Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 19:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей управления кадрами в государственной службе.
Задачи исследования:
1. охарактеризовать понятие государственной службы и государственного служащего;
2. изучить основные стадии прохождения государственной службы;
3. рассмотреть особенности кадровой политики в государственной службе;
4. рассмотреть управление кадрами в Ульяновской области;
Оглавление
Введение
система государственное муниципальное управление
Актуальность темы обусловлена тем, что выявление принципов и источников формирования кадров государственной службы, является неотъемлемой частью более общей и глобальной проблемы – создания российской демократической государственности, авторитетной и действенной власти в обществе. Сегодня для государственного строительства нет актуальнее задачи, чем формирование специального социального слоя профессионально подготовленных и нравственно воспитанных государственных служащих, способных гарантировать высокую социальную эффективность и безупречность работы органов государственной власти в Российской Федерации.
Объект исследования: персонал государственной службы Российской Федерации как особая социально-профессиональная группа, занимающая одну из ключевых позиций в современной системе государственного управления.
Предмет исследования: принципы формирования кадров государственной службы Российской Федерации.
Целью курсовой работы является изучение особенностей управления кадрами в государственной службе.
Задачи исследования:
1. охарактеризовать понятие государственной службы и государственного служащего;
2. изучить основные стадии прохождения государственной службы;
3. рассмотреть особенности кадровой политики в государственной службе;
4. рассмотреть управление кадрами в Ульяновской области;
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления персоналом в государственной службе.
1.1. Понятие государственной службы и государственного служащего.
Слово «служба» имеет много значений. Под службою понимается и вид деятельности людей, и ведомственное подразделение (служба уголовного розыска МВД и др.), и самостоятельное ведомство (Федеральная служба внешней разведки, Федеральная налоговая служба). Мы рассматриваем службу как один из видов платной общественно полезной деятельности. Она состоит в управлении, обслуживании его (делопроизводственном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей.
Одной из особенностей трудовой деятельности на государственной службе является тот факт, что ее продолжительность зависит от политического цикла в стране, и при смене власти (правящей партии), а также при смене политического курса для многих служащих вероятность перемещения на другие должности и даже потери работы резко повышается. Однако следует отметить, что существует и другая особенность (для высших должностных позиций) - как показывает практика, если человек занимает одну из руководящих должностей в системе государственной службы, вероятность его полного увольнения из системы не так уж высока - его скорее переведут на другую должность, при этом не очень ущемляя финансово.
Последствия принимаемых решений оказывают существенное влияние на жизнь миллионов граждан страны, что обуславливает высокий уровень ответственности и требует всесторонней проработки и взвешенности решений, сведения возможных рисков к минимуму и др.
Комплекс правовых отношений государственной службы составляет в своей совокупности крупный правовой институт. В России общепринятого определения понятия «государственная служба» в научной литературе нет. Различные авторы акцентируют внимание чаще на внешних проявлениях государственной службы, не выделяя ее специфических особенностей. Так, например, Граждан В.Д. дает следующее определение: «государственная служба - это профессиональная деятельность аппарата гражданских служащих по обеспечению исполнения и исполнению полномочий федеральных и региональных государственных органов»1.
А.Ф. Ноздрачев определяет государственную службу как «установленный государством, нормативно выраженный и легитимный, признаваемый гражданами юридический институт практического осуществления государственной власти и повседневного применения законодательства в масштабе всего общества и реального времени»2.
В настоящий момент правовую основу государственной службы в Российской Федерации образуют Конституция, Федеральный закон Российской Федерации «О системе государственной службы Российской Федерации»3 и Федеральный закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации»4.
Статья 5 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гласит: «регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:
1) Конституцией Российской Федерации5;
2) Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»;
3) Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
5) указами Президента Российской Федерации;
6) постановлениями Правительства Российской Федерации;
7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
9) нормативными правовыми актами государственных органов.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», то применяются правила международного договора»6.
Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»7 в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.
