Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть и проанализировать специфику конституционной юстиции в федеративном государстве.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- определить понятие конституционной юстиции, ее назначение;
- рассмотреть особенности конституционной юстиции в зарубежных федеративных государствах;
- проанализировать специфику конституционной юстиции в Российской Федерации: состояние и пути развития.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Конституционная юстиция: понятие, назначение……………………5
2. Конституционная юстиция в зарубежных федеративных государствах………………………………………………………………………7
3. Специфика конституционной юстиции в Российской Федерации: состояние и пути развития………………………………………………………20
3.1. Обусловленность и динамика становления региональной конституционной юстиции в Российской Федерации………………………...21
3.2. Практика функционирования региональной конституционной юстиции…………………………………………………………………………..24
3.3. Трудности в формировании конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации……………………………………………...26
3.4. Основные направления и способы развития региональной конституционной юстиции……………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………..37
Список использованной литературы…………………………………….39
Содержание
Введение……………………………………………
3.
Специфика конституционной
3.1. Обусловленность и динамика становления региональной конституционной юстиции в Российской Федерации………………………...21
3.2.
Практика функционирования региональной
конституционной юстиции……………………………………………………………
3.3.
Трудности в формировании
3.4.
Основные направления и
Заключение………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………….39
Введение
Правовая норма, изданная любым государственным органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила поведения не противоречат предписаниям конституции. В противном случае такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной.
Эта задача возлагается на институт конституционного надзора, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных актов с точки зрения их соответствия конституции. Таким образом, функция конституционного надзора состоит в поддержании и обеспечении конституционной законности.
Исторически конституционное правосудие возникло для проверки конституционности законов парламента. Затем предметом рассмотрения конституционного суда стал вопрос конституционной ответственности главы государства за государственную измену, нарушение конституции и т.д. (импичмeнт). Предмет юрисдикции конституционных судов постепенно расширяется.
Судебная
конституционная юрисдикция и соответствующее
конституционное
Наличие
института конституционной
Деятельность органов конституционного правосудия это, прежде всего, конституционный контроль – проверка законов и других правовых актов с точки зрения их соответствия основному закону (конституции).
Цель данной курсовой работы – рассмотреть и проанализировать специфику конституционной юстиции в федеративном государстве.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
-
определить понятие
- рассмотреть особенности конституционной юстиции в зарубежных федеративных государствах;
-
проанализировать специфику конституционной
юстиции в Российской Федерации: состояние
и пути развития.
Конституционная юстиция – специально учреждаемые государством органы, призванные обеспечить конституционную законность (правовую охрану конституции).
Мировой конституционной практике известны две модели конституционных систем – американская и европейская. Американская модель основана на прерогативе высшего судебного органа общей юрисдикции – верховного суда выносить решения о неконституционности законов. При этом суд может объявить неконституционным любой закон, подлежащий применению в конкретном деле. Такая система конституционного контроля действует в США, Канаде, Японии, Австралии, Индии, Швейцарии, Скандинавских странах и др. Европейская модель основана на том, что специально учрежденные конституционные суды рассматривают дела о конституционности закона вне связи с конкретным делом, рассматриваемым судом. Такая модель конституционной юстиции характерна для РФ. При этом в РФ органы конституционного контроля, как и в других странах – Германии, Турции, Украине и др., – включены в систему судебной власти. В иных странах – Франции, Италии, Испании, Польше и др. – в судебную систему такие органы не входят. В конституционную систему РФ входят Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды субъектов РФ. В то же время органы конституционного контроля субъектов РФ не образуют с федеральным Конституционным Судом единой системы. Объединение этих органов в рамках конституционной юстиции страны обусловлено характером осуществляемых ими задач.
Создание в Российской Федерации института конституционной юстиции – это решительный шаг в деле защиты конституционного строя, формирования демократического правового государства. Он позволил расширить сферу судебного контроля, включив в него нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, обеспечив тем самым полное судебное «прикрытие» публично-правового пространства. Благодаря им принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную реализован не только в Российской Федерации, но и в отдельных субъектах Федерации;
Конституционная юстиция отличается особой специфической формой осуществления правосудия конституционным судопроизводством. Только для данной формы судопроизводства устанавливается круг проверки и инициаторов рассмотрения дел, связанные с этим виды процедур и юридические последствия принимаемых решений. Это обусловлено тем, что постановления конституционных судов, в результате которых неконституционные нормативные правовые акты утрачивают юридическую силу, имеют такое действие во времени, пространстве и по кругу лиц, как и нормативные акты, что не присуще правоприменительным по своей природе решениям судов общей юрисдикции.
