Классификация государственных политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Политические режимы, а также их классификация представляет большой интерес и имеют большой значение для теории государства и права. Вопрос классификации политических режимов имеет большое значение при характеристике государства и определения его формы. В своей работе я использовала различную юридическую литературу для того, чтобы дать как можно более полный ответ на поставленные данной темой вопросы.
В первой главе я рассматриваю различные определения термина «политический режим», его связь с другими элементами формы государства, классификация государственных политических режимов.

Содержание работы

Введение
Понятия политического режима
Классификация государственных политических режимов
2. 1 Тоталитарный политический режим
2 .2 Авторитарный политический режим
Демократический политический режим
Политический режим в современной России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение

  1. Понятия политического режима
  2. Классификация государственных политических режимов

2. 1 Тоталитарный политический режим

2 .2 Авторитарный политический режим

    1. Демократический политический режим
  1. Политический режим в современной России

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 
Тема данной работы является наиболее интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно и классификация политических режимов на данный момент представляет большой интерес. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.  Четкого соотношения между типом и формой государства нет. Из-за этого, с одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, уровнем зрелости общества и государственной жизни, целями и задачами, которые ставит перед собой то, или иное государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им. Кроме того, серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности, географические и природные условия и многие другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями и объединениями, партиями, общественными движениями и другими организациями. Для характеристики формы государства  важен  политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни). В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования тюрем, и других карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия народа или не участие народа в политической жизни, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д. Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов. Можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от режимов других государств.

Политические режимы, а  также их классификация представляет большой интерес и имеют большой  значение для теории государства  и права. Вопрос классификации политических режимов имеет большое значение при характеристике государства  и определения его формы. В  своей работе я использовала различную  юридическую литературу для того, чтобы дать как можно более  полный ответ на поставленные данной темой вопросы.

В первой главе я рассматриваю различные определения термина  «политический режим», его связь  с другими элементами формы государства, классификация государственных политических режимов. 
 
Во второй главе я уделяю внимание основному вопросу моей работы, а именно типы режимов  их роль в жизни современного общества. Единого мнения по поводу типа политических режимов нет, но я разделила эту главу условно на 3 части в которых рассматриваю демократический, авторитарный, тоталитарный режимы, а также политический режим в современной России. Кроме того в этой главе я рассматриваю особенности тех или иных политических режимов и возможные трансформации одних режимов в другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятия политического режима

Термин “политический режим” появился в 1960-1970 гг. В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию  термина “политический режим”. “Учение о различии государств или  о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства” Термин “политический режим” появился в 1960-1970 гг. В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию термина “политический режим”. “Учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства”.

Понятие политического  режима, получив распространение в западно-европейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX вв., в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров. Широко известна его трактовка в качестве характеристики государственной власти по формальному источнику — верховенству политической воли индивидуально-определенного физического лица, «элитарной» социальной группы или большинства населения. Подобное понимание восходит к традиции, заложенной «Политикой» Аристотеля, однако сегодня на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводит к фактическому отождествлению того или иного типа политического режима с конкретной формой правления. В действительности же далеко не всегда монархия является символом сохранения автократических или тоталитарных традиций, а провозглашение республики — обязательным условием демократических преобразований. Так, в некоторых государствах с республиканской формой правления политический режим выступает как авторитарный или даже тяготеющий к тоталитаризму (Иран). В то же время применительно к ныне существующим в Западной Европе типичным конституционным монархиям (Бельгия, Великобритания, Норвегия, Швеция и др.) при анализе и описании принципов осуществления политической власти, реализации прав и свобод граждан можно говорить о демократическом режиме»

Некоторые авторы считают, что политический режим является одним из элементов  формы государства. “Под формой государства  понимаются организация политической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима”. В. С. Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства.

Понимая так форму государства, он дает определение её трех элементов: “Форма правления – это организация  верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источником и  принципами взаимоотношения органов  власти между собой и с населением. Форма государственного устройства – это административно- территориальная  и национально-государственная организация  власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства  и их органов между собой и  с государством в целом.

