Контрольная работа по «История правовых и политических учений»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 00:58, контрольная работа

Описание работы

Задание 1
Охарактеризуйте политические и правовые взгляды Платона и Аристотеля. Соотнесите их учения, одновременно проецируя их на современные общественно-политические отношения.

Задание 2

В чём сущность немецкого национал-социализма? Приведите примеры его существования в исторической ретроспективе. Существовал ли аналогичный политический режим где-либо ещё?

Файлы: 1 файл

ЧИ 96(2)_Ответы_ред..doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, необходимо акцентировать внимание на том, что и «умеренный» подход, несмотря на определённо трепетное отношение к независимости личности, содержит внутри своей структуры потенцию узурпации власти над индивидуальной свободой с целью обретения общего блага. Глубокий анализ целей и задач определённого сообщества сквозь призму обязательного личностно социализированного совершенствования логически приводит к выводу о том, что государство должно укреплять не все подряд, а только те виды и формы человеческой интенциональности и активности, которые адекватны конкретному видению общего блага. Соответственно, данное обстоятельство неизбежно влечёт за собой актуализацию приоритета одних форм социализированной жизни на фоне других. Исходя из этого, происходит оформление ценностной иерархии альтернатив и некоторая часть таковых вполне детерминированно оказывается вне сферы покровительства государством (а в более жёстком варианте – санкционированно наказывается).

Данное обстоятельство приводит к тому, что, постольку, поскольку общее благо имеет ввиду существенное критериальное различие между категориями «хорошего» и «дурного», то актуализация и, тем более, консервация критериев такого рода различия обязательно предполагает необходимость определённой экспертной оценки, иначе говоря, некоторую форму морального патернализма. Всё это создаёт характерную напряжённость во взаимодействии между справедливостью, основанной на стандартах и эталонах «качества жизни» и совершенствования, и справедливостью, которая наибольшее значение признаёт за индивидуальной свободой. Исходя из этого, по всей видимости, невзирая на свой (как представляется) гораздо более насыщенный социальный и морально-регулятивный потенциал, социал-демократическая концепция справедливости, тем не менее, нуждается в долгосрочной корректировке своих принципиальных тезисов с обязательным учётом конструктивной критики, стоящей на позициях приоритета свободы, характерной для современной модели либерализма 16.

 

Задание 2

 

В чём сущность немецкого национал-социализма? Приведите примеры его существования в исторической ретроспективе. Существовал ли аналогичный политический режим где-либо ещё?

ОТВЕТ 2:

 

 

Под национал-социализмом в научном дискурсе чаще всего понимается идеология рабочей партии Германии (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия; немецкая аббревиатура – НСДАП, то есть «National-sozialistische Deutschlands Arbeiter Partei» в оригинале), которая, с точки зрения различных специалистов ХХ века в области изучения истории государства и права, могла быть истолкована советскими идеологами и как фашистская 17. Однако, в широком смысле слова, если подходить к используемой нами терминологии с позиций современного комплексного подхода, под национал-социализмом понимаются идеология, специфическое политическое движение и развитая система власти, базирующиеся на эксплуатации громких лозунгов национализма и социализма. Само словосочетание «национал-социализм» почти не применяется в обыденном общении, поскольку для реализации соответствующих целей и задач, как правило, предназначается содержащий негативный смысл синоним «нацизм» (который изначально стал маркером чего-то маргинального по отношению к конструктивно ориентированным культурам и цивилизациям). В ряде случаев, по оценкам различных исследователей, словосочетание несёт скорее нейтральную коннотацию, вполне устойчиво ассоциируясь с государственной идеологией, экономической и политической доктринами Третьего Рейха 18.

Достаточно весомая национал-социалистическая немецкая рабочая партия сгенерировалась в Мюнхене в форме народного движения в январе 1919 г. и выражала интересы наиболее реакционных и агрессивных кругов монополистической буржуазии. Одновременный толчок к её генезису предоставили националистические и леворадикальные устремления. Создатели партии определили для неё такое название, руководствуясь конкретными демагогическими целями и стремясь расширить её массовую базу. Данное движение в 1920 г. трансформировалось в Рабочую партию, главами которой стали слесарь А. Дрекслер и журналист К. Харрер. Тем не менее, через краткое время после этого политическое лидерство было актуализировано уже ветеранами Первой мировой войны А. Гитлером и Э. Рэмом. Многочисленные проблемы германского государства в программе данной партии (1920) коррелировали с необходимостью пресловутого расового очищения, социализации экономики на национальной почве. Амбициозные лидеры НСДАП попытались придти к власти в Баварии путём организации военного путча; однако он был подавлен, а партия – объявлена маргинальной и запрещённой. Тем не менее, спустя короткий срок данный запрет был аннулирован (1925), и партия начала стремительно набирать популярность. Под символическим влиянием созданной А. Гитлером, находившимся в заключении после путча, книги «Моя борьба» программа НСДАП была обновлена (1926).

