Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:49, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Целями исследования были определены: осуществление анализа сущности и содержания законодательной, научной и практической баз, относящихся к организации и осуществлению законодательного процесса на разных уровнях в Российской Федерации.
Для достижения указанных целей предполагалось решить следующие задачи:
- изучить и обобщить имеющиеся по данной проблематике источники, определить степень и уровень научной разработанности темы;
- исследовать сущность и содержание полномочий законодательного характера, предоставленных законодательным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;
- раскрыть особенности организации и осуществления законодательного процесса
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I . Законодательный процесс и его стадии………………………………7
1.1 Законодательный процесс: понятие, сущность, стадии
Глава II. Конституционно-правовые основы законодательного процесса в Российской Федерации
2.1 3аконодательная инициатива и ее субъекты……………………………….15
2.2 Законодательный процесс в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации………………………………………………16
2.3. Законодательный процесс в Совете Федерации…………………………..20
2.4. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации…………28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список источников и литературы……………………………………
МИНОБРНАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.Т. КАЛАШНИКОВА»
Факультет Экономика, право и гуманитарные науки
Кафедра «Государственно-правовые дисциплины»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное право»
Конституционно-правовая регламентация законодательного процесса в Российской Федерации
Научный руководитель:
Введение…………………………………………………………
Глава I . Законодательный процесс и его стадии………………………………7
1.1 Законодательный процесс: понятие, сущность, стадии
Глава II. Конституционно-правовые основы законодательного процесса в Российской Федерации
2.1 3аконодательная инициатива и ее субъекты……………………………….15
2.2 Законодательный процесс в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации………………………………………………16
2.3. Законодательный процесс в Совете Федерации…………………………..20
2.4. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации…………28
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы………………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего теоретической и практической значимостью необходимости исследования сущности и особенностей общественных отношений, возникающих и действующих между субъектами законодательного процесса. Законодательные (представительные) органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов призваны разработать основы правовой системы России. В указанном процессе, наряду с Федеральным Собранием Российской Федерации, активно участвуют законодательные органы субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации получив самостоятельность в сфере разработки нормативных правовых актов, обязаны при этом руководствоваться требованиями Конституции Российской Федерации (ст. ст. 1-5, 15, 7172, 76), соо1ветствующими Конституционными Федеральными и федеральными законами, регламентирующими законодательную деятельность законодательных органов всех уровней.
Законодательство всегда, на всех этапах становления, развития и совершенствования государственно-правовых отношений, было, есть и остается эффективным инструментом государственного управления различными видами общественных отношений. Своевременность, точность законодательных решений, качество нормативных правовых актов в условиях развития рыночных отношений, проведения в жизнь политических, экономических и социальных реформ имеют особое значение. Разработка законов - сложная, ответственная и кропотливая работа, не терпящая торопливости и волюнтаризма. В силу указанного очень важное значение имеет наличие условий, возможностей для: внимательной, скурпулезной подготовки и «обкатки» каждого законодательного решения; сбора необходимых подготовительных материалов; проведения социологических исследований; анализа прогнозируемой эффективности будущего закона, его соответствия предъявляемым к нему требованиям.
В современных условиях становления
правовой системы России принятие законов
и подзаконных актов
Проблемы организации и
Цели и задачи исследования. Целями исследования были определены: осуществление анализа сущности и содержания законодательной, научной и практической баз, относящихся к организации и осуществлению законодательного процесса на разных уровнях в Российской Федерации.
Для достижения указанных целей предполагалось решить следующие задачи:
- изучить и обобщить имеющиеся
по данной проблематике
- исследовать сущность и
- раскрыть особенности
- предложить модельные нормы
для применения в сфере
- выработать обоснованные
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления законодательного процесса, на основе которых субъекты законодательной деятельности исполняют свои полномочия. Кроме того, общественными отношениями определены порядок и уровень взаимодействия между законодательными органами всех уровней и иными видами государственной власти.
Предметом исследования выступают актуальные вопросы теории и практики законодательной деятельности, конституционно-правовые основы регламентации законодательного процесса в России в целом и в ее субъектах.
Методологическую основу исследования составили: общенаучные и специальные методы (анализ, синтез, сравнение, правовое моделирование), логический, системный методы, методы сравнительного правоведения и государственного моделирования. В их числе также такие методы, как. сравнительно-правовой и формально-юридический - все вместе взятые, они позволили всесторонне и глубоко рассмотреть проблематику полномочий Думы как составной части всей законодательной системы Российской Федерации.
Эмпирическую базу исследования представляют
Конституция России, действующие
конституционные федеральные и
федеральные законы, иное законодательство
России и субъектов Российской Федерации,
результаты аналитических исследований
законодательной деятельности Федерального
Собрания Российской Федерации, законодательных
органов государственной власти
различных субъектов Федерации,
научные груды национальных и
зарубежных исследователей - специалистов
в сфере законодательной
Степень разработанности темы исследования.
Исследованием отдельных
Работы, указанных выше исследователей, явились отправной точкой для исследования некоторых вопросов настоящей проблематики такими учеными как: С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.В. Баглай, В.М. Баранов, В.В. Бородин, Л.В. Бутько, A.A. Вихров, А.Б. Венгров, Б.И, Габричидзе, ПП. Глущенко, Д А Киримов, В.В. Лазарев, О Э. Лейст, Е.П. Пашков, A.C. Пиголкин, В.П Сальников, Б.А. Страшун, С В. Плепин, А.В Стремоухов, Б.С. Эбзиев, Л.М. Энтин и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые критически представлена законодательная деятельность, осуществляемая на различных уровнях (федеральном, уровне субъектов Федерации и местного самоуправления).
Теоретическое значение исследования
состоит в том, что отдельные
положения, выводы и предложения
представляют собой: дополнение в теорию
законодательной деятельности, совершенствования
механизма законодательной
Структура исследования. Курсовая работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список источников.
Глава I. Законодательный процесс и его стадии
§ 1. Понятие, сущность и стадии законодательного процесса
В юридической литературе
имеются различные
Достаточно широко понимает
суть законодательного процесса Б. А. Страшун.
По его мнению, законодательный процесс
как юридическое понятие
Такой вариант также возможен, имея в виду семантическую близость терминов «процесс» и «процедура»[3].
Наиболее оптимальным является следующее определение законодательного процесса — это упорядоченная деятельность парламента по принятию федерального закона, включающая ряд последовательных стадий (этапов): внесение законопроекта, рассмотрение законопроекта, принятие федеральных законов, подписание и обнародование федеральных законов. Конституцией РФ предусмотрено три вида законов Российской Федерации:
федеральные законы;
федеральные конституционные законы;
законы РФ о поправках к Конституции РФ.
Федеральные законы составляют
основной законодательный массив, над
которым работают парламентарии. Они
принимаются простым
Федеральные конституционные
законы впервые были закреплены в
конституционном