Политический режим – это  конкретное проявление государственной  организации, выражающаяся в состоянии  и характере демократии и политической свободы в обществе”.

Другие авторы политический режим  к одному из элементов формы государства  не относят. “Под формой государства  понимается в широком смысле образ  правления и государственное  устройство, а в узком смысле –  только форма правления”.

Первая точка зрения стала ведущей  в теории государства и права.

Необходимо заметить, что при  характеристике формы того, или иного  государства, полный ответ можно  дать лишь тогда, и только тогда, когда  мы рассматриваем форму государства  учитывая все три элемента вместе, т.е. форму правления (организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением), форму государственного устройства (территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями) и политический режим (методы и способы осуществления государственной власти). Из этого следует то, что без рассмотрения политического режима, нельзя до конца понять, форму того или иного государственного образования.

“С формой государства тесно  связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или  иной страны исключительно велико. Например, изменение политического  режима (даже если форма правления  и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к  резкому изменению внутренней и  внешней политики государства. Вызвано  это тем, что политический режим  связан не только с формой организации  власти, но и с её содержанием”.

По определению Юридического Словаря  политическим режимом называют “в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приёмов, методов, форм, способов осуществления политической власти. Не существует единой типологии  политических режимов. Характер политического  режима никогда прямо не указывается  в Конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании”.

Исторические типы государств, как  правило, не совпадали с типами политических режимов. Так в рамках одного и  того же типа государства и одной  и той же формы правления могли  существовать разные политические режимы. Например, Афинское и Римское государства  в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга. “В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев”.

Платон создал целое учение о  динамике государственной жизни  и смене, в силу “испорченности человеческой натуры”, её форм. Идеальное государство  и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство  может деградировать и соответственно в этом же направлении изменять свою форму”.

По учению Платона, появление частной  собственности ведёт к тимократии, т.е. к господству сильных воинов. Тимократия представляет собой крито-спартанский  тип государства. Этот тип государства, может постепенно, превратиться в  олигархию. Олигархия, основанная на имущественном  цензе и власти богатых, со временем может превратиться в демократию. Да, именно демократию Платон считал одной  из “испорченных” (!!!) форм государства. И наконец, “демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения  последнего свободой сверх меры в  “неразбавленном виде” может  вырождаться в свою противоположность  – тиранию”. Тирания – самая  худшая форма государства, при которой  безраздельно господствует произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства, тиран захватывает  власть от имени народа и выступает  как “ставленник народа”.

Античный философ  Аристотель – ученик Платона, имел свои взгляды. Он делил государства  «по двум критериям: по числу правящих лиц (один, немногие, большинство) и  по целям (правильные государства, где  власть преследует цели общего блага  граждан, и неправильные – личные выгоды». Т.е. по тому, в чьих руках власть и по тому, как эта власть используется.

Классификация политических режимов Аристотелю

Властвует в пользу

Общего блага управляемых

Личного блага правителей

Один

Монархия

Тирания

Несколько

Аристократия

Олигархия

Все (или как можно больше)

Демократия

Плохая демократия


 

. В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. “О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важны из них следующие:

  • способы и порядок формирования органов государственной власти,
  • порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений,
  • степень гарантированности прав и свобод граждан,
  • роль права в жизни общества и решении государственных дел,
  • место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством,
  • основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов”.

На сегодняшний день предложено великое множество классификаций  политических режимов. Так, например, в  соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и  судебной ветвей власти, можно выделить режим слияния властей и режим  разделения властей; по статусу и  роли армии в обществе — военный  и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу — «западный» и «восточный»; по характеру взаимоотношений государства и церкви — теократический и светский режимы.

Ряд исследователей предполагают, что классификация политических режимов в максимальной степени  должна сочетать теоретическую последовательность с эмпирической адекватностью. Рассмотрим некоторые из них:

1. Классификация  «охлократия — олигархия — тирания». Это древнегреческая классификация, в которой мыслители того времени пытались главным образом ответить на вопрос, кому принадлежит государственная власть и от чьего имени осуществляется управление.

Информация о работе Классификация государственных политических режимов