В начале 20-х гг. ХХ века в Германии, которая приняла поражение в итоге Первой мировой войны и была отягощена множеством социально-экономических проблем и затруднений, политических и идеологических разногласий и конфликтов, было сгенерировано национал-социалистическое движение. Оно проявило себя в качестве специфического проявления достаточно глубокого социокультурного кризиса, который объял в тот период истории одну из влиятельнейших стран Западной Европы. Данное движение стало позиционировать собственную комплексную программу решения серьёзного кризиса и спровоцировало достаточно жёсткую борьбу за кардинальную политико-правовую трансформацию Германии, основанную на принципах национал-социализма 19.

В 1933 г. нацисты, руководимые А. Гитлером, захватили власть и установили специфический политический режим в Германии. По мнению многих советских исследователей, для идеологии национал-социализма наиболее характерны такие проявления, как радикальный антикоммунизм и антидемократизм, расизм, шовинизм, реваншизм.

После сокрушительного поражения Германии во второй мировой войне национал-социалистская партия была признана на Нюрнбергском процессе (1945-1946) преступной организацией, подлежащей полной ликвидации. Последовательная денацификация была осуществлена лишь в Восточной Германии на территории послевоенной ГДР. Преемниками идей реваншизма стали неонацисты ФРГ, которые вели активную пропаганду по реабилитации нацизма, выступали за пересмотр политических итогов второй мировой войны20.

НСДАП нацеливала своих акторов на принципиальную и глубокую социализацию экономики: аннигиляцию нетрудовых доходов, переход к сущностному государственному регулированию деятельности крупных монополий, конфискацию военных прибылей, генерирование «корпоративного производства». Принципиальную роль в данной программе играла аграрная реформа, позиционировавшая наделение крестьян землёй за счёт безвозмездных конфискаций у такой категории населения, как дворянство, и, по большому счёту, у материально обеспеченных евреев-собственников. Что касается тех, кто не хотел укреплять нацию, то их предписывалось высылать из страны под девизом национального «единства». Программный документ партии выразил достаточно негативное отношение в адрес либеральных парламентских институтов. Данный пункт, вместе с социально-экономической программой, вызвал особенные одобрение и поддержку со стороны рабочей массы (немаловажно при этом, что по социальному составу НСДАП на 45% была рабочей партией).

В определённой степени успех НСДАП был обусловлен формированием её чёткой организационной структуры, которое началось в 1921 г. Главы конкретных ячеек назначались так называемыми гауляйтерами (то есть координаторами областных организаций). Немаловажно, что партия устраивала и проводила ежегодные съезды, плавно трансформировавшиеся в массовые политические манифестации. В 1921 г. в партии стали организовываться специализированные «охранные отряды» (СА), в 1925 г. была заявлена параллельная военная структура – «охранные эскадроны» (СС). Вследствие бунта СА, в определённой степени спровоцированного феноменами внутрипартийной коррупции, была сгенерирована ещё одна разновидность военизированно-полицейских подразделений – «служба безопасности» (СД). Ориентация на военные методы вызвала достаточно широкую поддержку (с 1928 г.) описываемой партии в коммуникативной среде военных. Помимо всего прочего, охранные службы партии стали эксплуатироваться правительствами земель в полицейских целях. Принципиальный отказ от парламентаризма спровоцировал внимание у ряда финансовых групп Германии, которые выразили НСДАП денежную помощь. К началу 1930-х гг. партия оформилась в весьма мощную независимую политическую силу, в поддержку которой голосовало не менее трети избирателей, ввиду того, что социализированная программа партии показалась им реалистически привлекательной.

Очевидное ослабление символических позиций центристских, либеральных партий в 1920-е гг. (вызванное многими кризисными явлениями) определило возможность перерастания политического радикализма в особый уклад военно-государственной диктатуры, быстро поставившей страну на порог буквально национальной гибели 21.

К началу 1930-х гг. Германия оказалась в очередном политическом кризисе. Правительство оказалось неспособно в конституционных рамках решать социальные и экономические проблемы страны. Всё ещё продолжавшие влиять последствия поражения в войне постоянно провоцировали оппозиционно-националистические настроения в обществе, стремления к военному реваншу. Политические и социальные проблемы обострились в условиях общеевропейского экономического кризиса.

