Избирательное
право и избирательный процесс.
Лекция
№1. Избирательное право, понятие и принципы,
система и источники.
- Понятие избирательного права России.
Классификация
видов выборов:
- Очередные
выборы;
- Досрочные
выборы;
- Основные
выборы;
- Дополнительные
выборы;
- Повторные
выборы.
Референдум – это способ принятия
решения по наиболее важным вопросам общегосударственного,
регионального и местного значения путем
непосредственного голосования граждан.
Вопросы, которые не могут быть вынесены
на референдум:
- Об
избрании, назначении на должность, досрочном
прекращении полномочий тех лиц, которые
замещают гос. должности.
- О
персональном составе федеральных органов
государственной власти.
- Об
избрании, досрочном прекращении, приостановлении
или продлении срока полномочий органов
или должностных лиц, образуемых в соответствии
с международным договором.
Процесс проведения
референдума.
- Подготовка
референдума;
- Проведение
референдума (голосование, подсчет, подведение
итогов);
- Реализация
решения;
Избирательное право – это конституционное
право граждан избирать и быть избранными
в органы государственной власти и органы
местного самоуправления. А также, право
выдвижения кандидатов, списков кандидатов,
предвыборной агитации, наблюдении за
проведением выборов, работой избирательных
комиссий, руководствуясь конституцией
российской федерации, федеральными законами,
законами субъектов федерации и законами
органов местного самоуправления.
Активное
избирательное право – это право граждан
избирать кандидатов в органы гос. власти
и органы местного самоуправления. В РФ
активным избирательным правом обладают
лица, достигшие 18-ти лет, имеющие место
жительства по своему избирательному
органу, обладающие дееспособностью.
Пассивное
избирательное право – право выдвигаться
и баллотироваться в состав органов гос.
власти и органов местного самоуправления.
Избирательно-правовое отношение
– это возникающая на основе норм избирательного
права юридическая связь между субъектами,
выраженная в форме их прав и обязанностей.
Элементами данных отношений являются:
Субъекты:
- Граждане
РФ;
- Иностранные
граждане;
- Органы
гос. власти и местного самоуправления;
- Избирательные
комиссии;
- Общественные
объединения;
- Средства
массовой информации.
Объекты:
- Материальные
объекты;
- Нематериальные
объекты.
Содержание правоотношения:
- Юридическое
– субъективные права и обязанности;
- Фактическое
– само поведение субъекта.
Юридические факты – те обстоятельства,
при которых возникает, изменяется или
прекращается правоотношение. Делятся на события и действия.
- Принципы избирательного права.
Принципы избирательного права
– основные нормы, в которых выражается
демократическое содержание избирательного
права РФ.
Принципы:
- Принцип
всеобщего избирательного права;
- Принцип
равного избирательного права;
- Принцип
прямого избирательного права;
- Принцип
тайного голосования;
- Принцип
свободных выборов;
- Принцип
альтернативности.
- Система избирательного права.
Система избирательного
права делится:
- Нормы
- Институты
- Общая
часть – устанавливает универсальные
принципы, исходные положения и начала
организаций;
- Особенная
часть – определяет конкретные процедуры;
Избирательно-правовые нормы – это
общеобязательные, формально определенные
правила, регулируемые государством. Структура
избирательно-правовой нормы состоит
из трех элементов:
- Гипотеза
– та часть нормы, которая указывает на
фактические обстоятельства, при наступлении
которых норма уступает действию.
- Диспозиция
– та часть нормы, которая указывает на
само правило поведения.
- Санкция
– та часть нормы, которая указывает на
меры (последствия), применяемые при ее
несоблюдении.
Классификация избирательно правовых
норм:
- По
объекту;
- По
функциям;
- По
характеру прав и обязанностей;
- По
территории действия.
4. Источники
избирательного права.
- Конституция;
- Международные
договоры РФ;
- Решение
конституционного суда РФ;
- Решение
верховного суда РФ;
- Федеральное
законодательство;
- Законы
субъектов РФ;
- Законы
органов местного самоуправления.
Избирательные
системы.
- Понятие
и виды избирательных систем.
В научной
литературе «избирательная система» понимается
в двух смыслах:
- широком
– система общественных отношений, связанных
с выборами органов публичной власти
- узком
– представляет больший интерес – ИС
– способ определения того, кто из баллотировавшихся
кандидатов будет избран на должность.
