал Гани Касымов, активный участник всех созываемых по инициативе Президента и его Администрации совещаний по налаживанию диалога с оппозицией и выработке дальнейших мер по демократизации страны. Г.Касымов баллотировался как кандидат в Президенты на досрочных выборах в 1999 г., выступая в роли критика существующего режима. Впоследствии он отказался продолжить избирательную гонку и призвал своих избирателей проголосовать за действующего Президента Н.Назарбаева24.
Информация о работе Историко-идеологические составляющие и современное положение политических партий