Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:49, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Целями исследования были определены: осуществление анализа сущности и содержания законодательной, научной и практической баз, относящихся к организации и осуществлению законодательного процесса на разных уровнях в Российской Федерации.
Для достижения указанных целей предполагалось решить следующие задачи:
- изучить и обобщить имеющиеся по данной проблематике источники, определить степень и уровень научной разработанности темы;
- исследовать сущность и содержание полномочий законодательного характера, предоставленных законодательным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;
- раскрыть особенности организации и осуществления законодательного процесса
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I . Законодательный процесс и его стадии………………………………7
1.1 Законодательный процесс: понятие, сущность, стадии
Глава II. Конституционно-правовые основы законодательного процесса в Российской Федерации
2.1 3аконодательная инициатива и ее субъекты……………………………….15
2.2 Законодательный процесс в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации………………………………………………16
2.3. Законодательный процесс в Совете Федерации…………………………..20
2.4. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации…………28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список источников и литературы……………………………………
Законодательный орган субъекта направляет
высшему должностному лицу субъекта
планы законопроектной работы и
проекты законов субъекта. На заседаниях
законодательного органа субъекта и
его органов могут
Законодательный орган субъекта может
принимать участие в
Законодательный процесс является
формально юридическим
Заключение
В результате проведенного исследования,
объектом которого выступила конституционно-
Значение законодательного процесса
в первую очередь связано с
его ролью в механизме
Законодательный процесс, иными словами, является одной из составляющих законотворчества, отражая процессуальную сторону этого явления. Законодательный процесс в разных странах имеет ряд особенностей, однако, несмотря на существующие отличия, можно выделить следующие общие признаки законодательного процесса:
1)состоит из нескольких этапов
(стадий), последовательность и
2)осуществляется специальными субъектами;
3)результатом является
С формальной точки зрения сам законодательный
процесс представляет собой сложную
систему организационных
Субъектами законодательного процесса являются субъекты права законодательной инициативы, а также граждане и их объединения, лица, обладающие специальной правосубъектностью (депутаты), их объединения, а также государственные органы, их подразделения, государственные, общественные организации, научные учреждения, которые тем или иным образом участвуют в создании закона.
Все субъекты могут быть разделены на следующие группы:
1) в обязательном порядке
2) участвующие в законодательном
процессе в силу специфики
конкретного законодательного
Кроме того, анализ действующего законодательства, а также юридической доктрины позволяет выделить следующие общие для всех субъектов законодательного процесса признаки:
1) они участвуют в этом процессе в силу своих полномочий (прав и/или обязанностей), установленных, как правило, конституциями и принятыми в соответствии с ней иными законами;
2) совершают в рамках
3) действуют в рамках нормативно определенных процедур, вызывают (как правило) юридически значимые последствия;
4) действуют с целью создания закона.
Законодательный процесс в субъектах
Федерации является разновидностью
правотворческого процесса и представляет
собой систему процедур, последовательно
осуществляемых органами государственной
власти субъектов РФ и связанных
с рассмотрением
В любом случае, необходимо отметить, что данная тема исследования обладает значительным научно-практическим потенциалом, который может позволить в дальнейшем выйти на формулирование конкретных предложений по совершенствованию организации законодательного процесса в РФ.
Список источников и литературы
Нормативные акты
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (от 30.12.2008 № 7-ФЗ) // Российская газета от 21.01.2009 № 7.
Указ Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступлении в силу Федеральных законов" //Собрание актов Президента и правительства РФ. I994. №6. ст.1173.
Указ Президента Российской Федерации " О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти". Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 27.05.1996, N 22, ст. 2663, "Российская газета", N 99, 28.05.1996.
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 N 10-П "По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации"
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 N 2-П "По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации"
Регламент Совета Федерации
Регламент Государственной Думы [1] См.: Теория права и государства. / Под ред. Лазарева В.В./. М.: Юрид. лит., 2002. C.123.
Монографическая литература
Алексеев С.С. Государство и право. М., I994. C.I90.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2005
Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Елисеев Б.П. Конституционное право современной России. Учебник для ВУЗов. – М.: ДиС, 2001
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.А. Окуньков. – изд. 2-е, дополненное и переработанное.
Некрасов С.И. Конституционное право РФ. Пособие. – М.: Юрайт, 2004
Чиркин В.Е. Конституционное право России. Учебник. - 3-е изд. - М.: Юристъ, 2004
Журнал Российского права. 2001. № 9
Журнал Российского права. 2004. № 5
Журнал Российского права. 2003. № 11
[2] См., например: Краснов Ю.К. Законодательный
процесс в Государственной
[3] Ткаченко В.Г. Некоторые
[4] Конституция Российской
[5]Конституционное (
[6] СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824., СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3487; СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 134.
[7]Марченкова Е.М. Законодательство субъектов о нормативных правовых актах // Журнал российского права. 1998. N 6. С. 78 - 79.
[8] Метшин И.Р. Правовая система республики в составе Российской Федерации. М., 2002. С. 99.