При принятии решений конституционный суд руководствуется не только нормами конституции, но и учитывает нормы международного права, позиции Европейского Суда по правам человека.
Рассмотрим
специфику конституционной
2.
Конституционная юстиция
в зарубежных федеративных
государствах
В федеративных государствах, как и в большинстве современных государств, как уже было отмечено, сложились и действуют две основные модели института конституционного правосудия – американская и европейская.
Принципиальное различие между ними состоит в том, что при американской модели конституционное правосудие осуществляют суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных уголовных и гражданских дел. При европейской модели конституционное правосудие выделяется из общего правосудия – конституционные дела рассматриваются специализированными органами – конституционными судами.
Вместе с тем современный институт конституционного правосудия характеризуется таким многообразием форм, которое все труднее сводить к двум основным моделям. Все более заметной становится тенденция к возникновению различных смешанных форм, где в той или иной комбинации сочетаются некоторые черты, присущие каждой из основных моделей. При сохранении между ними принципиального различия в организационном отношении (суды общей юрисдикции и специализированные органы) во всех иных отношениях во многих странах такая модель приобретает гибридный характер (по компетенции судебных органов, применяемым ими видам и формам конституционного контроля). Такие гибридные модели (получившие широкое распространение в развивающихся странах) лишь весьма условно можно характеризовать как американскую или европейскую модель в их «классическом варианте»1.
Специфические особенности, которые имеет институт конституционного правосудия в федеративных государствах, присущи как организации, так и юрисдикции органов конституционного правосудия.
При этом, наряду с общими особенностями, обусловленными самим характером федеративного устройства государства, каждая модель, выступает ли она в классическом или модифицированном варианте, обладает национальной спецификой. Все это необходимо учитывать при рассмотрении организации органов конституционного правосудия в федеративных государствах.
Исторически первой в федеративных государствах появилась американская модель, сложившаяся в США на основе не конституции, а судебных прецедентов (первым из которых было известное решение Верховного суда 1803 г. по делу Marbury v. Madison). С теми или иными модификациями она утверждается в ряде федераций в странах Европы (Швейцария), Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика), Северной Америки (Канада), Азии (Индия, Малайзия, Пакистан), в Австралии.
Общей чертой конституционного правосудия во всех этих федерациях является его осуществление судами общей юрисдикции – как федеральными, так и субъектов федерации. «Судебный контроль за законодательством, – пишет о Канаде П. Хогг, – может осуществляться в любом производстве, в судах любого уровня... Все органы, осуществляющие судебную власть, имеют право и обязанность контролировать действительность законодательства, когда этот вопрос возникает в проводимом ими производстве»2.
Однако в организационном отношении системы судов общей юрисдикции весьма различны. Можно выделить три их разновидности.
Первая – судебная система, характерной чертой которой является дуализм. Ее образуют система федеральных судов и система судов субъектов федерации (США, Бразилия). Вторая – это единая (объединенная) судебная система, которую образуют федеральные суды, создаваемые только на федеральном уровне, и суды субъектов федерации (Канада, Индия). Например, в Канаде система судов общей юрисдикции включает Верховный суд и суды провинций (в одних провинциях действует двухзвенная, в других – трехзвенная система).
Впрочем, следует отметить противоречивость конституционных положений, касающихся судебной системы Канады. С одной стороны, согласно п. 14 ст. 92 Конституционного акта 1867 г., к исключительной компетенции провинций отнесено «отправление правосудия в провинции, включая учреждение, содержание и организацию провинциальных гражданских и уголовных судов...». С другой стороны, судей всех провинциальных судов назначает генерал-губернатор (фактически федеральное правительство), а жалованье, пособия и пенсии устанавливаются и выплачиваются им федеральным парламентом (ст. 96, 100 Конституционного акта). Таким образом, фактически провинциальные суды являются частью единой федеральной судебной системы.