Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 16:39, курсовая работа
Политические режимы, а также их классификация представляет большой интерес и имеют большой значение для теории государства и права. Вопрос классификации политических режимов имеет большое значение при характеристике государства и определения его формы. В своей работе я использовала различную юридическую литературу для того, чтобы дать как можно более полный ответ на поставленные данной темой вопросы.
В первой главе я рассматриваю различные определения термина «политический режим», его связь с другими элементами формы государства, классификация государственных политических режимов.
Введение
Понятия политического режима
Классификация государственных политических режимов
2. 1 Тоталитарный политический режим
2 .2 Авторитарный политический режим
Демократический политический режим
Политический режим в современной России
Заключение
Список используемой литературы
Предтоталитарные режимы
возникают на свет в результате углубления
противоречий, особенно характерных
для раннего капитализма. Функционирование
представительных учреждений нарушается,
и власть оказывается в руках
лиц, опирающихся в своих действиях
на силу, и авторитет которых не
подкреплен процедурой всеобщих выборов.
Два основных агента авторитаризма
- бюрократия и военные - не справляются
с решением проблем институциализации,
ибо исторически им отведены в
обществе совсем иные функции. Институциализация
или связь государства, политической
системы с обществом
Наиболее характерный
пример посттоталитаризма - политический
режим, возникший в СССР после
смерти Сталина. Мы не хотели бы здесь
вдаваться в обсуждение всех тех
аргументов, которые нередко приводятся
исследователями в
Разновидностью тоталитаризма
являются режимы, где осуществляется
“культ личности”, культ вождя - непогрешимого,
мудрого заботливого. На деле же оказывается,
что это лишь форма правления,
в которой реализуются
Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.
Однако социальная цена за
такой способ осуществления власти
со временем все возрастает (войны,
разрушение мотивации к труду, принудительность,
террор, демографические и
2.3 Демократический политический режим.
Термин “демократия” сегодня стал одним из наиболее употребительных, причем не только в кругах политических деятелей, ученых-обществоведов, публицистов, но и в обыденных, повседневных разговорах, приобретая самые разные значения и оттенки. По справедливому замечанию российского политолога М.В.Ильина, “упоминания этого слова к месту и не к месту буквально заполонили речь политиков, пропагандистов и отдельных граждан не только у нас, но чуть ли не повсюду в мире... Словом “демократия” обозначается и некий политический принцип, и особый тип власти, и система правления, и разновидность политического режима, и определенная политическая культура, и довольно неоднородный идеологический комплекс, даже некая мировоззренческая установка и жизненный стиль”12.
Впервые это понятие, дословно означающее “власть народа” (от греч. demos – народ, kratos – власть), встречается в трудах античных философов. В современной научной литературе оно чаще всего употребляется в двух значениях. В широком смысле под демократией понимается форма устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равноправия входящих в нее лиц, принятия решений большинством голосов, периодической выборности и подотчетности органов управления избравшему их общему собранию, конференции, съезду организации. В данном значении говорится, например, о производственной, профсоюзной, внутрипартийной демократии. В более узком смысле, характерном для политологии и государствоведческих дисциплин, под этим понятием обозначается форма государственно-политического устройства, которой присущи следующие признаки:
1) признание народного
суверенитета, воли большинства народа
в качестве источника государственной
власти
2) установление и соблюдение прав и свобод
граждан, их равноправия, возможности
управлять процессами общественной жизни;
3)выборность основных органов государства;
4) верховенство закона.
В настоящее время концепция демократии обычно дополняется такими принципами либерализма, как приоритет прав человека над правами государства и ограничение власти большинства над меньшинством, предполагающее уважение права меньшинства иметь свое мнение и отстаивать его.
