Конституционно-правовая регламентация законодательного процесса в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Целями исследования были определены: осуществление анализа сущности и содержания законодательной, научной и практической баз, относящихся к организации и осуществлению законодательного процесса на разных уровнях в Российской Федерации.
Для достижения указанных целей предполагалось решить следующие задачи:
- изучить и обобщить имеющиеся по данной проблематике источники, определить степень и уровень научной разработанности темы;
- исследовать сущность и содержание полномочий законодательного характера, предоставленных законодательным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;
- раскрыть особенности организации и осуществления законодательного процесса

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I . Законодательный процесс и его стадии………………………………7
1.1 Законодательный процесс: понятие, сущность, стадии
Глава II. Конституционно-правовые основы законодательного процесса в Российской Федерации
2.1 3аконодательная инициатива и ее субъекты……………………………….15
2.2 Законодательный процесс в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации………………………………………………16
2.3. Законодательный процесс в Совете Федерации…………………………..20
2.4. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации…………28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список источников и литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.73 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  М.Т. КАЛАШНИКОВА»

 

Факультет  Экономика, право  и гуманитарные науки

 

Кафедра «Государственно-правовые дисциплины»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право»

 

Конституционно-правовая регламентация  законодательного процесса в Российской  Федерации

 

 

 

 

                                                                           Выполнил студент  гр. Б02-411-9з

                                                                  Закирова Динара Робертовна

                                                          Научный руководитель:

                                                 к.и.н. И.Л. Поздеев

 

                                             Ижевск 2013

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I . Законодательный процесс и его стадии………………………………7

1.1 Законодательный процесс: понятие, сущность, стадии       

Глава II. Конституционно-правовые основы законодательного процесса в Российской Федерации

2.1 3аконодательная инициатива и ее субъекты……………………………….15

2.2 Законодательный процесс в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации………………………………………………16

2.3. Законодательный процесс в Совете Федерации…………………………..20

2.4. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации…………28

Заключение……………………………………………………………………….33

Список источников и литературы………………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего теоретической и практической значимостью необходимости исследования сущности и особенностей общественных отношений, возникающих и действующих между субъектами законодательного процесса. Законодательные (представительные) органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов призваны разработать основы правовой системы России. В указанном процессе, наряду с Федеральным Собранием Российской Федерации, активно участвуют законодательные органы субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации получив самостоятельность в сфере разработки нормативных правовых актов, обязаны при этом руководствоваться требованиями Конституции Российской Федерации (ст. ст. 1-5, 15, 7172, 76), соо1ветствующими Конституционными Федеральными и федеральными законами, регламентирующими законодательную деятельность законодательных органов всех уровней.

Законодательство всегда, на всех этапах становления, развития и совершенствования  государственно-правовых отношений, было, есть и остается эффективным инструментом государственного управления различными видами общественных отношений. Своевременность, точность законодательных решений, качество нормативных правовых актов в условиях развития рыночных отношений, проведения в жизнь политических, экономических и социальных реформ имеют особое значение. Разработка законов - сложная, ответственная и кропотливая работа, не терпящая торопливости и волюнтаризма. В силу указанного очень важное значение имеет наличие условий, возможностей для: внимательной, скурпулезной подготовки и «обкатки» каждого законодательного решения; сбора необходимых подготовительных материалов; проведения социологических исследований; анализа прогнозируемой эффективности будущего закона, его соответствия предъявляемым к нему требованиям.

В современных условиях становления  правовой системы России принятие законов  и подзаконных актов федерального уровня, уровня субъектов Федерации  и местного самоуправления, отвечающих требованиям экономического, политического, социального и конечно, правового  характера, невозможно без наличия  всесторонне продуманного и законодательно закрепленного механизма взаимоотношений  между всеми субъектами законодательного процесса.

Проблемы организации и осуществления  законодательного процесса всех уровней, сложности выработки и совершенствования  организационно-правовых основ деятельности законодательных (представительных) органов  государственной власти, недостатки в организации взаимодействия законодательных органов между собой и с другими видами органов государственной власти предопределили выбор темы исследования, необходимость осуществления комплексного анализа действующего национального, зарубежного и международного законодательства, научных источников российских и зарубежных ученых, сущности и особенностей практической законотворческой деятельности законодательных органов России и других государств.

Цели и задачи исследования. Целями исследования были определены: осуществление  анализа сущности и содержания законодательной, научной и практической баз, относящихся  к организации и осуществлению  законодательного процесса на разных уровнях в Российской Федерации.

Для достижения указанных целей  предполагалось решить следующие задачи:

- изучить и обобщить имеющиеся  по данной проблематике источники,  определить степень и уровень  научной разработанности темы;

- исследовать сущность и содержание  полномочий законодательного характера,  предоставленных законодательным  органам государственной власти  субъекта Российской Федерации;

- раскрыть особенности организации  и осуществления законодательного  процесса 

- предложить модельные нормы  для применения в сфере правовой  регламентации законодательной деятельности представительных органов субъектов Российской Федерации;

- выработать обоснованные предложения  по дополнению и изменению  действующих законодательных актов  федерального и субъектного уровня  в целях дальнейшего совершенствования  законодательного процесса.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления  законодательного процесса, на основе которых субъекты законодательной  деятельности исполняют свои полномочия. Кроме того, общественными отношениями  определены порядок и уровень  взаимодействия между законодательными органами всех уровней и иными  видами государственной власти.

Предметом исследования выступают  актуальные вопросы теории и практики законодательной деятельности, конституционно-правовые основы регламентации законодательного процесса в России в целом и  в ее субъектах.