Определение государственной службы закреплено в статье 1 Закона:
1. Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
- Российской Федерации;
- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
- субъектов Российской Федерации;
- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов8;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
2. Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» не регулируется».9
Согласно статье 2 Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
- государственная гражданская служба;
- военная служба;
- правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации».
Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.10
Г.В. Атаманчук подчеркивает, что «государственный служащий – это гражданин, занимающий государственную должность и исполняющий ее на профессиональной основе (постоянно и за плату)»11.
Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»12 подробно урегулирован круг обязанностей государственного служащего и некоторые ограничения в правах, связанные с прохождением государственной службы. Вместе с тем в законодательстве последнего десятилетия прослеживается тенденция к расширению объема правомочий государственного служащего без адекватного расширения объема его ответственности в случае их неисполнения. Данное несовершенство законодательства требует пристального внимания со стороны органов законодательной власти.13
Основной и общепринятой является классификация источников формирования кадров государственной службы в зависимости от способа социального изменения кадрового состава государственного органа и принадлежности к нему. В этом случае имеются два возможных вида источников формирования кадров государственной службы: внутренние (граждане, работающие в соответствующем государственном органе и отвечающие требованиям, установленным для замещения той или иной государственной должности государственной службы) и внешние (граждане, не работающие в соответствующем государственном органе и имеющие необходимые качества для исполнения обязанностей по определенной государственной должности государственной службы). В условиях правового государства необходимо обеспечивать рациональное сочетание внутренних и внешних источников формирования кадров государственной службы.
1.2. Основные стадии прохождения государственной службы.
Прохождение государственной службы — это процесс практического служения государству лица, назначенного на государственную должность государственной службы, выполнения соответствующего вида управленческой или иной государственно-служебной деятельности. Прохождение государственной службы регламентируется не только Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов РФ о государственной службе, но и указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Основные стадии прохождения службы14:
1) поступление (прием) на государственную службу;
2) аттестация и повышение квалификации служащих;
3) присвоение чинов, персональных званий, разрядов, дипломатических рангов и т. п.;
4) перевод на другую должность;
5) поощрение;
6) привлечение к ответственности;
7) прекращение службы.
Институт прохождения государственной службы характеризуется следующими основными чертами.
1. С практической структурно-
2. Содержание прохождения службы,
т. е. выполнение государственными
служащими своих должностных
обязанностей, управленческих и
других функций; на этом временном
отрезке реализуется правовой
статус государственного
3. Прохождение государственной службы устанавливается нормативно. Таким образом, как подынститут правового института государственной службы оно объединяет правовые нормы, регулирующие следующие вопросы: замещение государственных должностей, специальная профессиональная подготовка сотрудников различных государственных органов, совместительство, реальное выполнение служащими своих должностных обязанностей и реализация прав, порядок присвоения квалификационных разрядов, специальных званий; поощрение служащих и привлечение их к ответственности (к различным видам юридической ответственности), аттестация государственных служащих, продвижение (перемещение) по службе (должностной рост на конкурсной основе), условия службы, социально-правовая защита (гарантии, льготы, компенсации) государственных служащих, основания и способы прекращения государственной службы.
4. Условия прохождения
Сведения о государственном служащем содержатся в личном деле государственного служащего.
Сведения о всех государственных служащих, занимающих должности государственной службы, а также включенных в резерв на выдвижение на вышестоящие государственные должности государственной службы, содержатся в Федеральном реестре государственных служащих и реестре государственных служащих субъектов РФ.
Право поступления на государственную службу имеют по общему правилу граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ о государственной службе.
На первоначальном этапе образования государственно-служебного правоотношения целесообразно различать два правовых документа: служебный контракт и приказ (акт) о назначении гражданина на государственную должность государственной службы.
Для лица, впервые поступающего на государственную службу, а также для государственного служащего при переводе на государственную должность государственной службы иной группы и иной специализации, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности государственной службы, на которую гражданин поступает.
Информация о работе Кадровая политика на государственной службе в Ульяновской области