В зависимости
от того, какая система используется,
результаты выборов могут быть совершенно
различны. Существует 2 вида ИС:
- Мажоритарная – согласно этой
системе, избранными считаются лица, получившие
большинство голосов. Существуют различные
ее модификации:
- Система относительного большинства
– предполагает избрание того кандидата,
который наберет голосов больше, чем каждый
из его соперников в отдельности. При этой
системе не устанавливается ни обязательный
минимум участия граждан, ни обязательность
голосования. Минус этой системы заключается
в том, что может пропасть большинство
голосов избирателей.
- Система абсолютного большинства
– достаточно часто используется для
избрания президентов (в том числе и в
России). Для победы кандидату необходимо
набрать 50%+1 голос. При данной системе
обычно устанавливается нижний порог
участия в выборах. Если он не достигается,
то выборы признаются несостоявшимися
или недействительными. Проблемой этой
системы является то, что чем больше кандидатов,
тем сложнее кому-либо из них набрать 50%+1
голос. Для этого есть «второй тур». В него
выходят 2 кандидата, набравшие максимальное
количество голосов, и среди них выбирается
победитель. Плюсом этой системы является
то, что победитель действительно поддерживается
большинством страны.
- Система квалифицированного большинства
– для победы необходимо набрать строго
установленное число голосов, как правило,
более 50%.
- Пропорциональная – предполагает
соперничество между списками политических
партий. В России по данной системе избирается
Госдума. Суть ее заключается в том, что
количество мест в парламенте распределяется
согласно процентному соотношению, полученному
на выборах. Пропорциональная система
может применяться только в многомандатных
округах. Чем больше округ, тем большая
степень пропорциональности соблюдается.
Минусы пропорциональной системы: во-первых,
существует то обстоятельство, что в данной
системе конкурируют не конкретные личности,
а политические партии, и поэтому, избиратель
ориентируется не на конкретных персон,
а на громкость имени политической партии.
Следовательно, наряду с общеизвестными
политическими лидерами, партия может
провести в парламент нежелательных персон;
во–вторых, неограниченное использование
данной системы может привести к появлению
в парламенте множества мелких партий,
которые не способны к сотрудничеству
и могут блокировать важные решения для
страны. Чтобы преодолеть последний минус
в России введен, так называемый, заградительный
барьер 7%.
- Развитие
институтов Избирательного Права и законодательства
о выборах.
Практика
применения законодательства 2007-2008 годов
выявила некоторые минусы в избирательных
нормах, принципах. В связи с этим,
с 2008-2012 год были приняты меры по
разработке новых положений и
унификации избирательных норм. Была
проведена работа по совершенствованию
избирательного законодательства, которая
выразилась в следующих нововведениях:
- Увеличен
срок полномочий депутатов Госдумы с 4
до 5 лет, а президент Российской Федерации
с 4 до 6 лет.
- Разрешен
допуск политических партий в Госдуму,
которые набрали от 5-7% голосов на выборах
(5-6%: 1 место, 6-7%: 2 места).
- В
Федеральную часть списка кандидатов
может быть включено не более 10 человек,
а число ее региональных групп должно
быть не менее 70.
- На
выборах депутатов Госдумы может баллотироваться
партия без сбора подписей в свою поддержку
лишь в том случае, если она представлена
не менее чем в трети парламентов РФ.
- Остальные
партии собирают 150 000 подписей в свою поддержку.
- Численность
партии для регистрации сейчас: 500 человек.
- Увеличена
сумма предельных расходов кандидатов
при выборах политических партий.
- Установлены
единые требования к оформлению подписных
листов и проверке подписей.
- Уточнены
правила голосования вне избирательных
участков.
- Усовершенствовано
правовое регулирование отношений, касающихся
распределения эфирного времени и печатных
площадей между кандидатами во время предвыборной
агитации.
- Международные избирательные стандарты
следует рассматривать как закрепляемый
международным правом нормативный институт
правового регулирования общественных
отношений (в сфере избирательного права):
- Всеобщая
декларация прав человека 1948 года (пункт
3, ст. 23).
- Международный
пакт о гражданских и политических правах
человека 1966 года (ст. 25).
- Европейская
конвенция о защите прав человека и основных
свобод 1950 года.
- Конвенция
о стандартах демократических выборов,
избирательных прав и свобод в государствах-участниках
СНГ.
Найти в интернете.