В этих условиях Национал-социалистическая партия стала пользоваться всё увеличивающейся поддержкой народа даже в сравнении с другими левыми партиями 22. С 1933 по 1945 г. немецкие национал-социалисты стояли у власти, непосредственно внедряя в государственно-правовую практику, в науку о государстве и праве исповедуемые ими принципы. Идейное ядро этих национал-социалистических представлений – проект тоталитарной политической власти. По убеждению национал-социалистов государство должно быть лишь одним из элементов (но вовсе не главным) германской политической общности. Она имеет следующее тройственное членение:

1) «движение» (т. е. национал-социалистическая  немецкая рабочая партия);

2) «государство» (собственно  административный аппарат);

3) «народ» (т. е. немцы, сорганизованные  в различные непартийные и негосударственные объединения) 23.

Диктат нацистской партии над государством предлагалось обеспечить с помощью ряда средств. В особенности упор делался на «унификацию» партии и государства. Точнее говоря, на срастание нацистской партии с таковым и на осуществление данной партией полновластного руководства им. Конкретно под «унификацией» понималось проведение комплекса определённых прикладных мер. Исходя из этого, необходимо указать на некоторые из них.

  1. Назначение на все более-менее заметные государственные посты только акторов нацистской партии.
  2. Принадлежность к ней – первая и важнейшая привилегия при занятии государственной должности.
  3. Сосредоточение на самом верху политической пирамиды государственной и центральной партийной власти в одних и тех же руках.
  4. Узаконение самим государством повсеместного партийного контроля над всеми государственными органами, их кадрами и деятельностью.
  5. Передача государственных функций органам нацистской партии.
  6. Слияние родственных, «однопрофильных» государственных и партийных формирований.
  7. Установление государственной платы (подобно жалованью чиновникам) партийным функционерам, которые занимаются собственно партийно-организационной и агитационно-разъяснительной работой.

Одновременно подчеркивалась также потребность и в сохранении немалого числа внешних, сугубо институциональных различий между партией и государством. Мнение об удержании названных различий базировалось на той посылке, что организационное, формальное несовпадение партии и государства соответствует глубокой исторической традиции (отход от которой принесёт больше издержек, чем дивидендов) и является по прагматически-политическим мотивам целесообразным.

Националистическому партийному государству, по мысли его конструкторов, надлежало стать (и оно в определённой степени стало) полной противоположностью демократически-правового государства, которое они отвергали как противное природе германской нации установление. Руководство таким государством должно было осуществляться (либо уже осуществлялось) исключительно вождём (фюрером) – конкретно А. Гитлером. Постулат о необходимости именно такого политического руководства государством, движением, народом, или «фюрер-принцип», также входит в ядро нацистской политико-правовой идеологии 24.

Её приверженцы видят в вождизме (А. Гитлер как олицетворение верховного вождя) естественное следствие и завершение иерархического построения всякой расовой социально-политической общности. Для них вождизм – наилучшая форма организации власти, упорядочения властных отношений. Данная система предполагает на каждой ступени партийной и государственной иерархии соответствующего назначенного чиновника – начальника, который самолично и правильно решает всё, отнесённое к его компетенции. Свою власть он получает от вышестоящего начальствующего лица, от него полностью зависит и непосредственно перед ним отвечает. Никакие представительные учреждения, тем более «низы», не могут вмешиваться в прерогативы и деятельность начальствующих лиц (то есть «фюреров» разных рангов).

На вершине всей иерархической пирамиды стоит одна фигура – вождь. Фюрер персонифицирует волю народа, точно выражает его расовый дух. Исходя из этого, его авторитет непререкаем, власть безгранична. Она носит по преимуществу (в плане обоснования) мистический и личностный характер. Вождь – харизматический лидер. Беспрекословное выполнение приказов фюрера или приказов подчинённой ему касты фюреров меньшего калибра и есть осуществление чаяний народа. Между фюрером и народом нет (и быть не может) каких-либо посредников. Вождь и народ едины. Никакие представительные учреждения не в состоянии выражать общенародные интересы, на это способен только фюрер. На основании этого никто не должен (не имеет права) даже в малейшей степени ограничивать его власть, его служение идее народа.

Субстратом государственности в нацистской идеологии выступает «народ», «народная общность». Нацисты уверяли, будто «народ» для них – основополагающая ценность. Наряду с «фюрер-принципом» категория «народ», подвергнутая нацистской обработке, предназначалась для искоренения теории и практики демократического правового государства. С её помощью старались, в частности, опрокинуть один из устоев либерализма – взгляд на свободного независимого индивида как на ценность приоритетную в нормальном государственно-организованном обществе. Нацистское кредо было радикально иным, прямо противоположным: «Ты – ничто, твой народ – всё!».

Информация о работе Контрольная работа по «История правовых и политических учений»