По словам Л.Даймонда, “в силу большой международной значимости демократии самые различные режимы стремятся прослыть демократическими”. Тем не менее в обществе, провозгласившем народный суверенитет, нередко есть люди, исключаемые из участия в политической жизни. Так, в древнегреческом полисе, городе-государстве, считающемся моделью античной демократии, не имели политических прав женщины, рабы и “метеки” – свободные “чужеземцы”, – то есть в общей сложности более половины населения. Немало примеров подобной дискриминации известно и из истории более поздних эпох, включая современность. В Южно-Африканской Республике, где действовала внешне демократическая конституция, свыше 70% жителей страны в возрасте от 18 лет и старше, будучи “лицами негритянского происхождения”, вплоть до выборов 1994 года полностью отстранялись от участия в официальной политике. В ряде стран Европы лишь в середине нашего столетия были предоставлены избирательные права женщинам (Франция – 1944 г., Италия – 1945 г., Греция – 1956 г., Швейцария – 1971 г.). В США до недавнего времени сохранялась “скрытая разновидность” имущественного ценза – избирательный налог или регистрационный сбор, фактически лишавший права голоса малоимущих граждан, и понадобилась общеамериканская политическая кампания, чтобы в 1964 году наконец-то была принята поправка к конституции, запрещающая взимание этого налога. Таким образом, одним из важнейших критериев истинной демократичности политического режима выступает доля населения страны, имеющего избирательные права.
В отличие от прямой демократии античных полисов, в условиях современных государств с многомиллионным населением и обширной территорией непосредственное участие каждого гражданина в законотворческом процессе и управлении общественными делами не представляется возможным. Однако необходимость формирования представительных учреждений, которым по волеизъявлению большинства делегируются властные полномочия, неизбежно ведет к специфическому “разделению труда” в сфере политики, выделению управленческой деятельности в особую сферу, требующую известной компетенции. При этом демократические институты со всей очевидностью могут оказаться под влиянием могущественных групп: способных навязать обществу свою “компетентную” волю. Отсюда возникает весьма существенная проблема действительного выражения интересов большинства граждан, по-разному трактуемая нынешними концепциями представительной демократии.
Самой простой и, к сожалению, далекой от политических реалий является модель, основанная на массовом участии или правлении народа, которая исходит из того, что граждане сохраняют власть и направляют политику избираемого ими правительства. “Именно эту модель, – отмечают видные американские политологи М.Дж.Скидмор и М.К.Трипп, – как правило, изучают в школах, и потому, наверное, так разочарованы бывают впоследствии молодые люди, когда сталкиваются со сложной реальностью”. С другой стороны, существует модель властвующей элиты, построенная на том, что государством управляют немногочисленные группы, фактически неподотчетные народу и полностью определяющие все стороны политической жизни, контролируя правительство, армию, промышленность, торговлю и профсоюзы. Однако наиболее достоверным описанием механизма современной представительной демократии многие исследователи склонны считать так называемую плюралистическую концепцию, или теорию политического взаимодействия групп. В соответствии с этой моделью, в обществе “преобладают мощные организованные группы, а правительство играет в основном роль посредника между ними и, кроме того, часто само выступает как одна из таких групп. Каждая группа действует в собственных интересах, а правительство способствует координации и достижению компромиссов, с тем чтобы как можно полнее удовлетворить желания наиболее могущественных групп”.
Оппоненты плюралистической
концепции, не отрицая ее высокую
достоверность, обычно подчеркивают, что
она смещает внимание политиков
от отдельного гражданина – первичной,
в соответствии с либеральными представлениями,
единицы демократического общества
– в сторону достаточно сильных
организаций. В подобных условиях позиция
индивида, интересы которого не совпадают
с интересами какой-либо влиятельной
группы, едва ли будет представлена
в органах власти, пока он не сумеет
объединиться с другими, однако различные
обстоятельства, прежде всего –
финансового и организационно-
Безусловно, современная
представительная демократия далека от
идеала. В частности, она не исключает
возможности использования
Всенародные выборы на основе
тайного и альтернативного
Информация о работе Классификация государственных политических режимов