Классификация государственных политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Политические режимы, а также их классификация представляет большой интерес и имеют большой значение для теории государства и права. Вопрос классификации политических режимов имеет большое значение при характеристике государства и определения его формы. В своей работе я использовала различную юридическую литературу для того, чтобы дать как можно более полный ответ на поставленные данной темой вопросы.
В первой главе я рассматриваю различные определения термина «политический режим», его связь с другими элементами формы государства, классификация государственных политических режимов.

Содержание работы

Введение
Понятия политического режима
Классификация государственных политических режимов
2. 1 Тоталитарный политический режим
2 .2 Авторитарный политический режим
Демократический политический режим
Политический режим в современной России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.12 Кб (Скачать файл)

Не следует рассматривать  данный термин лишь как негативно  оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие  «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное  с нацией, государство, где ликвидируется  разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация  понятия впервые предложена для  характеристики фашизма. Затем она  была распространена на советскую и  родственные ей модели государства.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется  крайним централизмом. Практически  управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а  строго наказывается. Местные органы  власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

«Идейные истоки, отдельные  черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV  вв. до н. э. теоретики рационализации  китайской политико-правовой мысли (легисты) ЦзыЧань, Шан Ян, ХаньФэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни.  В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Центральное место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять граници страны, и оглупления народа».[3]

Близким к легистам Китая  тип тоталитарного государственного режима предложил Платон. «В диалоге  «Государство» содержится знаменитый проект «идеального общественного  строя», основанного на принципах  коллективной собственности правящих сословий. В его более поздних  диалогах («Полития», «Законы») нарисована социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного  от Афинского общества, изображенного  в «Государстве». Свое второе по достоинству  государство Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума  в отдельности государству; государственная  собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной  собственности; насаждения коллективистских  начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти».[4]

Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным  вопросам за пределы государства  и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны.

Платоновская модель государственного режима для большинства современных  стран неприемлема.

Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И тем не менее как  законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в.

Политическое значение ему  впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского  режима.

«Западная концепция тоталитаризма, в том числе  и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы».[5]

Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что  тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности  только тоталитаризму и отличающих все тоталитарные государственные  режимы от авторитаризма и демократии.

 

 

 Я считаю наиболее  важными следующие признаки:

-   всеобщая государственная идеология,

-   монополия государства на средства массовой информации,

-   монополия государства на все средства вооружения,

-   жестко централизованный контроль над экономикой,

-   одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром,

-   особо организованная система насилия, как специфического средства контроля в обществе;

Отдельные из приведенных  признаков того или другого  тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные.

Существенные признаки тоталитаризма  выявляются при сравнении его  с авторитарным режимом. Не может  служить достаточным критерием  однопартийность, поскольку она  встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего – в  отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется  определенная автономность общества по отношению к государству, то в  условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится  к глобальному господству над  всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно  демонстрируются социально-классовые  барьеры.  Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и  региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает  проблемы: гражданское общество –  государство, народ – политическая власть. «Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих  социальных функций саморегуляции  и саморазвития». Отсюда особенности  организации тоталитарной системы  государственной власти:

- глобальная централизация  публичной власти во главе  с диктатором;

- господство репрессивных  аппаратов;

- упразднение представительных  органов власти;

- монополия правящей партии  и интеграция ее и всех других  общественно-политических организаций  непосредственно в систему государственной  власти.

«Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной  идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная  ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних  классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее  олигархии».[6]

Центром тоталитарной системы  является вождь. Его фактическое  положение сакрализируется. Он объявляется  самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение  к нему пресекается. Обычно на эту  роль выдвигаются харизматические  личности.

В соответствии с установками  тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной  государственной идеологии, тратить  время на ее изучение. Инакомыслие  и выход научной мысли официальной  идеологии преследовались.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный  статус правящей, выступает либо в  единственном числе, либо «возглавляет»  блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено  режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в  его установлении – тем, что однажды  приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно  насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались  у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера  на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной  партией. Правящая партия объявляется  ведущей силой общества, ее установки  рассматриваются как священные  догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества  объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

Специфическими чертами  тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые  для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат  тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов  воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких  государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток. Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует  доносительство, сдабривая его «великой идеей», например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения. Такими органами были НКВД в СССР, Гестапо в Германии. На такие органы не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Для достижения целей эти органы могли делать всё, что угодно. Действия их направлялись властью не только против отдельных граждан, но и против целых народов и классов. Массовое истребление целых групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.

Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.

Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта  тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность  распоряжаться производительными  силами общества создает необходимую  политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного  хозяйства, где не хватает рабочей  силы.

Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного  режима. Идея о военной опасности, об “осажденной крепости” становится необходимой, во-первых, для сплочения  общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и  агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия - основные опоры тоталитаризма.

Отправной точкой тоталитарной модели является декларация некой высшей цели, во имя которой режим призывает  общество расстаться со всеми политическими, правовыми и общественными традициями. Изучение модели показало, что после  подавления традиционных общественных институтов, людей легче сплотить в единое целое и убедить пожертвовать любыми другими целями ради достижения главной. Доминирующая в этих странах  идеология объясняла выбор средств, трудности, опасности и т. п. в  терминах всё той же цели и обосновывала, почему государству нужны практически  неограниченные полномочия. Пропаганда сочеталась с использованием передовых  технологий политического сыска  для подавления любого инакомыслия. Результатом было обеспечение массовой мобилизации в поддержку режима. Концентрация власти выражалась в монополизации  процесса принятия окончательных решений  во всех сферах деятельности, а также  принципиальном отсутствии ограничений  на масштаб этих решений и на масштаб  санкций. Всё большее проникновение  государства означало всё большее  сужение автономного пространства, вплоть до его полной ликвидации. Это  приводило с одной стороны  к атомизации общества, а с другой стороны, к слиянию всех политических сфер, в нём существовавших, в  одно единое целое. В отличие от полицейского государства, в котором меры по поддержанию  порядка проводятся согласно установленным  процедурам, в тоталитарных режимах  у правоохранительных органов была широкая свобода действий, что  обеспечивало их непредсказуемость  и подконтрольность руководству  страны. Поскольку, согласно тоталитарной модели, стремление к высшей цели было идеологической основой всей политической системы, о её достижении никогда не могло быть объявлено. Это означало, что идеология занимала подчинённое положение по отношению к лидеру страны и могла им произвольно трактоваться по ситуации. Другим выводом теории является обоснование организованного и масштабного насилия против определённой многочисленной группы (например, евреев в нацистской Германии или кулаков в сталинском СССР). Эта группа обвинялась во враждебных действиях против государства и в возникших трудностях.

Информация о работе Классификация государственных политических режимов