Методологическую основу исследования составили: общенаучные и специальные  методы (анализ, синтез, сравнение, правовое моделирование), логический, системный  методы, методы сравнительного правоведения и государственного моделирования. В их числе также такие методы, как. сравнительно-правовой и формально-юридический - все вместе взятые, они позволили всесторонне и глубоко рассмотреть проблематику полномочий Думы как составной части всей законодательной системы Российской Федерации.

Эмпирическую базу исследования представляют Конституция России, действующие  конституционные федеральные и  федеральные законы, иное законодательство России и субъектов Российской Федерации, результаты аналитических исследований законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных  органов государственной власти различных субъектов Федерации, научные груды национальных и  зарубежных исследователей - специалистов в сфере законодательной деятельности.

Степень разработанности темы исследования. Исследованием отдельных проблем  становления, совершенствования института  законодательной деятельности занимались в различные времена российские, советские и зарубежные исследователи. В их числе A.A. Галкин, А.И. Ковлер, O.E. Куга-фин, Б.Н. Топорнин, В.Е. Чиркин. Вопросами становления законодательного процесса занимались: С.А. Авакьян, В.В. Гомуляк, И.В. Гранкин, Н.М. Добрынин, A.B. Зиновьев, А.Е. Козлов, А.И. Лебедев, A.B. Малько, Л.А. Окуньков, С.Л. Сергевнин.

Работы, указанных выше исследователей, явились отправной точкой для  исследования некоторых вопросов настоящей  проблематики такими учеными как: С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.В. Баглай, В.М. Баранов, В.В. Бородин, Л.В. Бутько, A.A. Вихров, А.Б. Венгров, Б.И, Габричидзе, ПП. Глущенко, Д А Киримов, В.В. Лазарев, О Э. Лейст, Е.П. Пашков, A.C. Пиголкин, В.П Сальников, Б.А. Страшун, С В. Плепин, А.В Стремоухов, Б.С. Эбзиев, Л.М. Энтин и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые критически представлена законодательная деятельность, осуществляемая на различных уровнях (федеральном, уровне субъектов Федерации и местного самоуправления).

Теоретическое значение исследования состоит в том, что отдельные  положения, выводы и предложения  представляют собой: дополнение в теорию законодательной деятельности, совершенствования  механизма законодательной базы, разработку, либо новую трактовку отдельных разделов конституционного (государственного) права и смежных с ним отраслей права; методику осуществления взаимоотношений между субъектами законодательного процесса и повышение уровня теоретических знаний о правовой основе организации законотворческой деятельности в субъекте Российской Федерации.

Структура исследования. Курсовая работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Законодательный процесс и его стадии

§ 1. Понятие, сущность и стадии законодательного процесса

В юридической литературе имеются различные терминологические  варианты наименования процедуры принятия законов, В. Е. Чиркин, например, говорит  о законодательном процессе и  других формах работы парламента, полагая, что главной формой работы парламента является законодательствование. При этом он использует термин «процесс законодательства»[1]. Конечно, законодательный процесс отражает и является проявлением форм деятельности парламента. Однако сводить деятельность парламента только к этой форме деятельности — явно не достаточно.

Достаточно широко понимает суть законодательного процесса Б. А. Страшун. По его мнению, законодательный процесс  как юридическое понятие необходимо строго отграничивать от общесоциального понятия законотворчества. Законодательный процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значении: 1) порядок деятельности (в данном случае - по созданию закона) и 2) сама эта деятельность. Она осуществляется законодательным органом — парламентом и главой государства при возможном в определенных случаях участии правительства либо, в редких случаях, — посредством процедуры референдума. Законотворчество — более широкое понятие, ибо охватывает деятельность, подчас не регулируемую, и не исчерпывается собственно созданием закона, а включает оценку его эффективности и возможную последующую корректировку[2]. Если продолжать анализ проблемы с точки зрения терминологического ее обозначения, то, например, в Регламенте Государственной Думы применяется термин «законодательная процедура».

Такой вариант также возможен, имея в виду семантическую близость терминов «процесс» и «процедура»[3].

Наиболее оптимальным  является следующее определение  законодательного процесса — это  упорядоченная деятельность парламента по принятию федерального закона, включающая ряд последовательных стадий (этапов): внесение законопроекта, рассмотрение законопроекта, принятие федеральных  законов, подписание и обнародование  федеральных законов. Конституцией РФ предусмотрено три вида законов  Российской Федерации:

федеральные законы;

федеральные конституционные  законы;

законы РФ о поправках  к Конституции РФ.

Федеральные законы составляют основной законодательный массив, над  которым работают парламентарии. Они  принимаются простым большинством голосов.

Федеральные конституционные  законы впервые были закреплены в  конституционном законодательстве Конституцией РФ 1993г. Их исчерпывающее  число и предмет регулирования  прямо установлены Конституцией РФ. К ним относятся законы: об условиях и порядке введения чрезвычайного  положения на территории РФ или в  ее отдельных местностях (ст. 56 и 88); о принятии в РФ и образовании  в ее составе нового субъекта, а  также об изменениях в составе  РФ (ст. 65, 66, 137) и т.д. Для того чтобы  принять ФКЗ требуется квалифицированное  большинство голосов парламентариев — не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и ⅔ от общего числа депутатов Государственной  Думы. Принятый федеральный конституционный  закон не может быть отклонен Президентом  РФ.

Информация о работе Конституционно-правовая регламентация законодательного процесса в Российской Федерации